§ 2. О Св. Писании

§. 2.

О с. писании.

Священное писание (а) есть истиннейшее слово Божие (в).

Что есть ветхий и новый завет? и что есть закон и Евангелие?

(а) С. писание разделяется на ветхой и новой завет.Ветхий завет содержит в себе закон предуготовляющий человека к совершенному приятию веры Христовы, также пророчества и проображения благодати Евангельския; а новой открывает оных пророчеств и проображений исполнение, и проповедует великое милосердие Божие заслуженное нам смертию Иисус Христовою. Также делится на закон и Евангелие. Под именем закона все те места разуметь надобно, в которых Бог строго требует точнаго заповедей своих наблюдения; а за преступление оных грозит наказать самыми страшными казнями. А чрез Евангелие разумеется все то, что касается до милосердых Божиих обещаний, и оной любви, которою нас возлюбил Небесный Отец ради возлюбленнаго Сына своего. Так напр. оныя слова сказанныя от Бога Аврааму Бытия гл. 21. ст. 18. Благословятся о семени твоем вси языцы земнии, суть Евангельския. Творец с. писания есть Дух Святый: ибо кто может знать тайны сокровенныя в Боге, разве токмо Дух сущий в нем? 1. Корин. гл. 2. ст. 11. А органы, или орудия его были Пророки и Апостолы, по оному с. Петра слову 2. гл. 1. ст. 21. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы.

Доказательства, что с. писание есть слово Божие.

(в) Что с. писание есть слово Божие, в том истинный Христианин уверяется от внутренняго действия, какое в самом себе чувствует, читая или слушая высокое учение во оном писании содержимое. Но как, может, не всяк, а наипаче из непросвещенных, силу действия сего внутрь себя чувствует, то довольнейшия к подтверждению того имеются доказательства. 1) Яснейшее и всем известное пророчеств исполнение. Какое напр. пророчество было Патриарха Иакова Бытия гл. 49. ст. 10. о будущем Иудином Царстве, и о пребывании его до пришествия Мессиина. Пророчества Данииловы о будущих в Монархиях света переменах с предсказанием самых случайных обстоятельств, гл. 2. ст. 31. и гл. 8. ст. 8. также о пришествии и страдании Христовом, и о уничтожении жертв ветхаго завета гл 9. ст. 24. Пророчества Исаины и Малахиины о обращении языков к истинному Богу. Исаии гл 2. и ст. 11. Мал. гл 1. ст. 10. Также пророчества Христовы о разорении Иерусалима и о расточении Иудеев Матф. гл. 24. ст. 2. и гл. 23. ст. 35. другия премногия пророчества умалчиваю. Сих пророчеств событие столь ясно, что весь свет тому есть не оспоримым свидетелем. А как человек кроме Бога, что и завтра случится, узнать не может; не говорю за пять сот или и за тысячу лет прежде: то без сомнения писание, пророчества такия содержащее, почитать надобно за Божественное. 2.) Великая как Догматов, так и заповедей святость. О величестве бо Божии и о тайнах спасения нашего с. писание столь изрядно разсуждает, что превосходнее ничего выдумать не можно. Богопочтения от нас не требует, разве какое пристойно Божеству и разумной твари. Духом бо и истинною кланятися повелевает, и дух сокрушенный подтверждает быть жертву приятную Богу. Чтож касается до заповедей, оныя тем святее, что человеку предписывают самый превосходный путь к совершенству. Повелевают Бога любить всем сердцем и всею душею, ближняго не только не обижать, но еще всячески стараться ему в нуждах вспомоществовать; да не только сие делать другам нашим, но и самым неприятелям вместо отмщения благодетельствовать; кратко: не только ни кому зла не делать, но и в сердце того не держать. А вобще о всех заповедях Христианских сказать по истинне должно, что и с здравым разумом весьма сходны, и ни в каких нехристианских книгах столь исправнаго и непорочнаго нравоучения сыскать не возможно. А что в христианстве есть и такие догматы, которые превосходят понятие наше, и тому дивиться не должно. Яко не испытанны суды Божии, и не изследованныпутие Его: кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? Рим. гл 11. ст. 33. 3.) Удивительная, или паче удивление превосходящая проповеди Апостольской сила. Апостолы в малом числе ни какой не имея силы, но паче бедныя, слабыя и скудныя, без всяких оружий, без всякой витийственной силы, но проповедию простою, в краткое время безчисленные народы под иго святейшия веры покорили. Против которых притом все Императоров, учение их запрещающия, указы, угрожения, мучения, и Философов хитросплетенные доводы и коварныя мнения ни мало не устояли. Кто здесь не видит ясное самаго Бога действие? Но как Апостольское учение в священном писании содержится; да онож и с прочими священными писателями точно сходно: то ни малаго не остается сомнения, учение христианское почитать за Учение Богом самим откровенное. Сверьх того, ежелиб учение Апостольское было не Божественное, то что бы их склонило к сему вымыслу, и оным прельщать человеческий род? Польза ли? Но они и собственнаго своего всего охотно лишались, да и не стараться о снискании богатства, других научали? Надежда ли получить какую честь? Но сего надеяться не могли: ибо Учитель их предсказал им только беды и смерти, и послал их яко агнцев посреде волков. Да может скажет кто, что они по своей простоте и неразумию обманулись. Но невидно нимало сего неразумия в высоких и премудрых их писаниях. Да опять как бы не один человек, но многие чрез толико веков, или паче, от самаго начала мира в таком вымысле согласиться могли? Скорее поистинне все невозможное сделается, нежели чтоб сие сделаться могло. Почему без всякаго сомнения всяк содержать должен, что с. писание есть истиннейшее слово Божие. Пространнее об етом предложено; ибо сими доводами вместе доказывается и то, что благочестие Христианское есть истинное.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.