§ 10. О таинстве святыя Троицы

§. 10.

О таинстве Святыя Троицы.

Августейшая Евангельская вера во первых научает нас, что Бог един есть по существу (а), но в трех лицах: Отец нерожденный, Сын от Отца предвечно и неизреченно раждаемый, и Дух Святый от тогожде Отца непостижимо происходящий, единым нераздельным поклонением и служением почитаемый и прославляемый (в).

(а) Разум наш познает, что есть Бог, что есть един и прочия его свойства: но и вера нас тому же научает; ибо вера здравому разуму противна быть не может. Между познанием, какое разум имеет о Боге, и между познанием веры есть то различие, что оное утверждается на доказательствах, какия разсуждение наше в союзе вещей находит; а сие имеет основание на истиннейшем Божием слове. Познание веры есть совершеннейшее и удаленно от всякаго сомнения: ибо скорее всякое наияснейшее человеческое разсуждение обмануть нас может, нежели чтоб слово Божие солгало когда. Здесь бы надлежало доказывать бытие Божие, и пространное о свойствах Его иметь разсуждение: но о сем уже довольно объявлено в первой части с самаго начала.

(в) Святая вера открывает нам высочайшую тайну Святейшия Троицы, то есть, что Бог единый существом есть в трех лицах, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый; однако не три Боги, но един Бог, ибо едино существо. Отец есть Господь, Сын есть Господь, Дух Святый есть Господь; однако не три Господа, но един Господь: Отец всемогущий, Сын всемогущий и Дух Святый всемогущий; однако не три всемогущия, но един всемогущий Бог: верую в Бога Отца, верую в Бога Сына, верую в Бога Духа Святаго; однако не три веры, но едина вера: служу Богу Отцу, служу Богу Сыну, служу Богу Духу Святому; однако не три служения, но едино служение, едино почитание, едино поклонение, едино прославление Святыя Троицы. Отец есть ни создан, ни рожден; Сын есть не создан, но от Отца рожден; Дух Святый ни создан, ни рожден, но от Отца исходящ. Предвечное есть рождение Сына Божия, предвечное есть исхождение и Духа Святаго. Не вместителен уму нашему образ рождения Сына Божия, не вместителен образ и исхождения Духа Святаго: но просто без испытания верую покаряя себя с глубочайшим благоговением истинне откровения Божияго. Сие таинство есть из сокровеннейших; однако слово Божие в том нас наисильнейше уверяет. Крещаемся мы Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Матф. гл. 28. ст. 19. При крещении Спасителеве Отец Небесный свидетельствовал о единородном Сыне своем, который совершал на земли дело спасения нашего; а Дух Святый в виде голубине Егож покрывал своим осенением. Матф. гл. 3. ст. 16. и 17. В Евангелии у Иоанна пишется гл. 15. ст. 26. Егда приидет утешитель, Его же аз послю вам от Отца, Дух истинны, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне. Но и в прочих с. писания ветхаго и новаго заветов книгах на многих местах Сыну Божию и Святому Духу приписываются и имя и честь и премудрость и сила и прочия свойства единому Богу пристойныя. Впротчем не должно удивляться, что сия высокая тайна нашему слабому разуму не совсем понятна. Ибо понятие наше столь тесными ограничено пределами, что должны с Соломоном признаться, Прем. гл. 9. ст. 16. Что едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом: а яже на небесех, кто изследи? волю же твою, Боже! кто позна? Аще бы не ты дал еси премудрость, и послал еси Духа Святаго твоего от высоты. Однако во удовольствие наше и ко успокоению наших мыслей Дух Cвятый нас утешает тем, что обещает некогда в блаженной жизни полным и явственнейшим ум наш осиять познанием. Что теперь познаем темно и в гаданиях, тогда ясно и откровенно; и тогда возрадуемся приемля довольнейшее награждение за претерпение нашея веры. Ныне разумею от части, тогда же познаю, яко же и познан бых. 1. Корин. гл. 13. ст. 12. Вемы, егда явится, подобни ему будем; ибо узрим Его, яко же есть 1. Иоан. гл. 3. ст. 2.



Оглавление

Богослужения

23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.