§ 18.

§. 18.

Сего средства к умилостивлению Бога и к возставлению нашего естества разум человеческий изобрести не может.

Что надобно думать о законе и покаянии вне Евангелия?

Что до сих пор ни сказанно, все то и разуму нашему довольно понятно, и развеб был крайне кто безстыден, чтоб в том дерзнул спорить. Но когда тот же разум наш ищет, каким бы способом можно было умилостивить Бога и избавиться нещастия, в какое ввергло себя человечество: то уже тут останавливается и ослабевает. Узнает он, что, разсуждая благость Божию неисчерпаемую, надобно быть такому средству; но какое имянно оно, того ни мало не постигает. Кажется, что мы два, а не больше, такия средства вообразить себе можем: исполнение Божия закона, и покаяние. Но сии средства в неотрожденном благодатию человеке суть не сильны, и сии убежища слабыя. Ибо что касается до перваго, чтоб исполнять Божий закон; то подлинно сие средство было бы действительно, ежели бы мы единственно пребывали в делании добра и не преступали бы вечный Божий закон: но как выше показано, что всяк погрешает или делами, или словами, или мыслями, и нет, да и не было никогда столь святаго, которой бы не послужил греху; так уже вот и видно, что сие средство не сильно Бога умилостивить и пред судом его поставить нас праведными. И в сем-то точно разуме премудрый Павел на многих местах вопиет, что не оправдится человек от дел закона, К Галат. гл. 2. ст. 16. что кроме закона правда Божия явися, Рим. гл. 3. ст. 21. что елицы от дел закона суть, под клятвою суть. И в псалме 142. ст. 2. Не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый. Не должно из сего заключать (как-то некоторые из учения Павлова то выводили), аки бы делать добро, и закон Божий исполнять, не надобно было; да не будет: Как-то мы особенно об этом в своем месте будем говорить: но, что не должно думать, аки бы мы чрез свои дела пред Богом оправдиться могли. Чтож касается до покаяния, то кажется должно бы оно одно быть надежда виновному и утешение грешнику: но не так оно есть. Ибо покаяние могло бы умилостивить Бога, но истинное, с крайним отвращением от греха и с твердым предложением, на те же грехи не возвращаться. Но может ли человек крайне растленный и ежечасно страстьми смущаемый такое иметь покаяние? Не имеет он такого отвращения от греха, какогоб достойно было сие превеликое зло прогневляющее безконечнаго Бога. А хотяб и сие могло быть, но человек, сколькоб впрочем осторожен ни был, после признания во грехах паки оными себя опорочивает; пием бо беззакония яко воду, и проданы под грех по Павлову слову; и сие греховное действие продолжается чрез всю человеческую жизнь. Так какоеж се покаяние, и как оно Бога может умилостивить? Не разумею я здесь покаяние Евангельское, или Христианское. Оно инаго рода, и знаю, сколь оно действительно, как-то после объявлено будет; но говорю о покаянии, какое бы человек мог иметь сам по себе без благодати Евангельской. Такое разсуждение и с разумом весьма сходно, и с. писание наибольше нам о том напоминает, что человек сам по себе не имеет довольных сил к умилостивлению Бога, разве токмо ежечасно его прогневляет. Прежде бо обвинени есмы, Иудеи же и Еллины вси под грехом быти Рим. гл. 3. ст. 9. то есть, что все люди опровержены в пропасть греха, и оттуду избавиться сами собою силы не имеют. Сие разсуждение должно всякому крепко памятовать: ибо оно дает знать, сколь необходимо нужна человеку есть вера Евангельская: как-то сим точно образом святый Павел расположил свои послания к Римляном, к Галатом и ко Евреем. Да и подлинно никто не ищет врача, пока не узнает, что он бедственно не мощен. Но может спросить кто, что по этому должно нам впасть в отчаяние? Подлинно так, ежели посмотрим на самих себя: но когда разсуждаем неисчерпаемую Божию благость и безконечную его премудрость; то довольнейшая с сей стороны нас ободряет надежда и наше отчаяние разгоняет; и в сей надежде должны мы с Исаиею часто повторять: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене; яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом: Исаии гл. 1. ст. 9. а благословенное сие семя есть Христос к Галат. гл. 3. ст. 16. и в мысли содержать, что Павел к Рим. гл. 3. ст. 21. написал: ныне кроме закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и Пророк: правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих.

Доселе из разсуждения здраваго разума доказываемо было, приводя ко изъяснению пристойныя из с. писания места: но следующая часть на едином Божием слове утверждается; хотя ко изъяснению тогож и естественныя понятия служить могут.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.