В день Казанския Богородицы

СЛОВО

В ДЕНЬ КАЗАНСКИЯ БОГОРОДИЦЫ.

Благодеяния Божия, кои мы ежегодным воспоминанием празднуем, были на нас излиянны на сем самом месте, на коем мы днесь священную совершаем ему службу. Был сей град по правосудным Вышняго судьбам, предан в руки иноплеменников, которые все удовольствие свое находили в величайшем нещастии нашем. Сей день был тот, в которой по бедственной оной буре возсияло ведро нашего избавления. И как мы обыкновенно любопытствуем узреть то место, где чтолибо чрезвычайное случилось, то сие самое есть место то, сей град Китай, которой в настоящей день из рук неприятельских получил свободу. Можем ли или должны ли мы когда предать сие забвению? буди во веки благословенно открывшееся над предками нашими небесное покровительство! да продолжится же милость сия и над нами их потомками, оказанное благодеяние в благодарной памяти всегда содержащими!

Подлинно единыя Божия благости дело есть, предварять наши бедствия, и избавлять нас от оных: аще не Господь сохранит град, всуе и бдящии и стрегущии:1 но зависит и от нас быть тоя милости достойными и превратностями своими не привлекать на себя мщения правосудия Его. Сие есть искушать Господа сил, естьли упование возлагать на него и тогда, когдаб мы предавали себя всему своевольству развращенной жизни, и в том бы не раскаянными пребывали.

Вы мне представите, колико Бог к грешникам милосерд есть: но я в беседе моей хощу вам представить, колико строг он есть и в наказании грешников; не для того, чтоб унизить величество милосердия Его: но чтоб доказать непреложную силу Его правосудия: не для того, чтоб грешника кающагося поразить отчаянием, но чтоб его нечувствие разбудить, и остановить необузданное во всякой порок стремление.

Я не хощу разными, хотя впрочем сильными доказательствами, утверждать истинну сию. Человек бывает и к словопрениям склонен, дабы собственное мнение доказать справедливым, и к извинению своих слабостей всегда расположен, а по крайней мере и тогда льстит себя надеждою, что следующее по его порокам бедствие прейдет, когда уже оно висит на главе его, и для него есть неминуемо. И потому не хощу я разными доказательствами утверждать истинну неизбежнаго правосудия Божия. Мы представим самые те печальные примеры, на коих открылась мстительная за беззаконие праведных небес сила.

Воззрим на самое начало человеческаго рода. Прародители наши из персти слепленные, но образом Божиим преукрашенные, с начала были светлейшим зерцалом благости Божия. Но когда явились преступниками данной им заповеди, которое преступление по мнению нашему казалось бы быть и не самое важное, тотчас благость Вышняго уступила место Его правосудию. Преступники изгнаны из рая, и сие блаженное обиталище стало для них заключенно Херувимским пламенным оружием: поселены на одном с прочими животными месте пребывания: осуждены на всегдашние труды и заботы житейские, и удовольствие бытия разтворено безчисленными горестьми приводящими многопопечительную жизнь до истления. Сие правосудия Божия определение тем было страшнее, что оно простиралось и до всего от них имеющаго происходить поколения, и мы тем меньше о том сумниться можем, что самым печальным опытом то на самих себе видим; видим, и снося тягость житейскую, подкрепляем себя одним токмо терпением.

Когда Каин не устрашился омочить свои руки в крови единороднаго брата своего, казалось бы, что сие могло пройти без всякаго для него наказания. Ибо еще ни судии, ни истца, ни кого не было: были только одни их родители, которые по отеческой любви не имели что делать, как только оплакивать одного сына насильственную смерть; а другаго тяжкое преступление. Но возгреме с небесе Господь! и Вышний даде глас свой. Потрясся всем составом своим Каин, когда поразил Его Верьховнаго Судии глас, и взыскивал от рук его неповинно излиянныя крове. Хотя начал было он себя и пред самым Всевидящим извинять; но как сие извинение опровергала и собственная совесть, ослаб, пал в уныние, и в черной задумчивости, яко осужденная тень, начал скитатися по земле, и трясением своим всем показывал сильное действие мщения небеснаго.

Сие тем примечания нашего достойнее, что и доселе видим преступников при первом их о злодеянии вопросе, приходящих в робость, смущение и дрожание. А сие доказывает, что мстительная Божия сила наказавшая Каина, и доселе во всем своем действии не изменна пребывает. Естьли же бы преступник столь не чувствителен был, что и по преступлении оказывался бы дерзновенным, сие только послужит к привлечению его еще в большия преступления; а по тому уже ко истощанию долготерпения Божия, и к неизбежному суду ярости Его.

Когда при умножении рода человеческаго пороки умножались, а добродетельные вступив в обхождение, дружбу и родство с развращенными, и сами развратилися, и из всех зделалось одно сонмище поставляющее во исполнении страстей все свое удовольствие; следовательно прерван стал тот союз, который соединяет небо с землею, то есть, добродетель; правосудие Божие наконец открыло действие свое. Как вся земля оскверненна стала пороками людей, в вышнем совете определено, погрузить всех преступников в водах, и измыть ими землю оскверненную. Все отверзлись источники поднебесные, и яко скорые служители разгневанных небес поспешали скрыть от лица Божия тех, кои недостойны были взирати на него. Были между ими и младенцы, того наказания не заслужившие, но суд Вышний предусматривал их такими, кои по возрасте своем имели ходить по развратным стопам родителей своих: почему тому же осуждению себя повинными делали.

Известен также и страшный Содомских жителей пример. В средине их безместной разпустности, когда они ничего, кроме страстных утех не воображали, внезапу мщение небесное открывалося, нестерпев более законам своим столь нагло нарушаемым быть, и несравненно сильнейшим, нежели был их жар страстный, огнем были попалены; и доселе оставили печальные следы осужденнаго жилища своего.

Египтяне, когда утесняли бедный Израильский народ, и почитали утвердить щастие своего правления на порабощении людей, того не заслуживших; воздыхания их и вопли дошли до небес, и подвигли правосудие Божие доказать, что есть Вышний владеяй царствами человеческими, и что верьховные Владыки, неподверженные суду человеческому, остаются подверженными суду Его. Колико отяготилась правосудная Божеская рука над утеснителями неповинности, сие со страхом дает нам знать священная история.

Да и сами удостоенные покровительства Божескаго Израильтяне, когда после всех оказанных им благодеяний, явились неблагодарными и роптателями, и своим нетерпением делали себя судиями непостижимых Божеских судеб: все поражены в пустыни, а до обетованного места, куда их руководствовала мышца милостивая и высокая, не допустило их преслушание.

Но безчисленныеб правосудия Божия открылись примеры, естьлиб я предприял все их изчислить. Целые многонаселенные грады, целыя цветущия области, не токмо за беззакония предаваны были в руки иноплеменников, но напоследок со всем разрушились, и страшные развалин их остатки и доселе видим. Да естьли мы и в самих себя вникнем, усмотрим, что в самое то время, когда мы или отступаем от порядка Богом, в естестве уставленнаго, или надлежащей в чем не возмем предосторожности, тотчас Бог правосудный посещает нас или болезнями, или бедствиями. Всякое преступление неминуемо влечет за собою наказание.

Но многия, де, преступления, кажется, остаются не наказанными. Сие возражение решить мы не можем. Для сего надобно знать и род преступления, и намерение его и раскаяние преступника или ожесточение, внутреннее положение его, и связь других его или пороков или добродетелей, и будущия из того имеющия произойти следствия: во что все един токмо всеведущий проникнуть может, и един Он безпогрешительное и сходственное с Его правосудием или благостию может положить определение. А слабому смертному остается токмо боятися судеб Его.

Но бывает, де, что его же любит Господь, того наказует. Сия истинна есть неоспорима. Ибо и самое наказание Божие есть знаком отеческия любви Его. Не иначе оное принимать мы должны, как за действие врача, который мучительным резанием лечит смертоносныя раны наши.

Ибо все разсуждение наше не к тому клонится, чтоб ослабить упование на милосердие Божие, но чтоб страхом правосудия тем более нас учинить достойными благости Его; не к тому, чтоб грешника поразить отчаянием, но чтоб он раскаянием своим удалив от себя действие мщения Божия, поспешал в отверстыя Отца Небеснаго длани, кающагося сына благоутробно приемлющаго.

Нынешнее празднование нас к тому руководствует. Разныя междуусобныя несогласия, неустройства, насилия, привлекли Божие посещение на отечество наше; и почувствовало оно на себе всю тягость Его Всемогущия руки: но когда обще все воздыхания и вопли свои вознесли до небес, послан Ангел возвещающий наше избавление и приемлющий наше покаяние.

Почему и одолжаемся мы всегда праздновать день сей, не токмо для того, чтоб должную именем предков наших приносить Вышнему благодарность, но чтоб и нам в страсе Божии препровождать жизнь свою; всегда воображая неизбежное Божие за пороки наказание, но притом имея упование и на милосердие покаяние приемлющаго, и на теплое предстательство преблагословенныя Девы за нас всегда ходатайствующия, аминь.

Говорено в Казанском соборе 1780 года, Октября 22 дня.

КОНЕЦ ШЕСТАГО ТОМА.



Оглавление

Богослужения

26 сентября 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Принесение иконы А. Рублёва в Троице-Сергиеву Лавру
В рамках празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в ночь с 16 на 17 июля 2022 года в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры принесли икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублёва. Святыню доставили из Третьяковской галереи.