Слово в день Преображения Господня

СЛОВО

В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Божественным лице Христово просияло светом, и дивною некоею все его тело облеклося славою, в то самое время, когда он молитвы своя приносил Богу и Отцу, и не инде где, как на горе, то есть на месте, которое возвышением своим приближалось к небесам, и потому самому от народной молвы было удаленно; как точно о сем говорит Евангелие: взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино и одеяние Его бело блистаяся.1

Мы теперь обще все также молитвы свои приносим живущему на небесах, и предстоим в том месте, которое святостию своею подобно есть горним селениям, и хотя воздвижено на земли, но к небесам руководствует нас.

Так можем ли и мы, яко члены преобразившияся днесь главы нашея, можем ли и мы сметь надеятися, да подобная некакая слава осияет помраченный образ души нашея, и чрез то онаго великаго преображения быть участниками? Утверждает нас в сем надеянии Божественный Павел, который говорит, что точно с тем и призвал нас Господь в веру сию, да сотворит сообразны быти образу Сына своего.2 Только для сего надобно, чтоб мы, подражая Господу своему действием молитвы, до сея достигали славы, восходя на священную гору святаго храма его. Чему да будет руководством следующее наше о том разсуждение.

Молитва есть возвышение мысли нашея к Богу. Молитва есть наша с Богом беседа; молитва есть мысленное курение восходящее к небесам в воню благоухания духовнаго. Молитва есть излияние сердец наших пред Господем. Молитва есть жертва души нашея возносимая в пренебесный жертвенник. Молитва есть посредство соединяющее человека с Богом, и Бога с человеком. Молитва есть ходатайца спасительных для нас благ. Молитва есть разрешение грехов, прогнание нечистых духов, утоление печали, утешение в напастях, подкрепление малодушия, радость совести.

Когда Бог во гневе своем поражал Израиля: молитвенные руки простерл к нему Моисей, и преста сечь.3 Даниил вверженный в ров, молитвою уста львов заградил.4 Во чреве китове молился Иона, и из сея глубины услышан был молитвенный вопль его.5 Ниневитяне молитвою соединенною с постом, удалили от себя действие грозныя над главами уже их висящия судьбы.6 Молитвою три отроки погасили до небес возженный пламень, и в нем, яко в цветнице, составили лик пения и хвал Богу отец своих.7 Илия молитвою, яко некоторым ключем чудотворным отверзал и заключал небо.8 Корнилий быв в молитве удостоился сего от Ангела возвещения: Корнилие! молитвы твои взыдоша на память пред Богом,9 и сим путем взошел он во врата веры. Петр в молении удостоился видения, чтоб знамением плащеницы с небес сшедшия, и всякаго рода гады в себе содержащия, ничего скверным не почитать.10 Павел узами и заклепами связанный нощною молитвою все то разрешил, и силою ея поколебал самое темницы основание.11 Вcе Апостолы, с ними же и преблагословенная Дева удостоились принять Духа Святаго в виде огненных язык, не в иное время, разве когда пребывали все вкупе в единодушии и молитве.12

Когда такое есть действие молитвы, такова сила, таковое могущество: то удивительно ли, естьли она преображает человека?

Молитва преображает грешника в праведника, когда он помыслив, коликая есть его грехов тягость, и коликое притом богатство благоутробия Божия, воздохнет от глубины сердечныя, и воззовет к Богу с Давидом: Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.13 Приемлет он тогда союза греховнаго разрешение, по уверению того же Пророка: аз рех; исповем на мя беззаконие мое, и ты оставил еси нечестие сердца моего.14 Сие преображение испытал на себе Мытарь, которой пришед во храм помолитися, и пред праведным судиею сам на себя изрекши осуждение, изыде оправдан в дом свой.15

Преображает молитва неверующаго в правовернаго, и из сына тьмы творит сыном света. Мрак неверия от чего инаго происходит, как не от того, когда человек погрузив себя в пороки, и от них душею разслабнув, не помышляет ни о благости ни о правосудии Божии; и по тому находится в состоянии свойственном животным безсловесным. Но когда придет в чувствие своих слабостей и признав всемогущую Его руку, всею души своея верою Вышняго призовет: новый получает в мысли свет, узнает милостивыя Божия о спасении грешников определения, и чрез то приемлет печать дара Духа Святаго, и право в числе быть избранных святых. И для того проповедь и Христова и Апостольская требовала от желающих обратитися к вере истинной покаяния. Покайтеся и веруйте во Евангелие.16 Все грешники, кои удостоились быть оправданными, дверию покаяния взошли во храм веры: а к ней руководствует спасительная молитвы сила, по оному слова Божия изречению: всяк призвавый имя Господне спасется.17

Преображает молитва раба в свободнаго. Раб есть, который не то творит, что хощет просвещенная воля, но то, к чему влечет похотение страсти: так, как и свободный не тот есть, который делает, что хочет; ибо сие есть своевольство, а не истинная свободность, но который сам себя связывает священными закона Божия и честныя совести узами. Из сего рабства к сей свободности восходим мы на лествице богомыслия и молитвы. И для того Давид почувствовав сие несносное рабства иго, призвал Бога, и нашед себя призыванием имени Его облегченным, в восторге радостном возопил: О Господи! аз раб твой: аз раб твой: растерзал еси узы моя.18 И мы можем сказать, что тогда праздновал он славный праздник преображения своего. Ибо тот день был для него днем обновления, и принятия новаго образа свободника Господня.

Преображает молитва человека плотскаго и творит его мужем духовным: ибо плоть пригвожденна есть к чувствам и земле: сим одним себя управляет, сим одним питается. К небесам ока своего возводить не знает, а что есть угодно чувствам, к тому токмо прилепляется. Дух восходит горе, и небесная мудрствует. Не иным же образом сие возшествие приуготовляет, как помощию молитвы. Она придает ему крыле, и когда оными возлетит в горния селения, и вперит очи в сладчайшее зрелище Величества Божия: тогда он вне себя бывает, и может сказать с восхищенным на третие Небо Апостолом: аще в теле, аще вне тела, не вем, Бог весть.19

Молитва преображает человека печальнаго и скорбящаго, и творит его веселым и радостным. В молитве с Богом упражненный человек, от чегоб печаль ни случилась, находит средства к разогнанию ея. От греха ли? Но он беседует с имеющим власть оставляти грехи, истребляющим беззаконие и отъемлющим нечестие. От гонения ли других? Но он предстоит пред лицем Всемощнаго покровителя, Его же рука сильна истребить все козни лукаваго. От скудости ли? Но он пребывает при источнике всякаго богатства, ему же отверзающу руку всяческая исполняются благости. От клеветы ли? Но он соприсутствует тому, который потребляет всякаго глаголющаго лжу. По чему и находится он в пристанище тихом от всякаго обуревания удаленном. В сладости сей утопая, ни каких не может чувствовать горестей мира сего.

Сему свидетель Давид, который сам на себе сие испытав радостно вопиет: внегда скорбети ми, ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея.20 Покры мя в тайне селения своего.21 О сколько было и есть людей, которые на месте сем действием молитвы утешение получили, и возвратилися в дом свой, возвещая радость спасения.

Таковое разсуждая действие нелицемерныя и от чиста сердца происходящия молитвы, да не пренебрегаем средством сим искать соединения с Богом, и тем начать преображатися в жизни сей, дабы совершенно преобразитися в жизни будущей, егда тленное сие облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в безсмертие, аминь.

Говорено в Новоспаском монастыре, 1780 года, Августа 6 дня.



Оглавление

Богослужения

26 сентября 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Принесение иконы А. Рублёва в Троице-Сергиеву Лавру
В рамках празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в ночь с 16 на 17 июля 2022 года в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры принесли икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублёва. Святыню доставили из Третьяковской галереи.