Сокращенный катихизис для священно и церковнослужителей

V.
СОКРАЩЕННЫЙ

КАТИХИЗИС,

Для священно и церковнослужителей,
как для всегдашняго их знания,
так особливо для изучения
при вступлении их
в церковныя должности,


С ПРИБАВЛЕНИЕМ
мест из слова Божия,
правил святых Апостол
и святых Отец,
и из духовнаго Регламента,
особливо до священства принадлежащих.

Первым тиснением в Московской Типографии
печатан 1775 года.

 

Вопрос.

Почему ты называешься Христианин?

       Ответ.

Потому, что я верую в Господа нашего Иисуса Христа, и содержу Его святой закон.

Вопр: Чему учит Христианская вера?

Отв: Учит всякой истинне и всякой добродетели, о чем пространно изъяснено в книгах Пророческих и Апостольских: а кратко все то заключено в Символе веры нашей православной: Верую во единаго Бога Отца, и прочая.

Вопр: О чем тебе прежде всего сей Символ напоминает?

Отв: О Боге, что Он меня и весь свет создал, меня и весь свет управляет и хранит, и потому должно Его любить сердечно, почитать нелицемерно, и верить, что тогда я думаю и делаю хорошо, когда думаю и делаю, что Его святой закон повелевает.

Вопр: Как ты о Боге думаешь и разсуждаешь?

Отв: Я думаю, разсуждаю, и верю, что Бог един в трех лицах, Отец, Сын, и Святый Дух, и кроме Его нет другаго: что Он всегда был, и не имеет ни начала, ни конца: что Он есть Дух безтелесный и безсмертный, притом правосуден, милосерд, везде на всяком месте есть, все видит, все слышит, все знает, и самыя мысли наши и намерения.

Вопр: Довольно ли так о Боге знать и разсуждать, а делать как хочешь?

Отв: Никак: я как разсуждаю о Боге, так сходно с тем и жить должен, а именно: когда я знаю, что Бог справедлив, так буду опасаться худое делать, дабы не подпасть Его правосудию: когда Бог милосерд, так я буду в своих худых делах каяться, надеясь, что Он мое покаяние не отвергнет: ежели Он везде есть, и все знает, так я буду беречься, чтоб не только худова не делать, но и не думать, а служить Ему всегда чистою совестию, и мыслию непорочною.

Вопр: Чему учит Христианская вера о Господе нашем Иисусе Христе?

Отв: Что Он по милосердию своему к нам грешным сшел с неба, и приняв нашу на себя плоть, открыл нам волю свою, и потемненную нашу мысль просветил истинным Богопознанием: а напоследок для очищения грехов наших на кресте умер: но в третий день воскрес, и с плотию вознесся на небо.

Вопр: Сие Христианския веры учение что пользы приносит к лучшему твоему житию?

Отв: Неотрицательно заставляет меня любить Бога. Ибо естьли Бог столь возлюбил меня, что благоволил в своей плоти все за меня претерпеть и умереть, то был бы я неблагодарнейший всех тварей, естьли бы не желал Его всегда сердечно любить, и любовь Его всему предпочитать.

Вопр: Сколько таинств церковных?

Отв: Седмь: Крещение, Миропомазание, Евхаристиа, или Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

Вопр: Что есть Крещение?

Отв: Крещение есть таинство, в котором при троекратном погружении тела в воду, с произношением слов: Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, омывается верующаго душа от грехов кровию Христовою.

Вопр: Что ты приемлешь чрез святое крещение?

Отв: Приемлю очищение грехов, и причисляюся к собранию Христиан: а притом пред Богом, и пред Его церковию даю обещание так чисто и непорочно свое житие вести, как я чист и непорочен вышел из купели.

Вопр: Что есть Миропомазание?

Отв: Есть таинство, в котором, при помазании частей тела освященным миром, изливается на крестившагося духовное миро, то есть, дары Духа Святаго.

Вопр: Что есть Евхаристиа или Причащение?

Отв: Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба самаго тела Христова, а под видом вина самыя крове Христовы причащается во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вопр: Для чего ты причащаешься?

Отв: Чтоб принимая святое причастие, получить новую силу и благодать, жить свято и по Христиански: а притом всех моих собратиев Христиан обрадовать тем, что я с ними вместе приступая ко олтарю, уверяю их, что я от церкви не разлучен, и с ними всегда в любви и единомыслии пребывать желаю.

Вопр: Что потребно к совершению причащения?

Отв: Хлеб пшеничный, квасный, чистый, и вино неповрежденное с чистою водою соединенное.

Вопр: Когда должно причащатися?

Отв: Первенствующие Христиане каждую неделю сего духовнаго брашна причащалися: и нам подобает их подражати примеру: а по крайней мере единожды в год каждому из мирян причащатися должно, к подкреплению немощей душевных, и ко уверению, что он православный Христианин, и истинный сын церкве.

Вопр: Кто от причащения возбранен быти может?

Отв: Явный и нераскаянный грешник, на толикое время, как правила святых Отец повелевают.

Вопр: Как должно к причастию готовитися?

Отв: Молитвою, покаянием и жизни исправлением.

Вопр: Что есть Покаяние?

Отв: Покаяние есть таинство, в котором, верующему, при истинном признании своих грехов, и при твердом намерении исправнее вести свою жизнь, отпущаются от Бога грехи чрез служителя Христова.

Вопр: Что есть епитимиа?

Отв: Епитимиа есть средство грешнику слабости его и преступления на память приводящее, и ведущее ко исправлению: яко то пост, молитва, милостыня, хождение в церковь, и прочая таковая зависящая от благоразумия духовника, яко духовнаго врача.

Вопр: Что есть Священство?

Отв: Священство есть таинство, в котором Дух Святый чрез рукоположение Архиерейское поставляет достойно избраннаго, дабы совершать тайны, и пасти Христово стадо.

Вопр: Кто достойно священство приемлет?

Отв: Человек жития добродетельнаго, к славе Божией ревностный, и учением закона Божия просвещенный.

Вопр: В чем состоит должность священническая?

Отв: Кроме совершения таин и треб церковных, наипаче, по Апостолу, в сих четырех: во учении, то есть, в наставлении закону Божию словом и примером жития, во обличении заблуждающих, во исправлении развратных, в наказании нераскаянных.

Вопр: Что есть Брак?

Отв: Брак есть тайна, в которой служитель церковный два по взаимному согласию сочетавающияся лица, никаковаго законнаго препятствия не имеющия обручает и преподает им от Бога благословение.

Вопр: Что есть Елеосвящение?

Отв: Елеосвящение есть тайна, в которой служитель церковный, при помазании немощнаго, просит ему от Бога облегчения от болезни и отпущения грехов.

Вопр: Впротчем по христианской благопристойности как ты поступать должен?

Отв: Как повелевает и повелит мне мать моя церковь: почему и буду Бога молить непрестанно, чтоб мне от нея никогда не отступать, и бегать раздоров, расколов и всякаго несогласия.

Вопр: Чего ты за совершенное исполнение христианской должности надеешься?

Отв: Надеюсь от Бога милосердаго получить всякое благословение и временное и вечное: ибо я верую, что праведный Господь мой придет судити живых и мертвых, по котором суде, как добродетельных людей блаженству, так нечестивых людей мучению не будет конца.

Вопр: Довольна ли ко спасению одна вера без добрых дел?

Отв: Никак: ибо вера без дел мертва есть.

Вопр: Где тебе предписаны правила добрых дел?

Отв: В законе Божии, который заключается в следующих десяти заповедях.

1 Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве мене.

2 Не сотвори тебе кумира, ни всякаго подобия, елико на небеси горе, и елико на земли низу, елико в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им.

3 Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4 Помни день субботный святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, а день седмый суббота Господу Богу твоему.

5 Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли.

6 Не убий.

7 Не прелюбодействуй.

8 Не укради.

9 Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10 Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, елико ближняго твоего.

Вопр: Чему учит первая заповедь?

Отв: Учит сердцем признавать, и устами исповедовать единаго токмо Бога, Его единаго паче всего любить и почитать, и на него единаго уповать, и потому всемерно убегать безбожия, многобожия, волшебства, суеверия, ересей и расколов, также высокоумия, чтоб надеяться на свои выдумки, на свою, или на других силу, или богатство, не радя о промысле Божием.

Вопр: Как надлежит почитать святых угодников Божиих?

Отв: Не так, как самаго Бога, но как угодников Божиих, Богу о спасении нашем молящихся; а притом подражать житию их.

Вопр: Что запрещает Бог во второй заповеди?

Отв: Чтоб не кланяться болванам, или какой другой твари, как Богу: также не быть суевером и лицемером, ниже лихоимцем и сластолюбцем.

Вопр: Как надлежит чествовать святыя иконы?

Отв: Надлежит их чествовать, а не боготворить: ибо иконы суть токмо изображения, и служат к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, чтоб мы на них взирая, подражали святому житию их.

Вопр: Что в третией заповеди запрещает Бог?

Отв: Запрещает, чтоб имя Его не воспоминать без всякаго разбору, но только в молитвах, в нужных клятвах и присягах, да и то с великим благоговением и осторожностию: и потому вельми грешно что нибудь против Бога, веры и церкви святыя говорить, клятву нарушать, без нужды божиться, чего нибудь непристойнаго от Бога просить, или преступать свои благия обещания.

Вопр: Что повелевает Бог в четвертой заповеди?

Отв: Повелевает во все воскресные и праздничные дни, оставив свои дела и работы, приходить в церковь, слушать и читать со вниманием поучения духовныя, в дому наставлять детей своих и домашних закону Божию, и как все, так особливо сии святые дни беречься, какими нибудь безчестными делами и упражнениями, а паче пьянством опорочить.

Вопр: Что повелевает Бог в пятой заповеди?

Отв: Повелевает родителей своих, и под именем их, вопервых Государя, пастырей духовных, и правителей гражданских, учителей, благодетелей и стариков почитать, и им повиноваться, да и всякаго человека любить как себя.

Вопр: Какая должность есть родителей и детей?

Отв: Родители должны детей своих воспитывать в страхе Божии, и обучать закону: с малых лет приучать их к трудолюбию, домостроительству и к честному с людьми обхождению: остерегать их от худых содружеств: кольми паче самим пред ними ничего не говорить и не делать соблазнительнаго: исправлять их больше кротостию, нежели строгостию. А детей долг есть, родителей своих любить, почитать, и им повиноваться: во время же скудости и престарелости питать их и покоить, и тем платить долг справедливыя благодарности.

Вопр: Какая должность есть господ и рабов?

Отв: Господа должны содержать рабов, как отцы, а рабы одолжены господам повиноваться, и быть трудолюбивы, верны и почтительны.

Вопр: Какая должность есть мужей и жен?

Отв: Муж должен жену свою любить, не свирепо с нею поступать, и в общем хозяйстве и детей воспитании, иметь ее за вернейшую свою помощницу. А жен долг есть, любить и почитать своих мужей, нравы свои к их угождению склонять: а обоих их должность есть, хранить непорочно ложа своего верность.

Вопр: Какая должность есть всякаго человека в разсуждении всех вообще?

Отв: Всякой человек обязан со всеми обходиться ласково, учтиво, снизходительно, алчущаго накормить, нагаго одеть, больнаго посетить, грешащаго от греха отвесть, невежу в законе наставить, подать добрый совет, и о всякаго спасении молиться милосердому Богу.

Вопр: Что запрещает тебе Бог в шестой заповеди?

Отв: Запрещает, чтоб я никому никакой не делал обиды, и ни чрез самого себя, ни чрез других, ни делом, ни мыслию, но паче от всякаго вреда оберегал бы. И потому вельми пред Богом грешно, человека каким нибудь образом умертвить, или к тому подать совет и помочь, или до убийства и вреда допустить, например: знать вредный умысел, а не доносить, или воров у себя скрывать, или видеть драку, а не разнимать, или пожар не тушить, или бедному и больному ни чем не помочь. Сею же заповедию весьма воспрещается лишить самого себя жизни, а напротив беречь свое здоровье, как дражайший Божий дар.

Вопр: Что запрещает тебе Бог в седьмой заповеди?

Отв: Запрещает мне блуд, прелюбодеяние и всякую греховную плотскую нечистоту, к коим человек похотию возжигается, также и то, что к ним приводит: как то пьянство, праздность, сквернословие, пляски, игрища, срамныя песни и книги.

Вопр: Что запрещает тебе Бог в осьмой заповеди?

Отв: Запрещает мне Бог ни явно, ни тайно ни у кого ничего не отнимать, найденную вещь не утаивать, или беглаго человека не укрывать, чужой пашни, сенокоса, или огорода своею скотиною не травить, чужею землею не владеть, при продаже, покупке и обмене никого не обманывать, у работников платы не удерживать, росту, особливо с бедных, не брать, денег Государевых, церковных, и ни чьих не красть, и не утаивать. И для того надлежит убегать праздности, а быть трудолюбивым. Ибо чрез труд не только себя и домашних можно в довольстве содержать, но и бедных снабдить.

Вопр: Что запрещает тебе Бог в девятой заповеди?

Отв: Запрещает мне Бог ложно на другаго свидетельствовать, ложно доносить, клеветать, и безчестить, насмехаться, осуждать, чужия слова худо толковать: словом, беречься всякой лжи и обмана.

Вопр: Что запрещает в десятой заповеди?

Отв: Запрещает, чтоб не токмо худа не делать, но о том и не думать, и в сердце того не желать: ибо от худых мыслей весьма удобно могут последовать и худыя дела.

Вопр: Для исполнения заповедей Божиих что нужно есть?

Отв: Содействие благодати Божия, которая, как и всякое добро, получается усердною молитвою. А молитва есть возношение мысли и сердца нашего к Богу, с прошением от него душеполезных благ.

Доселе учить наизусть каждому производящемуся в священно-и церковно-служительские чины: а следующее часто с прилежанием и вниманием прочитывать.

 

Из Священнаго Писания места священству принадлежащия.

Деяний глав. 20. От Милита послав Павел во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада, и от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе. Сего ради бдите поминающе, яко три лета нощь и день не престах уча со слезами единаго когождо вас. И ныне предаю вас, братие, Богови, и слову благодати Его, могущему наздати, и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ниединаго возжелах: сами весте, яко требованию моему и сущим со мною, послужисте руце мои сии, вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати. И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися.

Из послания перваго к Тимофею.

       В главе 3. Верно слово: аще кто Епископства хощет, добра дела желает. Подобает убо Епископу быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну, не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу: но кротку, [не завистливу,] не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании, со всякою чистотою: аще же кто своего дому не умеет правити, како о церкви Божией прилежати возможет? не новокрещенну: да не разгордевся в суд впадет диаволь. Подобает же ему и свидетельство добро имети от внешних, да не в поношение впадет, и в сеть неприязненну. Диаконом такожде чистым, не двоязычным, не вину многу внимающим, не скверностяжательным, имущим таинство веры в чистей совести. И сии убо да искушаются прежде, потом же да служат непорочнии суще. Женам такожде чистым, не клеветивым [не навадницам] трезвенным, верным во всем. Диакони да бывают единыя жены мужи, чада добре правяще и своя домы: ибо служившии добре, степень себе добр снискают, и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе.

Из послания к Титу Апостола Павла.

       В главе 1. Сего ради оставих тя в Крите, да не докончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех. Аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна не во укорении блуда, или непокорива. Подобает бо Епископу без порока быти, якоже Божию строителю, не себе угождающу, (не дерзу, не напрасливу ) не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну: но страннолюбиву, Боголюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящияся обличати. Суть бо мнози непокоривии, суесловцы, и умом прельщени, наипаче же сущии от обрезания, их же подобает уста заграждати, иже вся домы развращают, учаще, яже не подобает, сквернаго ради прибытка.

 

Правила святых Апостол,
и святых вселенских, и поместных соборов,
и святых Отец, надлежащия особливо
до священников, диаконов и причетников,
вразумительнейшими словами изъясненныя.

Правила святых Апостол.

       Правило 3. Аще пресвитер млеко, или мед, или вместо винограднаго вина, вино горячее, или пиво, или животно некое ко олтарю принесет [кроме вина винограднаго на священнодействие, и масла, и фимиама на службу], да извержется. Сему же подобно правило 57 6го вселенскаго собора.

Правило 5. Пресвитер, или диакон, аще жену свою изженет, да отлучится: аще же не примет паки, да извержется. О сем же и правило 13, 6го вселенскаго собора.

Правило 6 и 81. Священником и диаконом мирских должностей на себе приимати несть позволительно. О сем же 3 правило 4 вселенскаго собора, и правило 16 поместнаго собора в Карфагене.

Правило 9. Да отлучени будут не пребывающии в церкви до последния молитвы, и от слушания поучений, по небрежению, исходящии вон, и удаляющиися от святаго причащения.

О сем же правило 2, поместнаго Антиохийскаго собора.

Правило 10 и 45. Моляйся со отлученными от церкви, сам такожде отлучен да будет. О сем же правило 9, поместнаго собора в Карфагене, и 33 собора Лаодикийскаго.

Правило 12, и 32. Аще Епископ священника, или диакона, или причетника от своего Епископа отлученнаго, или изверженнаго примет, аки неотлученнаго не по неведению: да отлучен будет, и 1 вселенскаго собора правило 5.

Правило 13. Аще кто от своего Епископа будучи запрещен, придет к другому Епископу, и солжет, акибы он неотлучен: да продолжится его запрещение, яко солга и соблазни церковь Божию.

Правило 15. Всяк причетник оставив свое место, и на чужем живый, и от своего Епископа призываем не возвратится; да не служит: аще же не покается, но пребывает в таковем безчинии; да извержется от сана. Сему же подобны правила 3 и 5 поместнаго собора, иже во Антиохии Сирстей, и 10, 7 вселенскаго собора.

Правило 16. Самовольно отлучившагося от места, и нехотящаго возвратитися, ведаяй и содержай, сам себе осуждению подвергает.

Правило 17. Двоеженец, или с наложницею живущий в священнический чин не приемлется.

Правило 18. Оженивыйся на разведенной с другим, или вдовице, или подозрительной не бывает священник. Сему подобны правила, 26 6го вселенскаго собора, и 27 Василия великаго.

Правило 20. Причетник вступаяй в поручительство ради неправеднаго прибытка, или злонамеренно, извергается.

Правило 25. Пресвитер, или диакон, или причетник ят и обличен быв в блуде, или в нарушении присяги и клятвы, или в воровстве, подлежит извержению.

Правило 26. Едини причетники, а не пресвитеры и диаконы, и по посвящении могут, аще хотят, оженитися. О сем же и правило 6, 6го вселенскаго собора.

Правило 27. Пресвитер, или диакон, бияй верна, или неверна, да извержется.

Правило 28. Пресвитер, или диакон, быв извержен от своего сана, и по извержении самовольно служити начнет паки: таковый всеконечно отсечен да будет от церкве. О сем же правило 4 собора Антиохийскаго.

Правило 29. Пресвитер, или диакон, или причетник, подкупом или посулою на мзде, аще получит чин: извергается и сам, и святивый его. И правило 2, собора вселенскаго, иже в Халкидоне, и 6 вселенскаго собора правило 22.

Правило 30. Аще кий Епископ, или пресвитер, или диакон, мирских сильных людей помощию и предстательством, а не по достоинству получит сан: извергается таковый и отлучается.

Правило 31. Без вины отлучивыйся от Епископа, поставит себе самовольно церковь, извергается и с приемшими его. Семуж подобно правило 5 поместнаго собора, иже во Антиохии. И правило 10 поместнаго собора, иже в Карфагене.

Правило 33. Пресвитер, или диакон, без виду в другий град, или паству пришедший, без изследования за пресвитера и диакона да не приемлются. И правило 13 собора Халкидонскаго.

Правило 35. Пресвитер, или диакон, или причетник поставлен быв от чужаго Епископа, без воли Епископа своего, извергается и сам, и святивый его. И правило 16 перваго вселенскаго собора, и правило 13 собора Антиохийскаго, и правило 17 6го вселенскаго собора.

Правило 39. Без воли Епископа своего пресвитери, или диакони да не творят ничтоже: тому бо суть поручени людие Господни.

Правило 42. Аще пресвитер, или диакон, или причетник безчинствуют, или кощунствуют, или пиянствуют, да престанут от того, или естьли не престанут, да лишатся своих чинов.

Правило 47. Пресвитер второе крещаяй крещеннаго истинным крещением, да извержется.

Правило 48. Мирский человек жену свою пустив без разводу законнаго, и другую поим, или женивыйся на отлучившейся от мужа своего, да отлучится.

Правило 51, и 53. Всяк причетник и мирский человек, вина, или мяс, или брака гнушаяйся не по воздержанию, но мня оная скверна быти, аще не исправится, извергается, и отлучается. И правило 14 поместнаго собора, иже во Агкире. Сим же подобны суть правила, 1, 2, 16 и 9 поместнаго собора иже в Гангре.

Правило 52. Епископ, или Пресвитер обращающагося от греха не приемляй, но отвергаяй, да извержется, яко оскорбляет Христа рекшаго: радость бывает на небесех о едином грешнике кающемся.

Правило 54. Причетник, кольми паче пресвитер и диакон, аще без нужды в корчемнице народной ядят, пиют и обращаются, да отлучатся. О сем же правило 24 поместнаго собора, иже в Лаодикии, и правило 40 собора Карфагенскаго.

Правило 55. Аще который причетник досадит Епископу, да извержется.

Правило 56. Аще который причетник досадит пресвитеру, или диакону, да отлучится: аще же не престанет, да извержется.

Правило 57. Слепому и глухому и хромому посмехаяйся, да отлучится.

Правило 58. Епископ, или пресвитер не радящий о исправном житии причетников своих, и паству свою благоверию и нравам не обучающий, слова Божия не проповедующий, и поучений богодухновенных не читающий, да отлучится: пребываяй же в таковей лености да извержется. О сем же правило 19 6го вселенскаго собора, и правило 123 Карфагенскаго.

Правило 59. Аще который Епископ, или пресвитер, некоему причетнику убогу сущу не подаст потребных, да отлучится, пребывая же не милостив, да извержется, яко убийца своему брату.

Правило 60. Аще кто ложныя писания нечестивых еретик, яко святыя в церкви пред всеми читати будет на пагубу людем и церковному причту, да извержется.

Правило 61. Обличенный в блудодеянии, или в других пороках судом осужденный, в причет принят быти не может.

Правило 66. Аще кто причетник в сваре кого ударит, и от единаго ударения убиет, извергается.

Правило 68. Дважды в один чин поставленный, и с поставльшим его извергаются.

Правило 69. Аще Епископ, или пресвитер, или диакон, или причетник не постится в великий пост, и во весь год в среды и пятки, да извержен будет, токмо аще не препятствует телесная болезнь, немощному бо дозволяется по силе вкушати масла и вина. Аще же мирский человек не постится, да отлучится.

Правило 72. Воск, или масло от церкве украдый, да отлучится, и да воздаст пятерицею.

Правило 73. Аще кто церковный сосуд, или завесу, или пелену, или другую какую вещь не украдет, но употребит на временную свою потребу, да будет отлучен.

Правило 74. Епископ, или пресвитер, или диакон, или причетник, аще был требуем на суд, дважды и трижды преслушан явится, без ответа да будет осужден.

Правило 76. Епископ, или пресвитер, или диакон, или причетник на место свое не может сына своего, или сродника поставити, или назначити: несть бо праведно, яже суть Божия, располагати по страстем человеческим, или церковь Божию подводити под наследство. О том же правило 23, собора Антиохийскаго.

Правило 77, и 78. Кривый, или на ноге вред имеяй, может быти пресвитер и диакон, а слепый и глухий не может.

Правило 79. Беснуемый, или падучею болезнию страждущий, не могут быти причетники.

Правило 82. Не может принят быти в причет раб без увольнения от господина своего.

Правило 83. Пресвитер, или диакон, или причетник, не могут вступити во исправление должности воинския.

Правила перваго святаго вселенскаго собора,
бывшаго в царство Константина великаго
от трех сот и осминадесять святых Отец собравшихся
на злочестиваго Ариа хулившаго Сына Божия
Господа нашего Иисуса Христа,
его же прокляша святии Отцы.

Правило 3. Запретил великий собор отнюд ни Епископу, ни пресвитеру, ни диакону, ни причетнику, иныя жены в дому своем держати, но токмо матерь, или сестру, или тетку. Сему же подобно 5 правило, 6 вселенскаго собора.

Правило 9. Аще пресвитер, или диакон по посвящении обличени будут в пороках, священство не дозволяющих, да воспрещены будут от служения. И правило 9 и 10 поместнаго собора Кесарийскаго.

Правило 13. Всяк из верных быв под запрещением, при смертном случае, и каяйся, да сподобится святаго причастия. Аще же оздоровеет, время запрещения да исполнит.

Правило 15. От града во град, ни от единой церкви к другой, ни Епископ, ни пресвитер, ни диакон сами собою да не переходят.

Правило 18. Диаконам не дозволяется ни проскомисати, ни преподавати причащения пресвитером, ни прежде их к святыни прикасатися, ниже выше пресвитеров седети.

Правила поместнаго собора,
иже во Агкире.

       Правило 15. Аще что церковное, пресвитер, или диакон, или причетник, продадут, да будет не твердо: и продавшии подлежат разсмотрению суда Епископскаго.

Правило 20. Прелюбодей и прелюбодеица седмь лет да отлучатся: а Василий великий в правиле 88 таковых на пятнатцать лет отлучению подвергает.

Правило 21. Блудница, приемшая смертное былие ко умерщвлению во утробе ея сущаго младенца, на десять лет отлучается.

Правило 22. Волею убийство сотворивый, на кончине токмо жития своего святаго причастия да сподобится.

Правило 23. Не волею убийство сотворив, на пять лет отлучается: а по правилу святаго Василия 57, на десять лет.

Правило 24. Кто волшебникам и колдунам верует, и приводит таковых в дом для мнимой помощи и очищения: пять лет да отлучится, и причетник не бывает. И правило 36 собора Лаодикийскаго.

Правила святаго поместнаго собора,
иже в новей Кесарии.

       Правило 1. По поставлении оженивыйся пресвитер, да престанет от служения: аще же блуд сотворит, или прелюбодеяние, да извержется. И правило 6 вселенскаго 6го собора.

Правило 8. Мирский человек, имея жену в прелюбодеяние от него впадшую, в причет принят быти не может, и причетник, аще ведая жену свою в прелюбодеяние от него впадшую, ее не отпустит, да извержется.

Правила святаго поместнаго собора
иже в Гангре.

       Правило 3. Аще кто учит раба коего, под видом благоверия не слушать своего господина, и оставити службу его, и уйти, да будет проклят.

Правило 5. Аще кто учит, дом Божий, сиесть церковь, пренебрегать и не радети о ней, ни собиратися в ней во время молитвы на пение, да будет проклят. Семуж подобно правило 35 поместнаго собора, иже в Лаодикии.

Правило 6. Аще кто кроме соборныя церкве особливо собирается, и не радя о церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним пресвитеру: по воли Епископли, да будет проклят.

Правило 10. Аще кто мнимаго ради воздержания, а не истиннаго смирения худы ризы носит, или во вретище облачится, и мнит, яко того ради оправдание имети будет, и осуждает носящих пристойныя одеяния, да будет проклят.

Правило 13. Аще кто под видом благочестия оставляет своих детей без воспитания, да будет проклят.

Правило 14. Аще дети оставляют родителей своих под видом благочестия, не воздая им должнаго содержания, да будут прокляти. И правило 44 собора Карфагенскаго.

Правила святаго поместнаго собора
иже в Лаодикии.

       Правило 15. Без малых ризиц никтоже на амвон да взыдет. Подобно сему 64 правило 6го собора вселенскаго.

Правило 21. Сосуд священных причетник да не прикоснется.

Правило 25. Причащения подати людям причетницы не могут.

Правило 27. Позван быв на пир причетник, ничтоже да вземлет оттуду в дом свой: срамота бо се есть церковному чину.

Правило 28. В церкви трапезы не поставляются, и пиры да не бывают. И правила, 42 собора Карфагенскаго, и 74, 6го вселенскаго собора.

Правило 30. С женами во единой бане мытися беззаконно есть.

И правило 77 Вселенскаго собора 6.

Правило 32. Еретическое благословение не благословение.

Правило 40 и 41. Священник и причетник без вида от Епископа в другую страну да не шествует.

Правило 52 и 53. Не подобает христианом позванным на брак, безчинствовати, но честно пировати: священником же и причетником, прежде нежели начнут пирующии глумитися, оттуду уходити.

Правила святаго вселенскаго четвертаго собора,
иже в Халкидоне, от шести сот и тридесятих святых Отец
на Диоскора и Евтихиа собравшихся, изложенная:

       Правило 4. Храм или монастырь без определения Епископа не поставляется.

Правило 6. Священник, или диакон, или причетник поставляются не просто; но к известной церкви: иначе же посвящение несть посвящение.

Правило 9. Причетницы между собою распрю имея, аще оставив своего Епископа от мирских судей решения испрашивати будут, по правилом запрещение да приимут: аще же что причетницы имеют на Епископа, собора да просят.

Правило 18. Причетницы и монахи, аще обрящутся совет зол творяще, или клятвою связующеся на Епископа, своего степене да отпадут. Сему же подобно правило 34, 6го вселенскаго собора.

Правило 27. Причетник восхищаяй жену, да извержется, мирский же человек да будет проклят, и вси помогающии ему. Сему же подобны правила 94, 6 вселенскаго собора, и 22 Василия великаго.

Правила святаго поместнаго собора
иже в Карфагене.

       Правило 36. Епископ, пресвитер и диакон не имать поставлен быти, аще прежде не сотворит всех сущих в дому своем правоверными христианы.

Правило 41. Ядый, кроме тяжкой болезни, никтоже святых таин да причастится. Сему подобно правило 29 6го вселенскаго собора.

Правило 43. Пресвитер в случаях неудоборешимых, да не разрешает кающагося без воли Епископа своего.

Правило 73. Неизвестных, аще крещени суть, или ни, подобает крестити. И правило 85 вселенскаго 6 собора.

Правило 120. Никтоже себе да не отмщает, сиесть, никтоже в собственной своей обиде судиею быти не может.

Правило 122. По согласию обоих соперников избранный судия безотводен и суд непреложен.

Правило 128. Отлученный не свидетельствует.

Правила святаго шестаго вселенскаго
собора бывшаго в Константине граде,
в Трулле палатней.

       Правило 9. Аще входити в корчемницы, или домы питейные возбранено есть причетником, кольми паче имети их возбраняется. Или убо да отстанет от того, или да извержется.

Правило 26. Пресвитер в незаконный брак впадый, извергается, по разрешении незаконнаго брака.

Правило 27. Всяк причетник ни в дому своем, ни на пути, в непристойныя чину своему одеяния да не облачится.

Правило 33. Иже поставления достоин, аще и не священническаго есть рода, да поставится.

Правило 64. Мирский человек в церкви да не учит.

Правило 75. Безчинный вопль поющаго в церкви да не будет.

Правило 76. Во священнем притворе корчемница да не ставится, и продаемая брашна да извержена будут: творяй же сие, да отлучится.

Правило 80. Аще кто без всякия крайния нужды чрез три недели в церковь не придет, да отлучится.

Правило 86. Иже собирает блудницы жити в дому своем на поползновение и на грех душам, да отлучится.

Правило 87. Без разводу законнаго от мужа пущена бывши жена, аще за другаго пойдет, прелюбодейца есть: и пустивый жену свою, и ину поим, прелюбы творит, по Господню глаголу.

Правило 91. И дающии и приемлющии детогубительная зелия, убийцы суть.

Правило 92. Мужу без вести бывшу, и не разведав о нем жена его, идет за инаго, прелюбодеица есть, и муж по возвращении своем, аще хощет, да поймет ю. О сем же правило и Василия великаго 31.

Правило 101. Длани крестообразно да имать, хотяй причаститися, и устами да приемлет святая.

Святаго седьмаго вселенскаго собора
бывшаго в Никеи, от святых Отец
второе собравшихся.

       Правило 2. Хотяй быти Епископ, или пресвитер, да умеет псалтирь, и да разумеет все, еже чтет, не просто, но со испытанием, священная правила, и святое Евангелие, и Апостольския книги, и все Божественное писание: аще ли ни, да не поставится.

Перваго и втораго собора,
бывшаго в Константине граде
в церкви святых Апостол.

       Правило 13. Аще который пресвитер, или диакон, яко по мнению своему почитая Епископа согрешивша, прежде суда и уведения всех Епископов собора, отступит от общения его, и не поминает имене его в службе, да извержется, и всея священническия чести да будет лишен.

Правила святаго Василия великаго.

       Правило 25. Аще кто хощет жену имети, юже прежде брака растли, да простится ему имети ю: а насильствовавый девицу одолжается в жену взяти, аще и убога есть, по правилу 67 святых Апостол.

Правило 35. Аще без вины оставит жена мужа своего, она убо повинна есть, он же претерпев, неповинен есть, и жену иную пояти может, по изследованию и дозволению Епископскаго суда.

Правило 42. Аще без воли отца своего сын оженится, или раб без воли господина своего, не суть без вины, но запрещение да приимут.

Правило 46. Аще некая в неведении идет замуж, его же остави жена, и потом первая возвратися; сия же пущена бысть: блудницею почитается по неведению, и аще хощет, да посягнет.

Правила 62 и 63. Мужеложник и скотоложник на пятьнадесять лет отлучится.

Правило 67. Кровосмешницы, яко убийцы, на двадесять лет осуждаются, или на дванадесять, смотря по различию лиц. Правило 75 и 77 и 79 того же Василия великаго.

Правило 68. Вступившии в незаконный брак по ближнему родству, яко любодейцы на семь лет отлучаются.

Правила 84 и 74. Аще время отлучению и означено есть: но не толико подобает взирати на время, колико на образ покаяния. Почему время запрещения умалено, или умножено быти должно, взирая на раскаяние и сокрушение, или разслабление и ожесточение отлученнаго. В той же силе 102 правило 6го вселенскаго собора.

Тимофеа Архиепископа Александрийскаго.

       Правило 11. Пресвитер, или диакон, или причетник позван быв венчати брак, аще увесть, яко беззаконен есть, да не совершает таковаго брака, и к чужим грехам себе да не приобщает.

Правило 14. Аще кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не приносится за него, и молитва в церкви да не творится: разве то над собою учинил от помешательства ума: что прилежно испытовати должно, и в таком случае молитися за него невозбранно.

Правило 15. Аще кто имать жену беснующуюся, яко и железа ей носити, другия жены да не поймет.

О тайне Супружества, из уставлений
церковных, в кормчей книге изображенных.

       Да честно, и без всякаго препятия правильнаго, тайна брака совершится, приходский священник сия точно да сохранит. Уведомившись о хотящих браку сочетатися, вопервых да увесть, кто и каковы суть. И аще несть между ими препятия коего правильнаго, сиесть, не суть себе в родстве приближены, своим ли вольным произволением, а не по принуждению от родителей и сродников, или от господ своих: аще возраст пристойный имут: юноша бо поне да имать лет пятьнадесять, девица же дванадесять: и да тщится иерей, да брачущиеся, заблаговременно, нежели в брак вступят, изучат исповедание веры, сиречь: верую во единаго Бога: и молитву Господню, Отче наш: Богородице Дево: и Десятословие, еже есть, десять Божиих заповедей.

Притом от досторазумных учителей да навыкнет иерей, кая суть препятия к составлению законнаго брака: и кая сочетавшихся разводят, и кая суть сродства степени, такожде кая суть от брачнаго союза, сиесть сватовства: особливо же да весть иерей, яко супружества между восхищающим и восхищенною, такожде потаенныя, и вся прочая супружества, яже не с благословлением церковным, или от приходскаго священника, венчанием при двух или триех поне свидетелей совершаемая, по соборному уставлению, и святых Отец учению не законна суть.

Пастырь же свойственный есть, имже венчани, и благословени быти имут новобрачнии, священник, в его же приходе жених есть, но и той священник, в его же приходе живет невеста, венчати может.

Да опасно блюдет иерей, дабы не скоро венчати недавно в приходе его жити начавших, и пришельцов, и не имущих своего в приходе постояннаго дома: ниже тех, иже прежде в супружестве пожиша, каковы суть, воинския жены, или плененных, и странствующих, и мужей отлучившихся, и бежавших, но первое опасное о сих всех сотворити надлежит изследование, и своему пастырю донести, и от него благословение взять, дабы таковой брак венчати и благословити.

Прежде обручения и венчания должен есть священник трижды в воскресныя или праздничныя дни, о хотящих женитися в церкви по Божественной литургии, по отпусте возвестити людем.

Аще же юноша и девица, не единаго суть прихода, извещение во обоих приходех да будет, сие же трижды иерей сотворив, аще ниедино правильное препятие к спряжению их не откроется, да венчает их невозбранно: аще же законное каково препятие будет, никакоже да дерзнет благословити их: аще же когда приключится быти каковое к браку препятствие, по зависти или злости, или хитрости некоторых, таковый случай доносить епископу, и от него ожидати определения. Но и по совершении извещений иерей никакоже да приступит к венчанию, донележе известно извещен будет о вольном соизволении обоих в супружество совокупитися хотящих: и сего ради сам собою обоих добре да вопросит, и от них о сем да известится, аще чрез два месяца по совершении извещений венчания не будет, извещения да повторятся, разве аще Епископ инако повелит. Венчанию же и благословению супружества в церкви достоит совершатися пред людьми, не нощию, и не во время постов.

Примечай, что в правилах Апостольских
и отеческих часто упоминается
извержение и отлучение:
и сии слова требуют изъяснения.

       Под именем извержения, разумеется лишение чина священническаго или диаконскаго, или причетническаго.

Под именем отлучения, разумеется воспрещение приступать к причащению святых таин, и сии отлученные в первенствующей христианской церкви называлися кающимися, и разделяемы были на четыре рода кающихся, смотря по вине, причиненному соблазну, и раскаянию: а имянно: плачущихся, послушающих, припадающих, и стоящих с верными.

Плачущиеся в церковь впущаемы не были: а стояли в притворе церковном, прося со слезами всех входящих в церковь, да помолятся о отпущении их согрешения: а иногда и повергали себя пред входящими в церковь, говоря: попирайте мя яко соль обуявшую [вкус потерявшую.]

Послушающие допущаемы были внутрь за двери церковныя, но в самую церковь входить были возбраняеми: и когда диакон возглашал исходить из церкви оглашенным, то есть не крещенным еще, а к крещению только готовящимся, то и сии кающиеся должны были с ними вместе из церкве исходить.

Припадающие допущаемы были входить и в самую церковь: но и сии стояли токмо до того времени, как оглашенным из церкви исходить повелевалося: и вместе со оглашенными из церкве исходили.

Стоящие с верными допущаемы были в церкви стоять с прочими, до окончания службы: но токмо до причастия святых таин приступать были возбраняемы.

Сколько же времени в каком роде покаяния быть кому надлежало, о том, смотря по вине, преступлению и соблазну, известное всякому покаянию время установлениями церковными назначено, как явствует в правилах святых Отец.

Но время покаяния и сокращалося, когда в ком усматривалось истинное раскаяние, и достойные плоды покаяния.

Пункты взятые из духовнаго регламента,
до священно и церковно-служителей
особливо принадлежащия.

       2 Части на листах 14 и 15. Худый, и вредный, и весьма богопротивный обычай вшел, службы церковныя и молебны двоегласно и многогласно петь, так что утреня, или вечерня, на части разобрана, вдруг от многих поется: и два или три молебны вдруг же от многих певчих и четцов совершаются. Сие сделалось от лености клира, и вошло во обычай, и конечно должно есть перевесть таковое Богомолие.

На листу 22м. Смотрети же должен Епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, сиесть, о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых не свидетельствованных, и прочих, всего того добре наблюдать.

На оном же 22м на обороте. Все же тое, чтоб удобнее пошло в дело, указать должен Епископ по всем городам, чтоб закащики, или нарочно определенные к тому благочинные, акибы духовные фискалы, то все надсматривали, и ему бы Епископу доносили, естьли бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел.

На оном же 22 и 23. Вельми ко исправлению церкви полезно есть сие, чтоб всяк Епископ имел в доме, или при доме своем школу для детей священнических, или и прочих в надежду священства определенных.

На оном же 23 на обороте. Таковых же единых в школе Архиерейской наставленных учеников, когда уже за помощию Божиею, довольное их число покажется, производить на священство, и аще кто от них монашеский чин изберет, то в Архимандриты или Игумены, разве бы на котором явилася важная некая вина, то ему не попускающая.

На листу 53. Должны вси протопопы и богатшии инии священницы, детей своих присылать во Академию.

На оном же 53 на обороте. Всем повсюду буди известно, что где будет человек ученый во Академии, и от Академии свидетельствованный, того на степень духовныя, или гражданския чести не может упредить неученый, с великим штрафом на власти оныя, которые бы инако зделали.

На листу 62. А которые семинаристы по совершении учения, угоднейшие покажутся к делу духовному, и ониб у Епископов были ближайшии к всяким степенем властелинским, паче прочих, хотя и равно оным искусных, но не в семинариум воспитанных, разве бы некий знатный порок на семинаристе показался, и то не был бы оной порок от клеветы, а на завистников и клеветников определить жестокое наказание.

О проповедниках Слова Божия
последующия регулы полезныя суть.

       Никто же да дерзает проповедать не во Академии ученый.

Проповедали бы проповедники твердо, с доводов Священнаго Писания о покаянии, о исправлении жития, о почитании властей, паче же Самой Высочайшей Власти Царской, о должностях всякаго чина, истреблялиб суеверие, вкоренялиб в сердца людския страх Божий. Словом рещи: испытовалиб от Священнаго Писания, что есть воля Божия, святая, угодная, и совершенная? и тоб говорили.

О грехах во обществе говорить, а не именовать кого, разве был бы публикован от всея церкве.

Обычай некиим проповедникам есть, аще кто его в чем прогневит, на проповеди своей мстить оному хотя не имянно, терзая славу его, обаче так говоря: что можно слышателем знать, о ком речь есть, и таковые проповедники самые бездельники суть, и оных бы жестокому наказанию подвергать.

Не пригоже вельми проповеднику, наипаче юному говорить о грехах властительски, или обличительне к лицу слышателей, так например: [не имеете страха Божия, нет у вас любве ко ближнему, не милосердни есте, друг друга обидите.] Но должен паче в первом лице во множественном числе так говорить: [не имеем страха Божия, нет у нас любве ко ближнему, не милосерди есмы, друг друга обидим ] ибо сей образ слова кроткий есть, понеже и сам проповедник в число грешников мешает себе, как то и самая истинна есть: много бо согрешаем вси.

Должен всяк проповедник имети у себя книги святаго Златоустаго, и прилежно чести оныя: ибо тако приобучится складать чистейшее и яснейшее слово, хотя и не будет Златоустому равное, а казнодеишков легкомысленных, каковые наипаче польские бывают, не чел бы.

Аще проповедник видит от слова своего в народе пользу, да не хвалится тым: аще же не видит, да не сердитует, и людей за сие да не поносит. Дело их есть говорить, а обращение сердец человеческих дело Божие есть. Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти.

Второй же части на листу 71 на обор: Сие прилежно подобает наблюдать Епископом, и приказывать, чтоб им священницы приходские по вся годы о своих прихожанах доносили, кто из них не причащался чрез год: кто же и чрез два, и кто никогда же.

На листу 74м. По всей России никого от раскольников не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския, даже до последняго начала и управления, чтоб не вооружать нам на нас же лютых неприятелей, и государству и Государю, непрестанно зло мыслящих.

На листу 75м. Когда прихожане, или помещики, которые живут в вотчинах своих, изберут человека к церкви своей в священники, то должны в доношении своем засвидетельствовать, что оной есть человек жития добраго, и неподозрительнаго: а которыя помещики в тех своих вотчинах сами не живут, оное свидетельство о таких людях подавать людям, и крестьяном их. И в челобитных писать имянно, какая ему руга будет или земля: а избранный бы также приложил руку, что он тою ругою, или землею, хощет быти доволен: и от церкви, к которой посвящен, не отходить до смерти. А ежели оный пред Епископом явится в каком подозрении, или расколе, и онаго чина не достоин, сие оставляется в разсуждение Епископле.

На оном же 75 и 76 листах. Волочащихся попов не принималиб господа к себе в духовники. Ибо священник изгнан за преступление, или самовольно сам оставив врученную себе церковь, уже почитай и не священник есть, и великий грех приемлет действуя священническая: а приемлющий его господин томуж греху участник есть, и сугубо: ибо и помощник греху тому, и правлению церковному противник есть.

Не понуждалиб сильные миряне священников в домы своя входить для крещения младенцов, но носилиб тех в церковь: разве бы вельми болен был младенец, или иная некая великая нужда зашла бы.

На листу 76 на обороте. Наипаче мирским особам многия случаются трудности в сумнительных браках, и того ради, естьли таковое кому случится сумнительство, то не дерзал бы таить онаго пред священником: а священник естьли и сам сумневается, не дерзал бы скоро венчать, но относить дело оное к разсуждению Епископа.

На листу 77. А хотя бы и не сумнительный брак чий мнился быть, обаче не подобает венчатися во ином приходе, в котором ни жених, ни невеста живет. Кольми паче во иной Епископии венчатися не подобает. Також и не звать из чужаго приходу, или епархии священников на венчание, ибо сие кроме укоризны своих пастырей еще являет, что так женящиися в подозрении суть неправильнаго сочетания.

В 3 части о пресвитерах, диаконах и прочиих причетниках.

1. Мнозии в священнический чин вдираются, не для чего инаго, только для большей свободы, и препитания, а никаковаго званию своему должнаго искусства не имеют. Того ради не ставить в священники и диаконы ниединаго, который в школе дому Архиерейскаго не наставлен есть, а покамест школы оныя будут, то ставлеником велеть изучить книжицы о вере, и законе христианстем, о должностях всех чинов, и попа онаго не ставить, пока он наизуст не изучит.

2. Приходящий ставленик, да имеет в доношении известное от прихожан своих свидетельство, что его знают быть добраго человека, а имянно: не пияницу, в домостроении своем не лениваго, не клеветника, не сварлива, не любодейца, не бийцу, в воровстве и обманстве не обличеннаго: сия бо наипаче злодействия препинают дело пастырское, и злообразие наносят чину духовному.

3. В том же доношении да будет имянно написанная руга или земля, священнику прихода онаго определенная, за руками прихожан, и за рукою ставленика, что он хощет быть доволен руги оныя, или земли.

4. Принятаго же ставленика не тот час ставить, но изучил бы прежде помянутыя книжицы, а между тем искушать его, не ханжа ли он есть, и не притворяет ли смирения, что умному человеку не трудно узнать, такожде не сказует ли своих о себе, или и о ином снов и видений: ибо от таковых каковаго добра надеятися, разве бабьих басен, и вредных в народ плевел, вместо здраваго учения.

6. По поставлении во священство обучаяся чрез некое время церковным служениям в дому архиерейском, в тож время да перепишет себе сия зде написанная священником правила, ежели не может иметь печатнаго регламента, также и вышеписанная от регламента правила общих дел, и третия вышеписаннаяж правила мирским лицам, чтоб впредь не извинялся невежеством должностей своих, и пред отпуском своим да роспишется в приказе архиерейском, что он взял с собою помянутыя правила, и по оным исправляться будет, под штрафом по разсуждению архиерейскому, а во время посещения архиерейскаго епархии своея, должен сия правила объявить архиерею.

7. Должни священницы знать наипаче сия, како на исповеди кающихся, аще кого студенаго и без умиления видят, судом Божиим устрашить: аще же кого видят сумнящагося, и ко отчаянию преклоненнаго, како таковаго возставить, и укрепить, упованием милости и милосердия Божия, како наставить к преломлению греховнаго обычая, како посещать и утешать больнаго, како утверждать, и напутствовать словом умирающаго, и како наипаче осужденных и ведомых на смерть подкреплять, и милостию Божиею обнадеживать. Сия суть воистинну нужнейшия священником должности.

8. На дух к себе приходящим, да не будет священник тяжестен: тяжестен же бывает, когда или во время исповеди гордится, и суров к кающемуся является, котораго должен всякою кротостию утешать, или в иныя времена просит чего нахально у сынов духовных, или аки со властию домогается: на пример, просит, или домогается у властелина, дабы на суде оправдал кого, или оставил бы наказание, хотя бы было то с обидою истцов, или со вредом народа. Гордии таковыи бездельники, аще явятся, тотчас запретить им власть духовничества.

9. А еще большее злодейство есть, ежели священник открыет в ссоре грехи сына духовнаго, за сие лишен будет священства, да и суду мирскому предан в телесное наказание по разсуждению дела.

10. Но и всячески духовник блюстися должен ссоритися с духовными своими детьми, ибо чтолибо на их укорительное изблюет, подумают присутствующии, что он то от исповеди ведает, и тако клевета вероятная, и потому нестерпимая будет: за сие жестокому наказанию тако грешащии духовники повинни.

11. Естьли кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое не зделанное, но еще к делу намеренное, от него воровство, наипаче же измену, или бунт на Государя, или на Государство, или злое умышление на честь, или здравие Государево, и на фамилию ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, а объявляя толикое намеряемое зло, покажет себе, что не раскаявается, но ставит себе в истинну, и намерения своего не отлагает, и не яко грех исповедует, но паче дабы тако согласием, или молчанием духовника своего, в намерении своем утвердился, что отсюду познать мощно, естьли повелит ему духовный отец именем Божиим отстать всеконечне от намерения своего злаго, а он молча, и акибы сумняся, или оправдая себя в том непременен явится: то должен духовник не тако его за прямо исповеданныя грехи прощения, и разрешения не сподоблять [не есть бо исповедь правильная, аще кто не всех беззаконий своих кается] но и донести вскоре о нем, где надлежит.

12. Не токмо намеренное зло, которое в действо произвестися хощет, должны священники объявлять, но и зделанной уже народной соблазн, например, ежели кто вымыслив где каким либо образом, или притворно учинив, разгласит ложное чудо, которое от простаго и малоразсуднаго народа приемлется за истинну, и потом такой вымыслитель тот свой вымысл на исповеди объявит, а раскаяния на то не покажет, и опубликовать того [ дабы неведующии той лжи за истинну не принимали ] не обещается: а та лож по неведению за истинну приемлемая, к числу истинных чудес приобщаться, и от времени всем в знание и в память утверждаться будет: То духовник должен, где надлежит, без всякаго медления о том объявить, дабы такая лжа была пресечена, и народ тою лжею прельщенный неведением не погрешал, и лжи за истинну не принимал, понеже таковым ложных чудес употреблением, не точию какоелибо иное чинится безстрашие, но и заповедь Божия [Не приемли имене Господа Бога твоего всуе] дерзостно разоряется: ибо в тех вымышленных чудесах Божие воспоминается имя, которое теми, яко лжею, не прославляется, но яко всуе приемлется, а на благочестие происходит от инославных порицание: чего ради такое законопреступное, и благочестию вредительное действо весьма пресецать надлежит, и духовники о таких случаях, как выше сего воспомянуто, объявлять нескрытно и неукоснительно должны суть.

13. Аще кроме оных, так важных причин впрочем, что с раскаянием и намерением довлетворения исповедуемо бывает, покажется грех какий духовнику не удобь разсуждаемый, то есть, как тяжкий, и коего исправления, и епитимии требует, да идет духовник к своему Архиерею, и не именуя лица кающагося, грех только предлагать обстоятельно, и разсуждения просить должен.

14.1 Понеже многия в писании неискусныя священники держатся за требник как слепые, и отлучая кающихся на многия лета, кажут, что написано, а толку не знают: и в таком неразсудстве иных и при смерти причастия не сподобляют, и извиняются тем, что без епитимии не льзя, а епитимию когда уже тому иметь, которому в болезни сущему смерть не ждет: того ради предлагается сицевое разсуждение.

Древнии святии отцы и пастырие не так разсуждали о епитимиях, акибы не удобь пременяемых догматах, но переменяли, и переменять оныя попускали, имея к тому некия благословныя вины, но и по тому разсуждению отец духовный должен смотрети, кто, и каков есть кающийся, истинно ли кается, и каковую епитимию понести может: и дабы жестокое наказание вместо врачества не обратилося ему во отраву отчаяния, и по таковому всех обстоятельств разсмотрению может духовный отец и умножати, и умаляти время и количество епитимии, и едину епитимию переменяти на другую, на пример, пост, на милостыню [только бы под видом милостыни себе, или кому иному, не прямо скудному, подаяния не требовал] иногда же усмотря неудобство епитимии коейлибо исполнения, никаковой не налагати епитимии: кую бо на пример наложити может епитимию воину рядовому, нужному путнику, корабельному служителю, нищему, больному, и подобным прочиим; поститися им не возможно, милостыню давати, нет из чего: таковых убо довольно, страхом Божия суда обуздав, да не вспять к злодеянию возвратятся, а за грехи исповеданныя, аще истинно каются, предложением Божия благоутробия утвердив их, может духовный отец прощения сподобити, и без епитимии удостоити причастия таин святых: разве бы усмотрел отец духовный, что исповедающийся у него есть человек так на всякую епитимию готовый, что ни к отчаянию, ниже к лености и небрежению, помянутая епитимия, то есть, отрешение на некое время святых таин причастия не опровержет его, но и паче к вящшему греховной тяжести, и гнева Божия познанию приведет, и к теплейшему покаянию устроит его: ибо таковому кающемуся может духовный отец на некое время при иных к исправлению угодных епитимиях наложить и епитимию отрешения таин святых.

15. Когда придет священник к больному слушать его исповедание, и сообщить тайнам святым, то исповеди его слушать будет наедине, а тайнам святым сообщить при людях дому того, також и при своих церковниках. А сие для того, что попы некии окаяннии утаевая раскольников притворяют, будто они больнаго сообщают святым тайнам наедине, дабы раскольник таковым причастия притвором утаен был, за такое безбожие попу чужду весьма быть священства, и под мирский суд в телесное наказание подвержену, а раскольника тако крыющагося все имение взять на Государя.

16. А кто подстерег тако злодействующих попа с раскольщиком донесет, и тому дать в награждение половину, или третию долю взятаго имения раскольникова.

17. Тоеж делать и с попом, который накуплен от раскольников приемлет их младенцы, будто к крещению, и не крестив отсылает.

19. Священницы и диакони, и прочии причетницы, да не дерзнут ити на пение к местам славимым чудотворным, а не свидетельствованным соборне: но должны доносить Архиереям своим, а народу запрещать под жестоким наказанием, да не попустит священник в церкви своей литургисать попу, или Иеромонаху, или служителю Иеродиакону, не имущему свидетельства Архиерейскаго, что он правильный священник есть, или диакон, и что за делом послан, или отпущен за благословением. Також должен во время пения по возможности, а в литургию весьма запрещать, чтоб перестали говорить, и о сем выходя говорить не обинуяся, и не маня никому, какогоб сана высокаго ни был.

20. Священник, яко есть врученных себе пастырь, должен наблюдать, не входят ли в дом котораго прихожанина чернцы и учители раскольничестии, или и лестцы пустосвяты, и оных буде увидит, должен ловить, и в дом Архиерейской отсылать под штрафом лишения священства и мирскаго наказания.

23. Святый вселенский собор четвертый в Халкидоне, в каноне шестом запрещает ставить священники и диаконы просто, ни к какой церкви не принадлежащия, и просто поставленным не попускать никакого дела священническаго и диаконскаго. А в России хотя не ставятся священницы и диаконы просто, однакож многия ставятся к единой церкви свыше потребы, и многия оставив свою церковь, к которой поставлены были, волочатся семо, и овамо, что тоеж есть с первым, таковаго безчиния, дабы впредь не было, должни суть мирския лица не принимать таковых попов, и диаконов, ни к которому церковному служению: а Епископы долженствуют не ставить свыше потребы. А оставльших церковь свою, где таковые проявятся, имать и наказывать. И аще не похотят к церквам своим возвратитися, и до смерти в них служити чинно, и то за порукою честных лиц, то таковых лишать священства, а излишних священнослужителей ни под какими виды не ставить: понеже многия ставятся, и в причет принимаются, бежа от службы, чего ради определится вскоре указне оных быть числу.

24. А буде священник, или диакон, за вышепомянутое, или за иное некое преступление, лишен своего сана от Архиерея пойдет по миру в лице священническом, или диаконском, и служить священная станет: таковаго поимав присылать в Святейший Правительствующий Синод, а из Синода отослан будет к мирскому суду, вольно же и самому Архиерею отослать таковаго к мирскому суду, где пристойно.

25. А ежели приход нуждным некиим случаем обнищает так, что священнику с причтом весьма невозможно пропитатися, и о таковых самому Архиерею иметь попечение: не допуская их скитатися, и определять их туды, где новаго священника требуют.

26. Не дерзать священнику самовольно без благословения своего Епископа, приставать к полку воинскому, и воинским властям не принимать таковых: за преступление же, сего священника взять под жестокое наказание, [аще же кто не обманом поповским, но самоволием так погрешит, и силою попа заступать станет] Епископом о том писать в Синод, а из Синода будет о управе искано в военной коллегии.

27. При многих церквах поп не припускает в церковники чужих, но своими сынами, или сродниками места того служения занимает, иногда и вящше потребы, и не смотря, угодны ли суть, и грамоте искуснии? Сие кроме иных благословных вин, и для того наипаче вредно есть, что тако удобнее попу неистовствовать, о служении и порядке не радеть, и раскольщиков покрывать. Того ради весьма зло сие пресекать Епископи должни, а противное творящих попов жестоко наказывать, разве по приговору прихожан, и по благословению имянному Епископа может священник сына своего, петь и честь искуснаго, да только единаго, имети в дьячках, или пономорях, а прочиих добре изучившихся отдавать к другим церквам, или в иной честной жития промысл.

28. Прочее не токмо наблюдать надлежит, не безчинствуют ли священницы, и диакони, и прочии церковники, не шумят ли по улицам пьяни, или что горшее, не шумят ли пьяни в церквах, не делают ли церковнаго молебствия двоегласно, не ссорятся ли помужичью на обедах, не истязуют ли в гостях потчивания, [а сие нестерпимое безстудие бывает] не храбрствуют ли в боях кулачных, и за таковые вины жестоко их наказывати. Но и сие прилежно им заповедать Епископ должен, чтоб хранили на себе благообразие, а имянно: чтоб одеяние их верьхнее, хотя убогое, но чистое было, и единой черной, а не иной краски, не ходилиб простовласы, не ложилися бы спать по улицам, не пилиб по кабакам, не являли бы в гостях силы и храбрости к питию, и прочая сим подобная: таковая бо неблагообразия показуют их быти ярыжными, а они поставлены пастырми и отцами в народе.

29. Должни же отселе священницы иметь всяк у себя книги, которыя обычне нарицаются метрики, то есть, книги записныя, в которых записывать прихода своего младенцев рождение, крещение со означением года и дня, и с именованием родителей и восприемников, також и которые младенцы не получившие крещения, померли, с приписанием вины, коей ради младенец лишен святаго крещения, да в тех же книгах записывать своего прихода лица браком сочетаваемыя; також и умирающия, с приписанием, по христианской ли должности в покаянии преставилися, и погребаемыя, и аще кто не погребен, имянно написать вину, чего ради не получил христианскаго погребения, со означением года и дня, а по всягодно объявлять таковыя книги в приказ Архиерейской.

Присяга производимому во священника.

Аз нижеименованный обещаюсь и кленусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хощу, и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ мое Всемилостивейшей Великой Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ Самодержице Всероссийской, и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Любезнейшему Сыну Государю Цесаревичу и Великому Князю ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ, Законному Всероссийскаго Престола Наследнику, верно и нелицемерно служить, и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к Высокому ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащия права и прерогативы [или преимущества] узаконенныя, и впредь узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и притом по крайней мере старатися споспешествовать, все что к ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе Государственной во всяких случаях касатися может. О ущербе же ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допускать тщатися, и всякую мне вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенной, и положенной на мне чин, как по сей [генеральной, так и по особливой] определенной и от времени до времени ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА именем, [от представленных надо мною начальников] определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы, ни вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом себя весть и поступать, как доброму и верному ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рабу и подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. К томуж кленуся, что должен и по должности хощу, и всячески тщатися буду, по хиротонии во священство, звание мое иерейское проходити со всякою честностию и целомудрием, Поучати вверенныя мне люди закону Божию с прилежанием и ревностию, и самому в чтении Божественнаго писания, и во уразумении силы его и таин упражнятися не леностно и тщательно, не упиватися, не кощунствовати, не безчинствовати, но всякою во обхождении и одеянии благопристойностию блюсти важность сана моего, а паче примером благия и незазорныя жизни руководствовати вверенную мне паству ко благочестию: притом аще случатся быти в приходе моем раскольники, оных словом Божиим, и святых Отец писании, духом кротости обличати, и приводити ко обращению и соединению с церковию, всемерно тщатися буду. О неисправляющихся же и во упорстве своем пребывающих, паче же о развратниках, и других от соединения церкве отвлекающих, куды надлежит, письменно и словесно представляти буду: а кольми паче в книгах исповедных, закрывая и поблажая их зловерию, с правоверными христианами, аки исповедовавшихся и причастившихся писати не стану. Кленусяж еще пред Всемогущим Богом, что вся сия мною обещаваемая не инако толкую во уме моем, яко провещаваю устнами моими, но в той силе и разуме, каковую силу и разум написанная зде слова чтущим и слышащим являют. И сие все утверждаю клятвою моею, буди мне сердцевидец Бог обещания моего свидетель, яко не ложное есть, аще же есть ложное, и не по совести моей, буди мне тот же правосудный отмститель. В заключении же сея моея клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

Присяга производимому во диакона.

Аз нижеименованный обещаюсь и кленусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хощу, и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ моей Всемилостивейшей Великой Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСИЕВНЕ Самодержице Всероссийской, и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Любезнейшему Сыну Государю Цесаревичу и Великому Князю ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ, Законному всероссийскаго Престола Наследнику, верно и нелицемерно служить, и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови: и все к Высокому ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству силе и власти принадлежащия права и прерогативы [или преимущества] узаконенныя, и впредь узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и притом по крайней мере старатися споспешествовать, все что к ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе, и пользе государственной во всяких случаях касатися может. О ущербе же ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и недопущать тщатися, и всякую мне вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенной, и положенной на мне чин, как по сей [генеральной так и по особливой] определенной и от времени до времени ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА имянем, [от представленных надо мною начальников] определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы, ни вражды противно дожности своей и присяги не поступать, и таким образом себя весть и поступать, как доброму и верному ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рабу и подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и судом его страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. Ктомуж кленуся, что должен, и по должности хощу, и всячески тщатися буду, по хиротонии во диаконство, звание мое диаконское проходити со всякою честностию и целомудрием, поучати люди закону Божию с прилежанием и ревностию: и самому в чтении Божественнаго писания, и во уразумении силы его и таин упражнятися не леностно и тщательно: не упиватися, не кощунствовати, не безчинствовати, но всякою во обхождении и одеянии благопристойностию блюсти важность сана моего, а паче примером благия и незазорныя жизни руководствовати ко благочестию: притом аще случатся быти в приходе моем раскольники, оных словом Божиим, и святых отец писании, духом кротости, обличати, и приводити ко обращению и соединению с церковию, всемерно тщатися буду. О неисправляющихся же и во упорстве своем пребывающих, паче же о развратниках, и других от соединения церкве отвлекающих, куды надлежит, писменно и словесно представляти буду: а кольми паче их в книгах исповедных, закрывая и поблажая их зловерию, с правоверными христианами, аки исповедовавшихся и причастившихся, писати не стану. Кленусяж и еще пред всемогущим Богом, что вся сия мною обещаваемая не инако толкую во уме моем, яко провещаваю устнами моими, но в той силе и разуме, каковую силу и разум написанная зде слова чтущим и слышащим являют. И сие все утверждаю клятвою моею, буди мне сердцевидец Бог обещания моего свидетель, яко не ложное есть; аще же есть ложное, и не по совести моей, буди мне тот же правосудный отмститель. В заключении же сея моея клятвы, целую Слова и Крест Спасителя моего, Аминь.



Оглавление

Богослужения

26 сентября 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Принесение иконы А. Рублёва в Троице-Сергиеву Лавру
В рамках празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в ночь с 16 на 17 июля 2022 года в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры принесли икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублёва. Святыню доставили из Третьяковской галереи.