Сокращенный катихизис для обучения отроков

IV.
СОКРАЩЕННЫЙ

КАТИХИЗИС,

для
обучения отроков,

в
Московской Типографии
многократно печатанный.

 

СОКРАЩЕННЫЙ
КАТИХИЗИС.

 

1 ) Вопрос:

Почему ты называешься Христианин?

       Ответ:

Потому, что я верую в Господа нашего Иисуса Христа, и содержу Его святой закон.

2) Вопр: Чему учит Христианская вера?

Отв: Учит всякой истинне и всякой добродетели, о чем пространно изъяснено в книгах Пророческих и Апостольских, а кратко для моей памяти все то заключено в Символе веры нашей православной, которой Символ в мысли своей содержу, и когда надобно, оной таким образом читаю: Верую во единаго Бога Отца: и прочая.

3) Вопр: О чем тебе прежде всего сей Символ напоминает?

Отв: О Боге, что он меня и весь свет создал, меня и весь свет управляет и хранит, и потому совесть моя мне напоминает ежечасно, чтоб Его любить сердечно, почитать нелицемерно, и верить, что тогда я думаю и делаю хорошо, когда думаю и делаю, что Его святой закон повелевает.

4) Вопр: Как ты о Боге думаешь и разсуждаешь?

Отв: Я думаю, разсуждаю и верю, что Бог един, и кроме Его нет другаго: что Он всегда был, и не имеет ни начала ни конца, что Он есть дух безтелесный и безсмертный, притом правосуден, милосерд, везде на всяком месте есть, все видит, все слышит, все знает, и самыя мысли наши и намерения.

5) Вопр: Довольно ли так о Боге знать и разсуждать, а делать как хочешь?

Отв: Никак: я как разсуждаю о Боге, так согласно с тем и жить должен, а именно: когда я знаю, что Бог справедлив, так буду опасаться худое делать, дабы не подпасть Его правосудию, и не лишиться Его милости: когда Бог милосерд, так я буду в своих худых делах каяться, надеясь, что Он мое покаяние не отвергнет. Ежели Он везде есть, и все знает, так я буду беречься, чтоб не только худова не делать, но и не думать, а служить Ему всегда чистою совестию, и мыслию непорочною.

6) Вопр: Чему учит Христианская вера о Господе нашем Иисусе Христе?

Отв: Что Он по милосердию своему к нам грешным сшел с неба, и приняв нашу на себя плоть, открыл нам волю свою, и потемненную нашу мысль просветил истинным Богопознанием: а напоследок, к засвидетельствованию своей великой к нам любви, и для очищения грехов наших, на кресте умер: но в третий день воскрес, и с плотию вознесся на небо.

7) Вопр: Сие Христианския веры учение, что пользы приносит к лучшему твоему житию?

Отв: Неотрицательно заставляет меня любить Бога. Ибо естьли Бог столь возлюбил меня, что благоволил в приятой плоти все за меня претерпеть и умереть: то был бы я неблагодарнейший всех тварей, естьли бы не желал Его всегда сердечно любить, и любовь Его всему предпочитать: а притом меня вельми утешает и сие, что по таковой вере несумнительно надеюсь от Бога все полезное получить. Ежели Он Сына своего для меня не пощадел: то как и другое что для Него мне не дарует?

8) Что ты приемлешь чрез святое крещение?

Отв: Приемлю очищение грехов, и причисляюся к собранию Христиан: а притом пред Богом и пред Его церковию даю обещание, так чисто и непорочно свое житие вести, как я чист и непорочен вышел из купели.

9) Вопр: Для чего ты причащаешься?

Отв: Чтоб принимая святое причастие, приобщиться мне самому Христу, получить новую силу и благодать, жить свято и по христиански: а притом всех моих собратиев Христиан обрадовать тем, что я с ними вместе приступая ко олтарю, уверяю их, что я от церкви не разлучен, и с ними всегда в любви и единомыслии пребывать желаю.

10) Вопр: Для чего ты должен исповедываться?

Отв: Чтоб приносить покаяние Богу во своих грехах, с тем, чтоб впредь жить исправнее и добродетельнее, и по таковому моему покаянию получить от милосердия Божия разрешение чрез отца духовнаго.

11) Вопр: Впрочем по Христианской благопристойности как ты поступать должен?

Отв: Как повелевает и повелит мне мать моя церковь: почему и буду Бога молить непрестанно, чтоб мне от нея никогда не отступать, и бегать раздоров, расколов и всякаго несогласия.

12) Вопр: Чего ты за совершенное исполнение Христианской должности надеешься?

Отв: Надеюсь от Бога милосердаго получить всякое благословение и временное и вечное: то есть, в сей жизни всякое довольство и почтение, а в будущей вечное блаженство. Ибо я верую, что праведный Господь мой приидет судити живых и мертвых, по котором суде как добродетельных людей блаженству, так нечестивых людей мучению не будет конца.

13) Вопр: Довольна ли ко спасению одна вера без добрых дел?

Отв: Никак: ибо вера без дел мертва есть.

14) Вопр: Где тебе предписаны правила добрых дел?

Отв: В законе Божии, который заключается в следующих десяти заповедях.

1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве мене.

2. Не сотвори тебе кумира, ни всякаго подобия, елико на небеси горе, и елико на земли низу, елико в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, а день седьмый суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10) Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего елико ближняго твоего.

15) Вопр: Чему учит первая заповедь?

Отв: Учит сердцем признавать, и устами исповедовать единаго токмо Бога, Его единаго паче всего любить и почитать, и на Него единаго уповать, и потому всемерно убегать беззакония, многобожия, волшебства, суеверия, ересей и расколов: также высокоумия, чтоб надеяться на свои выдумки, на свою, или на других силу, или богатство, не радя о промысле Божием.

16) Вопр: Как надлежит почитать святых угодников Божиих?

Отв: Не так, как самаго Бога, но как угодников Божиих, Богу о спасении нашем молящихся, а притом подражать житию их.

17) Вопр: Что повелевает Бог во второй заповеди?

Отв: Чтоб не кланяться болванам, или какой другой твари как Богу: также не быть суевером и лицемером, ниже лихоимцем и сластолюбцем: ибо лихоимец и сластолюбец мамоне служит, как некоторому идолу.

18) Вопр: Как надлежит чествовать святыя иконы?

Отв: Надлежит их чествовать, а не боготворить: ибо иконы суть токмо изображения, и служат к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, чтоб мы на них взирая, подражали святому житию их.

19) Вопр: Что в третией заповеди запрещает Бог?

Отв: Запрещает, чтоб имя Его не воспоминать без всякаго разбору, но только в молитвах, в нужных клятвах и присягах, да и то с великим благоговением и осторожностию, и потому вельми грешно, что нибудь против Бога, веры и церкви святыя говорить, клятву нарушать, без нужды божиться, чего нибудь непристойнаго от Бога просить, или преступать свои благия обещания.

20) Вопр: Что повелевает Бог в четвертой заповеди?

Отв: Повелевает во все воскресные и праздничные дни, оставив свои дела и работы, приходить в церковь, слушать и читать со вниманием поучения духовныя, в дому наставлять детей своих и домашних закону Божию, и как все, так особливо сии святые дни беречься, какими нибудь безчестными делами и упражнениями, а паче пьянством опорочить.

21) Вопр: Что повелевает Бог в пятой заповеди?

Отв: Повелевает родителей своих, и под именем их, вопервых Государя, пастырей духовных, и правителей гражданских, учителей, благодетелей и стариков почитать, и им повиноваться, да и всякаго человека любить как себя.

22) Вопр: Какая должность есть родителей и детей?

Отв: Родители должны детей своих воспитывать в страхе Божии, и обучать закону: с малых лет приучать их к трудолюбию, домостроительству и к честному с людьми обхождению: остерегать их от дурных содружеств: кольми паче самим пред ними ничего не говорить и не делать соблазнительнаго: исправлять их больше кротостию, нежели строгостию, и твердо вкоренить в мысль их, что одна добродетель делает людей щастливыми, а порок всегда человеку пагубен. А детей долг есть, родителей своих любить, почитать и им повиноваться: во время же скудости и престарелости питать их и покоить, и тем платить долг справедливыя благодарности.

23) Вопр: Какая должность есть господ и рабов?

Отв: Господа должны содержать рабов как отцы, а рабы одолжены господам повиноваться, и быть трудолюбивы, верны и почтительны.

24) Вопр: Какая должность есть мужей и жен?

Отв: Муж должен жену свою любить, не свирепо с нею поступать, но разумным снизхождением исправлять ея слабости, и в общем хозяйстве и детей воспитании иметь ее за вернейшую свою помощницу. А жен долг есть, любить и почитать своих мужей, нравы свои к их угождению склонять, и самыя их оскорбления сносить в кротости духа. А обоих их должность есть, хранить непорочно ложа своего верность.

25) Вопр: Какая должность есть всякаго человека в разсуждении всех вообще?

Отв: Всякой человек обязан со всеми обходиться ласково, учтиво, снизходительно, алчущаго накормить, нагаго одеть, больнаго посетить, грешащаго от греха отвесть, невежу в законе наставить, подать добрый совет, и о спасении всякаго молиться милосердому Богу.

26) Вопр: Что запрещает тебе Бог в шестой заповеди?

Отв: Запрещает, чтоб я никому никакой не делал обиды, ни чрез самаго себя, ни чрез других, ни делом, ни мыслию, но паче каждаго от всякаго вреда оберегал бы. И потому вельми пред Богом грешно, человека каким нибудь образом умертвить, или к тому подать совет и помочь, или до убийства и вреда допустить. Например: знать худой умысел, а не доносить, или воров у себя скрывать, или видеть драку, а не разнимать, или пожар не тушить, или бедному и больному ни чем не помочь. Сею же заповедию весьма воспрещается лишить самаго себя жизни, а напротив беречь свое здоровье, как дражайший Божий дар.

27) Вопр: Что запрещает тебе Бог в седьмой заповеди?

Отв: Запрещает мне блуд, прелюбодеяние и всякую греховную плотскую нечистоту, к коим человек похотию возжигается. Также и то, что к ним приводит: как то пьянство, праздность, сквернословие, пляски, игрища, срамныя песни и книги. И потому мужа и жену обязывает к житию целомудренному и непорочному.

28) Вопр: Что запрещает тебе Бог в осьмой заповеди?

Отв: Запрещает мне Бог ни явно, ни тайно ни у кого ничего не отнимать, найденную вещь не утаивать, или беглаго человека не укрывать, чужой пашни, сенокоса или огорода своею скотиною не травить, чужою землею не владеть, при продаже, покупке и обмене никого не обманывать, у работников платы не удерживать, росту, особливо с бедных не брать, денег государевых, церковных, и ни чьих не красть и не утаивать. И для того надлежит убегать праздности, а быть трудолюбивым. Ибо чрез труд не только себя и домашних можно в довольстве содержать, но и бедных снабдить.

29) Вопр: Что запрещает тебе Бог в девятой заповеди?

Отв: Запрещает мне Бог ложно на другаго свидетельствовать, ложно доносить, клеветать и безчестить, насмехаться, осуждать, чужия слова худо толковать: словом, беречься всякой лжи и обмана, тем больше, что они происходят от отца лжи диавола.

30) Вопр: Что запрещает в десятой заповеди?

Отв: Запрещает, чтоб не токмо худа не делать, но о том и не думать, и в сердце того не желать: ибо от худых мыслей весьма удобно могут последовать и худыя дела.

31) Вопр: Для исполнения заповедей Божиих что нужно есть?

Отв: Содействие благодати Божия, которая, как и всякое добро, получается усердною молитвою. А молитва есть возношение мысли и сердца нашего к Богу, с прошением от него душеполезных благ.

МОЛИТВА ВОСТАВ ОТ СНА.

Господи! благодарю Тебе от всего сердца моего, что Ты меня здрава и невредима воздвиг от сна, и разогнав тьму нощную, осиял радостным светом дня сего. Молю Тя усердною моею в Тебя верою: разгони темноту неведения моего и страстей моих, и просвети мой ум и волю светом вседействующия благодати Твоея. Даруй мне рабу твоему, дабы я на дела от Тебя мне назначенныя с полною охотою моею поспешал, и изыскивал бы со тщанием тайны во святом законе Твоем сокрытыя, со дерзновением всегда призывая святое имя Твое: Отче наш: и прочая.

МОЛИТВА ОТХОДЯ КО СНУ.

Всемогущий Боже! сподобившися Твоим промыслом сего нощнаго достигнуть часа, за все благодеяния, какия я в сей день от щедрой Твоей руки получил, благодарное, а за прегрешения моя кающееся приношу Тебе сердце: и молю Тя, ко сну меня отходящаго святым Твоим покрой осенением: но притом даруй, чтоб я памятовал вечный оный покой, который Ты уготовал любящим Тя, в которых числе и меня, Господи, устрой.

МОЛИТВА ПРЕД ОБЕДОМ.

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволения.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ОБЕДА.

Благодарю Тя, Христе Боже мой, яко насытил мя еси земных Твоих благ: не лиши мя и небеснаго Твоего царствия.

 

 

КРАТКОЕ НРАВОУЧЕНИЕ

 

Буди благочестив.

Уповай на Бога, и люби Его всем сердцем.

Усерден буди ко святей церкви, и все ея установления свято почитай и храни.

Следуй добродетелям, удаляйся пороков.

Будь благоразумен, взирай на конец, усматривай средства, не упускай к честным делам случая.

Ничего безразсудно не начинай. Разсуждением не спеши, но не буди и медлен.

Не все, что знаешь, говори, но при случае и времени.

Не всякому слуху верь.

Не всего, что видишь, желай.

Не все, что можешь, делай: но токмо то, что должно. Чего не знаешь, не утверждай, и не отрицай, а паче вопроси.

И тогда будешь благоразумен.

Будь воздержен.

Без алкания пищи не употребляй.

Без жажды не пей, да и то мало, по нужде, а не больше.

А пиянства яко яда бегай.

От невоздержания раждаются болезни, от болезней смерть.

Воздержные живут здраво, долговечно и хорошо.

Будь кроток, а не продерзлив.

Молчалив больше, нежели говорлив.

Когда кто говорит, молчи.

Когда кто тебе сказывает, слушай.

Когда что тебе приказывает, повинуйся.

Не хвастай,

И не будь предприимчив и горд.

Ко всем будь ласков, но никому не будь ласкателен.

Будь же и справедлив.

Кольми паче не крадь.

В чем имеешь нужду, снискивай трудом.

В бедности проси.

Ежели дадут, прими, и будь благодарен.

Что взаймы взял, отдай.

Что обещал, исполни.

Будь также мужествен.

К трудам охотен.

Оставляя праздность ленивым.

Ежели что желаешь начать, испытай наперед свои силы, и потом продолжай не останавливаяся.

В нещастии не унывай.

В щастии не разслабевай.

А скудость почитай матерью осторожныя жизни.

Щастие есть непостоянно.

Причиняет различные случаи, часто печальные.

Что терпеливый сносит, о том малодушный вздыхает, плачет, воет.

Будь благосклонен и милостив.

Просящему дай, ежели имеешь.

Бедному помоги, ежели можешь.

Оскорбил ли кто тебя, прости ему.

Оскорбил ли ты кого, примирися с ним.

Похвально удерживать гнев, и простить согрешающему.

И уступить умоляющему.

Ежели будешь человеколюбив, будешь от людей любим.

Так будь вышшим послушен.

С равными обходителен.

К низшим приветлив.

Стречающихся приветствуй.

Приветствующих восприветствуй взаимно.

Вопрошающим отвечай.

Невежу наставь.

Печальных утешь.

Никому не завидуй, доброжелательствуй всем.

Служи, кому только можешь.

И угодишь всем добрым людям.

Приятели тебя возлюбят, да и неприятели не возмогут тебя ненавидеть.

Говори всегда правду.

Никогда не лги.

Сия храни, и будеши благополучен.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.