Инструкция благочинным иереям, или Протоиереям

II.
ИНСТРУКЦИЯ

БЛАГОЧИННЫМ ИЕРЕЯМ,
или
ПРОТОИЕРЕЯМ,

Первым тиснением
В
Московской Типографии
Печатана 1775 года.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

БЛАГОЧИННОМУ
НИЖЕОЗНАЧЕННЫХ ЦЕРКВЕЙ1.

1.

Благочинный есть избранная по изволению и усмотрению Архиерейскому особа из достойных, разумом и добродетелию пред другими преимуществующих, священников, для наблюдения всякаго в церкви Божией, а особливо в служителях ея, священниках, диаконах, и причетниках порядка и исправности к пользе христиан, и к славе Божией.

2.
О церквах.

       И потому должности твоея, О благочинный! дело есть, прилежно наблюдать, дабы в церквах, смотрению твоему порученных, было всякое благочиние, сходственное с правилами святых Отец и установлениями церковными: а безобразнаго, соблазнительнаго и суевернаго дабы ничего не было, крайне предостерегать.

3.

Наблюдать, дабы антиминс был не ветх, не диравый и не слинялый: а естьлиб где таковый оказался, представлять.

4.

Чтоб одежда и срачица на престоле и жертвеннике не была крайне ветха, или издрана, или из весьма низкой материи, столь святому месту неприличной, яко то из крашенинной или набойчатой: а естьли бы где что из реченных оказалось, напоминать прихожанам, и увещательно их склонять, чтоб о лучшем благолепии церковном прилагали старание: в случае же их небрежения представлять.

5.

То же наблюдать и о ризнице и утвари церковной, дабы ризы, стихари, подризники, епитрахили, поручи, поясы были из приличной материи сшиты, и ветхие и изодраные употребляемыб не были: сосуды, потир, дискос, звезда и лжица были бы сребрены, и потир внутри вызолочен: а естьлиб где сребреных не было, прихожан увещательно склонять, дабы по усердию ко святей церкви сребреные сосуды зделаны были.

6.

Наблюдать, чтоб святое миро было всегда без оскудения, неповрежденно, в приличном сребреном или хрустальном или стеклянном сосуде во олтаре хранимо в особливом хотя деревянном ящике, в котором вместе и елей в сосудце, ножницы, губа и сучец для помазания при святом крещении употребляемые, были бы содержаны во всякой исправности.

7.

Чтоб святые образа были пристойным и благолепным искусством написаны, чего особливо при возобновлении иконостаса, или при созидании вновь храма наблюдать: а естьлиб где оказались образа написанные безобразно и соблазнительно, особливо из изваянных, о таковых представлять.

8.

Надлежит неотменно в каждой церкви быть кадилу, укропнику, ковшу сребреному, или медному, или оловянному, чаше водосвятной, кропилу, сосудцам сребреным, или медным, или оловянным, для благословения хлебов: блюдцу сребреному, медному или оловянному, для подавания теплоты и других потреб, подсвещнику медному или жестяному не одному, для возжжения свещи пред престолом, жертвенником и налоем: налоям для прочтения Евангелия, и для читания всегдашняго пред амвоном: столу украшенному приличною материею, для водосвятия и паннихид, и прочему, что по обыкновению во благоустроенных храмах Божиих бывает: чего всего благочинному наблюдать, и естьлиб чего не доставало, прихожан о устроении того увещевать и требовать.

9.

Надлежит необходимо быть в каждой церкви подлежащему числу книг, к исправлению службы Божией потребных: яко то, Евангелие напрестольное облеченное приличною материею и украшенное, Апостол, служебник, дванадесять миней месячных, устав, триоди постная и цветная, два октоиха, псалтырь следованная, часослов, требник великий и малый, ирмолог, книжица молебственная, книжица на день возшествия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и на Полтавскую баталию, реэстр паннихидной, табель торжественных молебнов, новоизданные проповеди: и естьлиб где которых из показаннаго числа книг не нашлось, или бы и нашлись, но изодранны, и зело ветхи, или старопечатаны, от прихожан требовать, чтоб оныя книги, яко для исправления службы Божией нужныя, были куплены: в случаеж их о том нерадения, представлять.

10.

Весьма прилично и полезно каждой церкви иметь некоторыя к наставлению священников и христиан служащия книги, яко то, священную Библию, книги, Маргарит, на деяния, послания, и на бытие Златоустаго, Минеи четьи и Прологи, сокращенную Богословию, Букварь и краткий Катихизис, книжицу о Блаженствах, Проповеди Гедеоновы, Феофановы и Минятиевы, Духовный Регламент, Увещание раскольникам, и другия изданныя и полезныя духовныя книги, и потому благочиннаго должность, и чрез самаго себя, и чрез священников, прихожанам увещательно предлагать, дабы таковыя книги, хотя не в одно время, были куплены, и церковными были записаны: естьли же где есть церковных денег довольное число, на оные показанныя книги покупать с ведома священника и старосты церковнаго, благочинный имеет власть.

11.

Наблюдать вам, дабы место круг церкви, обыкновенно называемое погост, было не зело тесно, ограждено, ничем не застроено, не засорено, и каким либо непристойным строением не занято, а было бы в надлежащей чистоте: также чтоб могилы в назначенных местах для погребения мертвых были копаны не мелко, но сколь возможно глубже, и зарываемыб были мертвыя тела с надлежащею осторожностию.

12.

Ежели где имеются церкви уже ветхи, от гнилости наклонились, сквозь потолока бывает теча, и к падению склонны, или по крайней мере ветхостию своею делающия неблагопристойность столь святому месту, то вам благочинному прихожан увещевать, чтоб о созидании новой церкви возъимели старание, или ветхости поправили бы, и о том бы просительно о дозволении писали: а между тем вам благочинному о таковых в ветхость пришедших церквах представлять без умедления.

13.

Естьли по усмотрению вашему окажутся церкви зело малоприходны, малоземельны, утварию скудны, и причет имеет содержание зело нужное, а в близости от таковых церквей имеются приходы другие, о таковых немедленно представлять со обстоятельством.

14.

Естьли где церковь сгорит, немедленно о том представлять, а между тем прихожан увещевать, и требовать, чтоб они не продолжая старались построить вновь церковь, и о дозволении просили бы, а особливо увещательно склонять, чтоб строили церкви каменныя для прочности, и для собственной их же пользы: а о том же самом старание и приходскому священнику препоручить с крепким подтверждением.

15.

Когда вновь где сооружить церковь дано будет от его Преосвященства благословение, вам благочинному наблюдать, дабы храм строен был и всяким церковным благолепием украшаемь в сходственность данной Архиерейской грамматы, и по приличию других храмов святых: и настоять, дабы строение храма чрез долгое время не продолжать, а естьлиб за чем долговременная воспоследовала остоновка, со изъяснением доносить. По сооружении же храма учинить опись церковнаго строения, иконостаса, всякой утвари церковной, ризницы, книг и прочаго, что для церкви потребно, как выше писано, представлять вместе с прошением от прихожан о дозволении новосозданной освятить храм.

16.
О священно и церковнослужителях.

       Прилежно наблюдать, чтоб священники, диаконы и церковники, а особливо священники жили честно, постоянно, сановито, кротко и любовно, и в должности своей были бы исправны и порядочны: а наипаче с крайним вниманием смотреть, чтоб не пьянствовали, в питейные домы не ходили, и вели бы жизнь, якоже прилично служителю святаго олтаря и пастырю христианскому, трезвую. А естьли бы усмотрел ты кого часто напивающагося, в пьянстве безчинствующа, или исправляющаго требы не в трезвости, о таковом без всякаго закрытия представлять.

17.

Наблюдать чтоб священники Божественную литургию совершали по крайней мере неотменно в воскресные, праздничные и торжественные дни: а в другие дни по крайней же мере пели бы часы, отправляя притом вечернюю и утреннюю службу, также бы не оставляли в святую четыредесятницу совершать преждеосвященныя литургии.

18.

В ссоре и вражде отнюд не служить, не примирясь.

19.

Всем священникам тебе благочинному подтверждать накрепко, чтоб они святыя запасныя дары хранили в церквах на святых престолах в ковчегах сребренных, а по нужде в оловянных, и почастуб их осматривали, дабы не учинилось в них каковаго повреждения: а в домах у себя тех запасных святых даров оным священникам отнюд держать не велеть, под опасением жесточайшаго штрафования: и когда нужда позовет в домы приходския ради причастия больных со святыми тайнами; они священники ходилиб с подобающею таковому таинству честию, носили бы оныя на персех своих во устроенных на то дароносицах и сделанных из приличной материи или из сукна влагалищах.

20.

Крещение святое совершали бы в церкви при диаконах и церковнослужителях неотменно, разве бы зело благословная каковая вина в доме иногда младенца окрестить требовала: крестить же младенцев во время особливо зимнее в воде не зело холодной и льдом смешанной, дабы каковаго здравию младенца вреда не причинилось.

21.

В церкве мертвым стоять более суток, и то разве по какой необходимости, ни под каким видом не допускать; а по принесении тотчас их отпевая погребать, где узаконено.

22.

Должен ты, благочинный, по своему благоразумию давать наставление священникам, особливо не много просвещенным, как им исповедывать детей своих духовных, как совесть человеческую связывать и разрешать, как тебя в том Бог наставит.

23.

С великою осторожностию наблюдать, чтоб священники сумнительных браков не венчали: ибо из сего великия выходят затруднения и нещастия и венчающим и венчаемым. Сумнительный же брак есть, естьли имеется ближнее родство или свойство: естьли жених или невеста младолетны, или зело престарелы: или едино из них лице весьма младолетно, а другое престарело: ежели каковое от кого есть вступающим в брак принуждение: ежели дети без воли родителей женятся: ежели от живаго мужа, или от живой жены, то есть, муж или жена в отлучке, или в бегах, или в неизвестности: ежели брачущияся не своего приходу: естьли вступающие в брак разумом поврежденные, и тому подобные случаи: в таковых священникам ни под каким видом венчать не дозволять, и воспрещать, а представлять о том, и ожидать решения.

24.

Смотреть, чтоб прежде брака три были в церкви публикации, со обьявлением, кто вступает в брак, и не знает ли кто каковаго сумнения, и делать законные и достоверные обыски: венчать же в церкви днем при диаконе и церковниках неотменно.

25.

Чтоб служба Божия совершаема была благоговейно, не спешно: и в два голоса читаноб не было: чтоб церковники в чтении и пении были исправны. А естьли бы по твоем увещании в чтении и пении оставались неисправными и малознающими, о таковых представлять.

26.

Крестным ходам вновь быть, также и часовни вновь строить без дозволения отнюд не допускать.

27.

Во дни праздников, Христова рождества, в светлую седмицу и в храмовые праздники, священники с животворящим крестом в домы желающих того прихожан своих с церковнослужители ходилиб честно и постоянно, и по ночам бы не шатались, и хмельнаго пития не упивались под опасением неопустительнаго штрафа.

28.

Надлежит, чтоб священники во дни воскресные и праздничные в церкви людей поучали, прочитывая им на литургии новоизданныя проповеди: а на утренях другое что либо из прологов и других святых книг, также богословию и катихизис, толкуя оной прихожанам по возможности: а которые священники и диаконы учились в школах, те бы и от себя говорили почасту проповеди, и тем бы делали честь своему сану, и пользу христианом. А кто сколько скажет проповедей, о том Его Преосвященство уведомлять, дабы можно распознать тщаливых от ленивых.

29.

Надлежит смотреть, чтоб священники, диаконы и причетники катихизис всегда наизусть помнили: а притом подтверждать, чтоб священники и диаконы ставленую граммату каждый воскресный день пред обеднею дома у себя прочитывали.

30.

Диаконы и причетники должны своего священника, яко настоятеля церкве, почитать и повиноваться, и ничем его ни словом ни делом не оскорблять: а естьлиб чем от него были обижены, жаловались бы тебе благочинному; или естьли пожелают, представлять, и ожидать себе удовольствия.

31.

Священнику диакона и причетников не обижать, и доходов у них не удерживать, и рукою их бить не дерзать: а естьлиб в чем оказались они неисправны, или непорядочны, или против его ослушны; представлять благочинному, или Его Преосвященству.

32.

Священник диакона и других причетников может штрафовать следующим образом: учинить ему выговор наедине, а потом и пред людьми: заставить поклоны класть, диакона в олтаре, а церковников в церкви или на паперти: удержать доход, и оной разделить причетникам исправным или нищим: а себе из того ничего не брать: однако доход удержав, немедленно о том донести благочинному, и ожидать его подтверждения: а естьли благочинный велит отдать, и тогда не медля возвратить; а естьли теми штрафами не будут исправляемы; представлять благочинному, а ему, естьли сам исправить не надеется, Его Преосвященству.

33.

Подтверждать священникам и диаконам, чтоб не были корыстолюбны и нахальны; а были бы своими оброки довольны: и для того ни за какую требу платы у прихожан не домогаться, и договора не чинить: а быть довольну доброхотным подаянием.

34.

Также подтверждать, чтоб без зову в гости ни к кому нахально не ходили, разве бы были позваны: и зная, что тот дом, куда приглашаются, есть честной: и иметь обхождение и дружбу с подобными себе священниками, диаконами и церковниками: также с благородными помещиками и с почтенными купцами и мещаны: а не со всяким безразборно обходиться и дружиться. Ибо священники особливо будучи священным саном почтенны, должны вести себя с осанкою, и тем других приводить к почтению себя.

35.

О вдовых священнослужителях наблюдать, дабы зазорных женских лиц при себе не держали ни под каким видом в противность правил святых Отец.

36.

Всем священно и церковнослужителям без ведома твоего в другие отдаленные, например, более пятнатцати верст, приходы, и то на краткое время не отлучаться, и церквей своих не оставлять: а в другие епархии без благословения Архиерейскаго и без пашпортов от консистории, или духовных правлений никого собою тебе не отпускать. Кто же когда уволен будет: то приходы их исправлением мирских треб поручать тебе других церквей священникам; дабы в требах остановки не воспоследовало.

37.

Естьлиб усмотрел ты кого пришлаго из священно и церковнослужителей из другой епархии без пашпорту, или живущаго сверьх срока, кольми паче без виду служащаго, или требы исправляющаго: таковаго должен представить в духовное правление, или консисторию неотменно: и чтоб о таковых пришлых тебе доносили, всем священно и церковнослужителям о том подтверждать накрепко.

38.

Праздных священно и церковнослужителей до исправления треб не допускать, разве естьли священник настоящий занеможет, умрет, или отлучится, или под запрещением, или под начал пошлется: в таких только случаях можно и праздноживущих священников для исправления треб и священнослужения на время определять, и о том, кого определишь, за известие представлять.

39.

Естьли где священник, или диакон, или церковники умрут: тебе благочинному за известие немедленно репортовать в консисторию, а о священниках представлять Его Преосвященству: а между тем прихожанам предлагать, чтоб немедленно избирали достойнаго, и заручныя, тобою благочинным засвидетельствованныя, прошения присылали. А естьли к избранию священника чрез месяц, а диаконов и церковников чрез два месяца не приступят, о том представлять незабвенно.

40.

При избрании священника должно быть тебе благочинному неотменно: избранию же быть в церкви при собрании священно и церковнослужителей, и лучших прихожан: и по молитве, и по призывании Божия благодати, избрать достойнаго таковыя должности, честнаго житием, постепенно и предпочтительно из ученых. Почему тебе благочинному и представлять прихожанам, чтоб избрали таковых качеств человека. А естьлиб при той церкви совершенно достойнаго не оказалось: то избирать от других церквей достойнаго, или отдавать на благоразсмотрение Архиерейское: и для того тебе благочинному на тех заручных прошениях подписывать как в несумнительном подписании приходских рук, так и в том, что избрание происходило настоящим порядком.

41.

По произведении священника ставленую Архиерейскую граммату прочитывать тебе благочинному самому в той церкви, куда произведен, в день воскресный по обедни на амвоне; а других граммат прочитание поручать приходскому священнику.

42.

Всегда подтверждать священно и церковнослужителям, чтоб детей своих воспитывали честно, и граммате их обучать начиналиб по крайней мере с семи лет, чего вам при посещении церквей и наблюдать: а изуча граммате, отдавали бы в школы. А естьли которые уже выше тех лет; тем проискивали бы места, а праздно жить не допускать: а естьли которые выше двадцати лет остаются праздны; то по екзамине в чтении, пении и катихизисе представлять о таковых.

43.

Наблюдать, чтоб священники, диаконы и церковники в пристойном церковному чину платье и обуви, а именно священники и диаконы в рясах и сапогах, а церковники в приличном продолговатом платье и в сапогах же, особливо в церкви и где нибудь при исправлении треб ходили непременно.

44.

Естьли от Преосвященнаго Архиерея, или от консистории, или от духовнаго правления тебе предписано будет о ком изследовать: и тебе следовать порядочно, по данному от консистории наставлению, по сущей справедливости. Другу не дружить, а недругу не мстить, без продолжения времени, и потом представлять, куда надлежит.

45.

Благочинный должен наблюдать, чтоб исповедныя и метрическия книги священники к подаче приуготовляли заблаговременно, и на то бы с самаго начала года имели приготовленныя тетради.

46.

Надзирать над старостами церковными, дабы зборы и росходы в данные от консистории тетради записывали, и никаких росходов без ведома священника, а в больших, и без согласия прихожан не чинили.

47.
О прихожанах.

       Увещевать прихожан, чтоб каждой год, по крайней мере единожды, по долгу христианскому исповедывались, и святых таин сообщались, и во дни особливо воскресные и праздничные приходили бы на службу Божию, оставляя свои работы, и жили бы честно по Евангельской заповеди.

48.

Естьлиб где в приходе примечено было тобою творимое каковое суеверство при часовнях, или при кладязях, или при иконах, или где инде; и естьлиб где проявились кликуши, и притворно юродивые, и ханжи: в таковых случаях немедленно представлять обстоятельно, под опасением истязания строжайшаго: а между тем стараться таковые непорядки своим благоразумием отвращать. А хотяб ничего таковаго нигде и не оказалось, однакож о состоянии и поведении порученных смотрению твоему церквей, что все обстоит благополучно, репортовать дважды в год.

49.

Естьлиб прослышал ты, что в приходе делаются какия безчинства, грабежи, раздоры и драки, смущения, обиды и обманы, пиянства и прочия тому подобныя законопреступления: должен ты и наедине, и в церкви обличать, увещевать, исправлять, грозя судом Божиим пребывающим в таковых беззакониях, и нераскаевающимся: о каковом увещании и священнику подтверждать, и чтоб он их и епитимиями духовными исправлять старался, опасаясь подпасть ответу страшнаго Судии Бога.

50.

Объявлять прихожанам, чтоб они и сами знали, и детей своих обучали знать молитву Господню: Отче наш; Символ веры, десять Божиих заповедей, о чем особливо священникам подтверждать, чтоб о изучении тому прихожан своих прилагали старание, и на исповеди заставлять их пред собою прочитывать, и естьлиб оказывались незнающими, таковых духовне увещевать и обличать.

51.

Естьлиб прихожане священно и церковнослужителей стали чем обижать, или утеснять, или изгонять: и вам благочинному их увещевать, и от обид защищать: а естьли в том успеха иметь не будешь, о том велеть обиженным просить, где надлежит.

52.

А естьли прихожане будут тебе приносить жалобу на кого нибудь из священно и церковнослужителей: и тебе их разбирать и примирять, и в чем можно удовольствовать. А естьли по твоему разбирательству ничего к примирению или ко удовольствию не последует: то обьявить, чтобы обиженные просили, где надлежит. А естьли представлять будут на кого из священно и церковнослужителей не в жалобу, но донося о происходящих от него безчинствах, и соблазнах: о таковом немедленно представлять.

53.

Со всякою ревностию, но растворенною благоразумием и кротостию Евангельскою, старание прилагать о обращении ко святей церкви пребывающих в расколе: прочитывать им с толкованием на то сочиненныя книги: изъяснять им вред душевный причиняемый отторжением от собора православных, и ожидать духовнаго плода со всяким благодушием и терпением: о чем прилагать старание и приходским священникам при всяком случае подтверждать: ежели же кто из раскольников обратится, о таковом немедленно представлять.

54.
О власти и преимуществах благочиннаго.

       Порученные смотрению твоему церкви объездить по крайней мере дважды в год, примечая и наведываясь, все ли так делается, как в сей инструкции предписано, и поступая во всем непременно по вышеписанному.

55.

Взошед в церковь, возложить на себя епитрахиль, и по прочтении ектении, Помилуй нас Боже: и проч: прочесть при сем поучение, и сотворив приличный отпуск, делать осмотр и изведывание против каждаго пункта сей инструкции по порядку.

56.

Благочиннаго никто ни определить, ни сменить, ни оштрафовать ничем не может без Архиерейскаго определения.

57.

Благочинный имеет от Преосвященнаго Архиерея власть, священников, диаконов и церковников штрафовать следующим образом: учинить выговор наедине, и при других заставить класть поклоны, или стоять на коленках, во олтаре священника, а других и в церкви и на паперти, удержать доход, и удержанной раздать на нищих: а притом священников и диаконов, естьлиб они оказались в великих соблазнах и преступлениях, удерживать, чтоб они не священнодействовали, или требы не исправляли, смотря по вине: налагать денежной штраф, не свыше пятидесят копеек, и оной разделять на нищих, или той церкви на причет исправный: и таковыя штрафования записывать в тетрадь, и хранить для справок, и погодно те записки присылать к Его Преосвященству. А естьли всеми теми образами наказания не исправятся; представлять: также и о том за известие Его Преосвященству тотчас отрепортовать, естьли кому от тебя в священнослужении запрещение объявлено будет.

58.

Благочинный имеет стул в присудствии, не только в духовном правлении, но и в консистории, когда по своей должности о чем представляет.

59.

Благочинный имеет председание пред всеми священниками, которые должностию благочиннаго не почтены.

60.

Благочинный имеет власть, в отсутствие от своей церкви по должности своей препоручать священнослужение и исправление треб одному из своих подчиненных священников, кому заблагоразсудит без всякаго доходу своего вычета. Ибо он отлучится не за своими нуждами, но для общей церкве пользы.

61.

Священники и диаконы должны оказывать благочинному всякое почтение и послушание: по приезде его встретить у церкви, и без его дозволения пред ним не садиться, и главу не накрывать, и всякую в принятии его в домы свои оказывать учтивость.

62.

И как таковые благочинные особенное заслуживают по трудам своим награждение: то они препоручаеми благому промыслу Господню, сокровенными по судьбам своим путями всякую добродетель награждающему, обнадеживаются Архиерейским к ним особливым благоволением: и притом не оставлено будет, уважая их труды, ревность и попечение, награждать их лучшим приходом, или благословением служить с набедренником, или и степенем протопресвитерским.

63.

И как особливая чрез сие дается благочинным доверенность: то благонадежно есть, что они порученную им должность будут проходить с чистою совестию и страхом Божиим, не делая комулибо каковых притеснений, или привязок, или неправосудия и обид: ибо в таковых случаях, чего Боже сохрани, должны они благочинные строгому подпасть ответу, и большему подлежать будут наказанию, нежели другие простые священники в такой же вине.

64.

Для повесток и разных разсылок иметь вам благочинному при вас неотлучно по одному из действительных или и не определенных церковников, по выбору священно и церковнослужителей погодно, или по полугода, как обще они разсудят: а на время, естьли случится много дел и разсылок, можете взять и другова из церковников: диаконов же имеете власть употреблять для письма репортов и других по твоей должности дел.

65.

Естьли что случится в порученном вам деле подлежащее до тайности: онаго в партикулярных письмах ни к кому отнюд не писать, а поступать так, как блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКАГО указ, состоявшийся Генваря 13 дня, 1724 года, повелевает.

66.

Где в вышепоказанных пунктах предписывается благочинному чинить представления: и оныя представления прямо чинить к лицу Преосвященнаго Архиерея.

Краткое поучение, читаемое от благочиннаго
при посещении церквей.

       Братие и сослужители, и все православные христиане! Архипастырь наш Преосвященный

определил мне Благочинному, от лица его Архиерейскаго смотрети в сих церквах порядка и пребывания священно и церковнослужителей, и православных христиан: почему я исполняя сие порученное мне звание с подобающим рачением, вопервых от лица его Святительскаго напоминаю вам, яко православным христианам, дабы вы жизнь свою препровождали, якоже прилично христианам, Христовою кровию искупленным, Небесному Отцу усыновленным, и готовящимся предстать по жизни сей суду праведнаго Бога, и ответ ему дать во всех делах своих. Любите убо Бога от всего сердца вашего, и от всея души вашея, во всем на волю его святую полагайтесь, и во всяких особливо нещастливых приключениях промыслом Его благим себя подкрепляйте и утешайте. Будите усердны к службе Его, и во дни воскресные и праздничные в церковь на славословие Его поспешайте. Любите друг друга; от ссор же, несогласий, раздоров, обид, всеми образы удаляйтесь. Будите довольны своими оброки, и всяк трудом своим себе и домашним своим пропитание снискивайте: а праздности, тунеядства и пиянства всемерно убегайте. Отцы детей, а господа своих подчиненных поучайте закону Божию и честному житию: а дети своих отцев, подчиненныеж своих господ любите, почитайте, и исполняйте волю их: мужи и жены супружескую любовь и верность между собою храните; от праведнаго своего имения снабжайте бедных, и от глада и хлада их страдать не попускайте, ради Распятаго за нас. Вы же, братие и сослужители, бдите о духовном стаде вашем: да отверзаются ваши уста на славословие Божие, и на поучение православных христиан святому закону Его: покажите веру свою от дел своих, и примером жизни своей наставляйте врученныя попечению вашему души. Вси же пребывайте в вере неподвижны, блюдитеся от раскола, будите милосерди, страннолюбцы, кротки, человеколюбивы, мир имейте и святыню, и Бог мира пребудет с вами. Аминь.

Печатано первым тиснением в Московской Типографии 1775 года, месяца Сентября.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.