Слово при освящении храма

СЛОВО

ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА.

Когда созидаем мы себе новый дом, и украсив оный пристойным благолепием, жительствовать в нем начинаем: радостным восхищаемся тогда восторгом, созываем гостей, дабы они, быв связаны с нами дружеством, участны были и нашего вкупе веселия.

Не паче ли нам возрадоватися подобает днесь, когда празднуем мы обновление сего дома Господня? пожирающий пламень истребил было красоту сего священнаго здания: но промысл Божий неисповедимый, по временам нас наказывающий, се лучшим украшением изобильнейше утешил нас, и храм сей уподобил злату, которое будучи ввержено во огненное горнило, светлейшим становится. Да будет благословен Бог, вся строяй по своему премудрому и благому произволению!

Подлинно живет он на небесах: но устрояет себе жилище и на земли: не для того, чтоб невместимый в каком либо месте мог вместитися: но да исполнится оное пророческое слово, яко его есть благоволение, да с горних мест он на землю сойдет, и с человеки поживет. Но положив, что сей храм невместителен ко объятию везде сущаго: довольная однако есть торжества нашего причина, когда дом сей не есть особенный чей либо, но общий всех нас, общий всех христиан. А потому когда каждаго из нас удовольствия соединятся все вкупе, то какому должно быть изобилию радости и празднования? а как каждаго особенный простый дом потому особливо утешает, что находит в нем человек все житейския выгоды: почему за благопристойное сужу с вами вкупе разсмотреть, какия мы выгоды обретаем во священных храмах? А для удобнейшаго всякому выразумения, зделаем мы некоторое сравнение нами обитаемых домов с сим домом Господним.

Домы жилищ наших устроиваем мы, дабы в них укрыться от воздушных, нас безпокоящих, перемен, яко то от холода, от жара, от мокроты дождевной, от бурнаго дыхания ветров. От всего того находим мы в них спокойное убежище.

Храмы молитвенные созидаются, дабы в них найти нам себе убежище от различнаго и сильнаго на нас страстей стремления, которыя нас безпокоят несравненно более, нежели холод, жар, лияние дождей и буря ветров. Когда унынием, яко мразом, стесняется душа: взошед мы в сие, присутствием Духа Святаго исполненное, место, и призвав от сердца всесильную помощь, благодатию его согреваемся, и ободренные его святым покровительством, исходим с доброю надеждою и во благодушии.

Когда жар гнева, или сладострастия разжигает к поползновению склонную плоть, в сем месте находим живую воду, страстный оный жар погашающую. Ибо как от олтаря возгремит оный страшный глас: Всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть геенне огненней:1 чувствительная совесть содрогнется, и утихает страстное гнева волнение, или как возопиет великий Павел, и наших ушес коснутся сии его слова: Прилепляяйся любодейце, един дух бывает с любодейцею:2 а прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем. Взем ли убо уды Христовы, сотворю их уды блудничи? да не будет.3 Как коснутся ушес наших сии слова, и пройдут до внутренности, возможно ли, чтоб не возжелал человек прервать тот безчестный союз, который его творит всего плотяным, и блаженное с Богом разрушает соединение?

Когда на подобие проливающейся дождевной тучи, или бури ветров, различныя искушения и напасти окружают человека, и яко волнующийся в бездне корабль клонят к потоплению: в таких печальных обстоятельствах устроил Бог святые храмы тихим и безопасным для нас пристанищем. Как бедная овца, которую стремится восхитить волк, когда прибежит к рукам пастыря дрожащая и трепещущая, при его защите отдыхает, и видя себя уже в безопасности, успокоивается. Подобно и человек, гонимый нещастными злоключениями, когда прибегнет под сию священную сень, во объятия Отца всех тварей, устрашенному духу своему находит отраду, и почитает себя укрытым от всех противных опасностей. И для того Святый Давид восхищаем был восторгом радостным, когда ему возвещали, время итти в церковь. Возвеселихся, говорит, о рекших мне: в дом Господень пойдем.4 И, О сколь возлюбленна селения твоя, Господи сил! желает и скончавается душа моя во дворы Господни.5

Домы наши служат нам удобным местом к исправлению всяких наших житейских нужд. В них художник исправляет свою работу: в них сердобольная мать воспитывает своих детей: в них прилежный ученик при тишине глубоким размышлением снискивает просвещение: в них домовитый хозяин выгоды устрояет себе и благодатной семье своей: в них утружденные заботами члены приятным сном успокоиваем.

Подобным образом и в сих священных храмах различныя уготовал нам Бог отрады к совершению дел духовных. В них приносим мы Вышнему свои молитвы, и представляем пред ним сердца свои в том положении, как они от него созданы. И потому дом сей называется дом молитвы.6 В них открываем душевныя раны свои врачу душ и телес: и приложением пластыря благодати его исцеляемся, и потому храм называется духовная врачебница. В них совершаем духовный таинственнаго причащения пир, и утоляем тот души глад, который несравненно опаснее телеснаго: и потому жертвенник нашего приношения называется трапеза Господня. В них разными мира сего суетами утомленный дух успокоиваем, когда взошед услышим сие утешительное небеснаго Отца к нам приветствие: Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вас.7

Храмы суть для нас училищем духовнаго наставления. Все науки суть безплодны: когда нравы неисправны. Честная же совесть весьма довольна дополнить недостаток просвещения. Но притом и нет опаснее самаго просвещения, когда оно не управляемо благонравием. Но в сем месте преподается нам наука спасительная. Ибо книга нашего наставления содержит в себе оное слово, которое не может прейти, хотяб прешли небо и земля. Заповедь Господня светла, просвещающая очи.8 Учитель есть сам тот, который пред лицем неба и земли мог о себе сказать: Аз есмь истинна и живот:9 Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется.10

Да не слово токмо Божие пользует нас в сих священных храмах, но и самыя действия, и самые очами созерцаемые предметы. Церковь есть духовное зрелище, где нет зрителей, а все суть лица действующия. Приносит священник жертву: но и всяк предстоящий вкупе с ним, аки прикасаяйся священному потиру приносит оную. Ибо не напрасно, когда диакон всем возглашает, святое возношение в мире приносити, не напрасно вси людие с поющими отвечают: приносим милость мира, жертву хваления.

Почему, естьлиб кто и был прохлажден духом: самыя зримыя вещи сильны согреть его. На пример: взирая ты на икону Авраама приносящаго сына своего в жертву,11 не будеши ли поражен сим великим любви к Богу примером? и мысленно не возмеши ли нож веры, и оным не сотвориши ли славное заклание страстей своих? Взирая на икону Стефана побиваемаго камением,12 не укрепиши ли себя в терпении сречающихся злоключений, когда доблие мученики и самую смерть столь великодушно претерпели? Взирая на икону распятаго Господа,13 и слыша его на кресте за распинателей своих молящагося, будеши ли столько ожесточен, чтоб и малейшую от другаго нанесенную тебе обиду не оставить без отмщения?

Нет ничего по истинне в домах Господних, чтоб не служило к нашей пользе, наставлению, увещанию, предохранению. С каковым убо благоговением, с каковым страхом и вниманием предстоять мы в них должны!

Но не редко с прискорбностию примечаем, что некоторые во оных не иначе стоят, как бы они были простыя торжища. Шептания, разговоры, смехи, а иногда и хохотания, с места на место перехождения, переглядывания, не токмо безчестят таковых христиан; но и церкви приносят стыд, и священных действий совершению помешательство. Великий Павел приметив во свое время таковое же в церквах безчиние некоторых, которые по обычаю языческому в церкви приносили ества и напитки, и во оных хотя не во время службы, пировали с невоздержанием, страшно противу оных возопил: Еда не имате домов, во еже ясти и пити?14 или церковь Божию пренебрегаете?15 Можем и мы с прискорбием духа таковым возопить: или не имеете домов, гдеб вам творить разговоры и смехи? Сие прилично не церкви, а торжищу: изыдите убо из церкви на торжище, и оное производите там. Или церковь Божию пренебрегаете? Когда о своем не радите спасении: по крайней мере другим, в простоте сердца, онаго ищущим не препятствуйте.

Но желая таковым благодатнаго исправления, в вас, благочестивые христиане! созерцаю истинных чад церкви Христовы. Украшен сей храм: но вы более своим благочестием его украшаете. Он освящен: но вкупе и вы участны сего освящения. Вы бо есте церкви Бога живаго:16 и Дух Божий живет в вас.17 Почему призывая на место сие всегдашнее благоволения Божия присутствие, и сами да созиждемся в храм духовен, святительство свято, приносити жертвы духовны благоприятны Богови Иисус Христом Господем нашим.18 Аминь.

Сказывано в Москве в Страстном монастыре при освящении обновленнаго храма 1779 года, Августа 11 дня.



Оглавление

Богослужения

5 мая 2024 г. (22 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.