На день крещения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Протекающим и от радости играющим струям Иорданским, и Господу исходящу освятити оныя своим в них погружением, се слышим, что Пророк, восхищенный удивлением таковаго зрелища, вопиет к нам: жаждующии идите на воду.1 Исходит глава: последуйте члены. Исходит Господь сил: собирайтеся духовные воины. Грядите с Царем Царствующих. Идеже Царево пришествие, тамо и чин да приходит. Но паче исходит Спаситель: идите отягощенные пороками. Исходит врачь: поспешите немоществующии ко исцелению: жаждущии идите на воду. Обмойте нечистоты свои, и погружением оставте в них все ветхое и страстьми обезображенное; выходите из бани духовной омовенни и чисти, и будите нова о Христе тварь.2

Но что я говорю? Ведая, что вы уже сочеталися Христу, и спогреблися Ему крещением в смерть. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся;3 Ведая сие, должен я паче приветствовать вас оным Апостольским гласом: имели вы некогда нужду во очищении: Но уже омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.4

О когдаб достойны мы были сего вожделеннаго приветствия! О когдаб сила святаго крещения оставалась в нас всегда действительна! Оставляю сие суду вашея совести. Кто бо аз, да буду судиею вам? Судяй всех нас Господь есть. А только для предосторожности своей и всех вас должен сказать, что действие крещения уже для нас повторитися не может. Священные таинства сего двери единожды быв для нас отверсты, впрочем на всегда уже заключенными остаются. И как сие немощную, но чувствительную совесть может поразить страхом и отчаянием, то я некоторую ко общему утешению о том предложу теперь беседу.

Тайна святаго причащения повторяется. Повелено нам сию священную пасху праздновать, и творить смерти Господней воспоминание, доколе он приидет, то есть, до втораго пришествия его. Елижды аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже убо приидет.5 Ибо Божественное причащение есть духовная пища, которую тотчас должно искать и принимать, как только почувствуем душу нашу гладом истаеваему. Сим же общим при трапезе Господней пированием свидетельствуем мы взаимную между собою любовь, яко братия есмы, яко единаго Отца чада, яко единыя веры последователи, и яко единыя церкве члены. И как любовь есть жарка и нежна, то и потребно, чтоб мы, сколь возможно, чаще сие верности нашей подавали о себе свидетельство. По сим важным резонам тайна причащения повторяется, и долженствует повторяема быть.

Но о тайне крещения великий Павел таковое полагает разсуждение и определение: Не возможно просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия.6 То есть, которые единожды крещены, познали все тайны христианския и участны были всех Евангельских даров; после всего того отпали, крещение презрели, тайны христианския поругали, и все попрали дары Духа Святаго; таких отступников не возможно более принимать и врачевать: ибо, де, Сын Божий второе для таковых умирать не может.

О страшное для грешника изречение! О ужасная анафема! Особливо, что некоторые были учители, которые столь строго оныя Апостольския слова толковали, что, по их мнению, которые единожды отверглись Христа, тех, сколькоб они после ни раскаивались, сколькоб ни проливали слез, более в христианство принимать не можно; а оставить их участь на всегда с неверными и осужденными. Не возможно таковых паки обновляти в покаяние.

Естьлиб таковое принять толкование, что остается делать грешнику, который беззаконным своим житием отвергается Христа, презирает Евангелие, уничтожает дары Духа Святаго, гнушается сладчайшаго вкуса глагола Божия, не внемлет силе грядущаго века; что остается делать такому грешнику, как токмо погрузиться в отчаяние, и видеть всякую минуту ад под собою отверстым?

Но обще вся церковь, страшась кого либо подвергнуть ужасу таковыя судьбы, и разсуждая, что несть грех побеждающь человеколюбие Божие, помянутыя Апостольския слова разумеет, что не возможно грешника паки обновляти в покаяние крещения. Сею священною дверию введен он уже в церковь, сопричислен христианству, от неверных отлучен. Почему хотя он и грешник, то почитаться только должен больным, и требует врачевания. Хотяб отвергся и веры Христовой, но в том паки раскаевается, почитается Его падение величайшим, но не таким, чтоб не силен был Бог паки возставити его. Нет нужды, паки действием крещения сопричисляти Его церкви, к которой он уже был сопричислен. Довольно, чтоб он ударами сокрушения мучил свою греховную грудь; довольно, чтоб своими воплями и воздыханиями приводил к сожалению Бога и человек; довольно, чтоб два ока его стали двумя источниками слез, и наполнилиб покаяния купель к таинственному его в ней омовению; довольно, чтоб непреклонное положил намерение, впредь на свои блевотины не возвращаться. Отвергшагося Петра, и гонителя Павла принявый человеколюбиво Господь, не отвергнет и всякаго грешника, с таковым покаянием к нему прибегающаго.

Христианин! будеши ли, уповая на сие, пребывати во грехе? Или о благости и долготерпении Божии будеши не радеть? Не для того должно быть больному, что есть врачевство; но для того врачевство изобретено, что могут быть больные. Покаяние не есть истинно, когда кто никогда грешить не престает, и как будто нарочно болезни ищет, чтоб истощить действие лечения, и искусить силу врача. Блюдися, да не како отвержен будеши, яко на зло употребляяй благость Божию и ругатель благодати. Земля пившая сходящий на ню множицею дождь, и раждающая былия добрая оным, приемлет благословение от Бога. А износящая терния и волчец, не потребна есть, и клятвы близ, ея же кончина в пожжение.7 Бойся, да по ожесточению сердца твоего не собереши себе гнев, в день гнева и откровения праведнаго суда Божия.8 Юность прошла в сладострастиях: совершенный возраст не уменшил, а умножил беззакония: старость так же проходит в разслаблении тела и души: найдет внезапу суд, и осудит раба неключимаго.

В крещении дал ты Богу торжественныя обещания и великия на себя принял обязательства. Требует сие, да всегда о том размышляеши, исполняеши ли оное? Священная крещения купель для тебя уже есть запечатленна: но ты сотвори купель из слез своих, и во оной с призыванием Духа Святаго погружайся. Купель сия единую имеет силу с купелию крещения.

Праздник сей ежегодно повторяется, с тем, дабы, естьлиб ты сам пренебрег вспамятовать о себе, хотяб сие празднование тебя разбудило. Не опусти без пользы безценный день сей. Когда погружается крест, или паче распятый на нем, будучи святый и чистейший: не паче ли грешнику должно стать духовным еленем и бежать к покаянию, яко на источники водные. Испытай, и узриши себя облегченна, обновленна, и восчувствуеши в себе радость спасения. Отверзутся тебе небеса: предстанут Ангели о грешнике кающемся радующиися. Огласит тебя горний глас от велелепныя славы: Сей сын мой мертв бе, и оживе; изгибл бе, и обретеся.9 Аминь.

Сказывано в Москве, в Успенском соборе, 1780 года.



Оглавление

Богослужения

5 мая 2024 г. (22 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.