Слово в день святыя Троицы

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ.

По многим причинам праздник сей есть из радостнейших. В сей день вознесшийся на небеса исполнил данное ученикам обетование. В сей день уверил Он верующих в него, яко сильно есть Его за нас ходатайство на небесах. В сей день отверста великая дверь к проповеди Евангельской. В сей день Апостолы устроены Богодуховенными орудиями истинны спасения: в сей день Дух Святый сошел и освятил учеников Христовых, а чрез них и всех нас верующих в Него.

И хотя многоразличные суть дары Духа Святаго: Он просвещает мысль помраченную; Он исполняет душу чувствием благочестия; Он сердце слабое ограждает страхом святым; точит пророчествия, священники совершает, таинства освящает, помазует Царей: но из всех даров есть сладчайший, что Он утешает унывающую и скорбящую душу. И для того по сему превосходному свойству Дух Святый и называется Параклит, или Утешитель. И как мы волнующиеся по морю житейскому наиболее нужду имеем в подкреплении и утешении: то сего особливо утешительнаго дара и беседою моею коснутися хощу.

Когда Апостолы приняли свыше великое и тяжкое звание, чтоб пронести имя Христово пред Цари и Владыки:1 тогда им сказано: Се аз посылаю вы, яко овцы посреде волков.2 По силе сего печальнаго предвещания надобно было им себя приуготовить на всякой род безчестия, гонения и страдания. Да и самым делом, как только они открыли светило Евангелия: вся мрачная невежества, предуверения долговременной привычки и пристрастия сила противу их вооружилась. Возмутился мир, и чтоб сохранить обманчивой плоти своея покой, положил всеми меры истребить провозвестников благодати. Не было поношения, котороеб их не обременяло: не было мучения, которое бы претерпеть их не заставила гонящая злоба.

При таковых печальных и тесных обстоятельствах, надобноб, по человечески разсуждая, впасть в уныние: надобно бы оставить таковое предприятие, противу котораго весь мир со всею силою своею вооружился. Естьли же и продолжать сей подвиг: как возможно было желаемаго ожидать успеха? как не ослаб бы дух противу таковаго вооружения? как бы человеческая слабая плоть не пала под бременем таковых страданий?

Но все то смиренные агнцы Христовы не только снесли великодушно, да и восторжествовали над всеми мира ухищрениями, предприятиями и гонениями. Они во узах были благодушны: один из них восклицает: Радуюся во страданиях моих.3 Другой вопиет: Сия победа победившая мир вера наша.4 Откуду таковая превосходная в слабом человеческом составе сила быти могла? Как ни разсуждать; не возможно, чтоб человек в таковых обстоятельствах сам от себя мог иметь таковую крепость и великодушие. Как ни разсуждать; сие было действие Духа Святаго: Он укреплял их в подвиге сем: Он утешал их в страданиях: Его сила возносила их выше слабостей естества человеческаго. Сей утешительный Дух действовал и во всех мучениках. Не льзя не содрогнуть, читая их ужасныя страдания: но не льзя же и не подивиться, с каким мужеством все то они претерпели; и кажется, что, когда палимы были на сковрадах и углиях разженных; как бы возлежали они на цветах благовонных. Роса Духа Святаго их окропляла, и подавала бодрость томящейся душе.

Хотя трудно, но желательно возлюбопытствовать, в чем сей великий и чудесный дар состоял. Трудно сие испытать; ибо никто его прямо знать не может, разве кто в сердце своем чувствует. Однако, уверяясь на свидетельстве тех, кои его в самих себе ощущали, можем сказать, что дар оный утешительный есть совесть ни в чем худом себя не зазирающая. Вот слышим, что сии христианские Герои говорят: похваление наше сие есть, свидетельство совести нашея, яко в простоте и чистоте Божией, жихом в мире.5 Конец завещания есть, любы от чиста сердца, и совести благия и веры нелицемерныя.6 Сей есть оный Духа Святаго дар, который человека возносит выше силы человеческия.

Мы живем в мире сем. Довольно сказать сие слово, мир, чтоб означить все во оном нас сречающия бедствия. Сколько нужды имеем мы в подкреплении и утешении! Сия небесная помощь внутрь нас есть, когда есть совесть незазорная. Естьли кто столь щастлив, что есть в нем желаемый Давыдом Дух правый и сердце чисто:7 то хотяб колебалася земля, и прелагались горы в сердца Морская:8 он без страха взирати будет на мир упадающий.

Действует Дух Божий: но потребно и наше содействие. Не входит он в душу злочестивую: и как пчелы отгоняются смрадом; так и благовонное Духа Святаго миро не благоухает при зловонии пороков наших. Чтоб сия благодать в нас вселилася: надобно безпристрастие и непорочность, по крайней мере сердце, свои слабости признающее, раскаявающееся и добрым намерением себя укрепляющее.

Апостолы сподобились получить Духа Святаго, и сей дар подлинно был выше их заслуг, и действие безприкладнаго Божияго милосердия: однако и они к тому наилучшим образом расположили себя. Были они, как пишет Лука, в молитве, молении, терпении, в любви и единодушии.9

Стоя в сем священном храме, представим, что мы теперь в горнице святаго Сиона. Да излием со Апостолы усерднейшия молитвы, да соединимся друг со другом любовию. О! да почувствует и всяк из нас тот сладчайший шум, который вопиет в сердца наша: Авва Отче.10 Да удостоятся грешныя главы наша быти седалищем огненных знамений, яко знамений любви к Богу и ближнему. Да возглаголем и мы различными языки, всяк собственно свое проповедуя благодеяние. Один, что Бог просветил его учением: другой, что даровал ему доброе воспитание: тот, что снабдил его в жизни сей довольством: другой, что благословил его добродетельною супругою и детьми благодатными: иной, что подал ему случай ко исправлению каковаго-либо порока: другой, что изторгнул его из руки нещастия: иной, что в претерпении нещастия подкрепил его великодушием: различными языки, но совокупною душею, восхвалим величия Божия.

А как для испрошения всего того церковь следующия молитвы читать уставила: то послушаем их со вниманием, и пролием сердца наша пред лицем Всемогущаго: да покроем лица наша, не листвием, но слезами радостными: ибо они будут знамением взошедшаго в нас Духа Святаго, и точащаго струи благодати. Аминь.

Сказывано в Москве в Успенском Соборе, Маия 19 дня, 1779 года.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.