В день Святителя Алексия Митрополита

СЛОВО

В ДЕНЬ
СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА.

Когда мы восхваляем угодников Божиих, и их память всегдашними торжествами вечности предаем: не знаю, их ли более умножаем честь, или паче пользуем самих себя? Они уже в недрах Божиих: их имена в книгах живота неизглажаемых: слава их, блаженство, радость столь же суть вечны, сколько и сам Бог, который всего того источник. Мы их чести, похвалы, величества ни умножить, ни уменьшить не можем. Они уже от руки Божией получили оное славное преимущество: Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас.1 Но при всем том должны признать, что воздаемая им честь и похвала в пользу нашу обращается: естьли только сии славные случаи умеем мы употреблять в пользу свою.

Когда и языческие просвещенные народы в память славных людей выставляли мраморныя, или медныя, или серебреныя статуи, пирамиды, столпы: для чего сие делали? к тем ли людям они знаки сии относили, в память коих они поставлены? сумнительно. Ибо многие из них едва ли и безсмертие души принимали, и о какой-нибудь другой жизни, кроме настоящей, едва ли какое и понятие имели. Все же то особливо с тем делали, чтоб других живущих к подражанию тем великим мужам возбудить. Не паче ли нам христианам прилично и должно есть подражать угодникам Божиим, и совершаемыя им ежегодныя похвалы почесть приятнейшим случаем для наставления нашего? Наикраснейший для святых будет возставлен столп, или пирамида, для нас же полезнейший; когда не на мраморе, не на меди, не на злате и сребре, но в душе нашей будут изображены их добродетели. Сколько же таковыя святых празднования для нас могут быть полезны, да почтем себе во удовольствие разсмотреть то настоящею беседою.

Прежде всего надобно то положить, что все святые люди подобострастные нам. Сие надобно положить не только для того, что сие есть самая истинна: но и для того, что некоторые удивляясь, что святые угодники Божии в столь великих просияли добродетелях, чудесах и знамениях, что кажется тем превзошли силу и возможность человеческую, из того может быть мысленно заключают, что им более удивляться, нежели подражать можно.

Сие с одной стороны похвально, чтоб столь почтительное о заслугах святых иметь мнение: с другой стороны не безопасно, дабы человек по слабости сердца своего не зделал для себя лестнаго сего но вреднаго заключения, что он им подражать как не может, то и не должен. Нет, нет! чем более ты уверен, что святые были люди нам подобострастные, тем более должен удивиться, что они своими подвигами победили немощь человеческую: следовательно тем более обязанным ты признать себя должен, чтоб итти безотрицательно по богоугодным их следам.

Они туже имели плоть: темже немощам, страстям, искушениям подлежали, каким и мы. Также плоть льстила их к неге и гулянию: но они трудом прогоняли праздность. Таже слабость тела подстрекала их к сладострастию: но они сии разженныя стрелы погашали постом и молитвою. Гордость житейская, то есть, чтоб огромностию домов, пышностию одеяния и выездов, и роскошию столов, других обратить на себя глаза, и привести в удивление, иногда также искушала их мысль: но они почитая истинную славу в добродетели и в любви к Богу, на все то взирали, яко на игралища младенцев. Имели также недоброжелателей и неприятелей, и чтоб им отмстить, также иногда были внутренно искушаемы: но заповедь Господня, воспрещающая зло за зло воздавать, и пример Господа, на кресте распинателей прощающаго, сильно действовали в сердце их, и волнение страсти укрощали. Видели также добродетель в презрении, и порок с коварством в величании; но роптать на Бога не дерзали: ибо весьма крепко Божию промыслу верили, что без его воли ничего не бывает, и что им все ко благому управляется: одним словом: были люди, плоть носящие, и в мире живущие: следовательно всем искушениям человеческим подлежали: но с помощию благоразумия, труда и прилежания, споспешествующей благодати Божией, страсти преодолевали, и полную давали силу действовать разуму, вере и благой совести.

Были люди: следовательно иногда впадали и в прегрешения словом, делом, мыслию, волею и неволею, ведением и неведением: но по падении скоро воставали покаянием, и нашедшее на себя дремание бодрым духом оттрясали. С каким же воставали покаянием? не токмо сокрушением сердечным раздиралися, но и потопляли себя в источниках слез: рыдали, яко погубившие безценное благодати богатство: чрез что не только омывали свои грехи, не только потерянную благодать возвращали; но и укрепляли себя большею против будущих искушений осторожностию, и делались уже столпами, никакою страстей бурею не колеблющимися.

Из сего не видим ли мы, что празднования святым есть истинная и величайшая польза наша; и чтоб нам не подражать им, ничем себя извинить не можем. Ежели бы к подражанию нашему представляемы были Ангелы: может быть нам оставалось бы место ко извинению. Моглиб мы сказать, что они духи безплотные, от соблазнов мирских удаленные, всегда зрящие в чистейшее зерцало совершенств Божиих, и тем непрестанно просвещаемые: и потому чтоб им совершенно уподобились мы; не дозволяют немощь плоти и соблазны мирские. Но естьлиб святым, тояже плоти и немощи бывшим причастным, последовать мы отрицались: должны покрыться стыдом, и сами на себя произнести осуждения определение.

И так когда ты, Христианине! входишь во храм Господень, в собор православных, и совершаеши торжество угодивших Богу: уверь себя, что входишь ты в вертоград различными добродетелей цветами и плодами обогащенный. Радуйся, гуляя в сем месте благоуханием Духа Святаго растворенном. Увеселяй очеса свои зрением сих райских цветов: насыщай душу сими Божественными плодами.

В различных мы находимся состояниях и должностях. Иной в пастырском, другой во властелинском, третий в судейском, иной в купеческом, тот в художническом, иной в земледельческом. Естьлиб все святые были на пример из одного состояния пастырскаго, то других состояний люди моглиб паки может быть представить, что их род жизни и состояния совсем иной, нежели каков был празднуемых ими святых. Но благодетельный промысл Божий открыл угодивших ему во всяком роде и состоянии; дабы никто не мог извиниться или опечалиться, что нет никого во святых, ктоб был из подобнаго ему состояния. Никак: властелин многих найдет, которые управляли подчиненными себе человеколюбиво, и были на земли утехою народа; а на небеси учинилися другами Ангелов. Судия многих имеет в пример, которые хранили суд и правду, и с непостыдною совестию и лицем предстали вышнему Судии. Многих обрящет и купец, которые своей и общей пользе служили с доброю совестию, и благословенною своею куплею купили и небо. Не пожалуется и земледелец, чтоб не доставало таких, кои быв в его состоянии в простоте сердца трудом освящали себя, и приобрели плод безсмертия в житнице небесной. Найдет многих и супружник, которые таинство супружества хранили непорочно, и временный благословенный союз пременили на вечный союз с Богом. Имеют и родители многих таковых, которые дом содержали в порядке, детей воспитали во благонравии, и получили удовольствие с любезным залогом своим вечно наслаждаться в недрах небеснаго Отца. Мы же духовнии имеем облак обстоящих нас свидетелей святых; и тем более обязаны подражать Богоугодному их примеру.

Кроме многих святостию жития и ревностию прославленных, довлеет и един сей духом в Бозе, телом же с нами пребывающий святитель Божий Алексий. Похвала его есть похвала всех времен: в жизни был он бдительный пастырь; по смерти правило веры: в жизни был любимь; по смерти почитаемь: в жизни был славен добродетелями; по смерти чудесами. Кто убо смерть его почтет прямо смертию, разве токмо преставлением от временных в вечная, и из жизни добродетельной в жизнь блаженную.

Но О святителю Божий! праведныя руце свои, которыя ты о людях твоих с чистою верою простирал пред жертвенником сим, простри за нас, предстоя днесь престолу славы, и не престани вопия о нас ко Господу. Аминь.

Сказывано в Чудове монастыре Маия 20 дня 1777 года.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.