На день Благовещения Пресвятыя Богородицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.

Настоящее празднование церковь почитает главизною спасения нашего. Днесь, поет она, спасения нашего главизна. Да и подлинно сошествие с небес Сына Божия, и таинственное его во плоти нашей явление, есть начало и основание всех чудес, и благодеяний оказанных человеческому роду. Естьлиб Он не воплотился: наше бренное естество не имелоб сего преимущества, что оно стало соединенно с естеством Божественным. Естьлиб он не воплотился, не известен был бы нам Евангельский глас, и слово истинны небесныя не огласило бы ушес наших. Естьлиб Он не воплотился, не узрелиб мы толикия чудеса, которыя вместе утвердили и Божественное посольство его, и людем страждущим подали не ожидаемое избавление. Естьлиб Он не воплотился, великая искупления нашего жертва не былаб на кресте принесена, и ветхаго храма завеса тайны Божия закрывать от нас доселе не преставала бы. Естьлиб Он не воплотился, не имелиб мы великаго за нас на небесех Ходатая, седяща одесную Бога и Отца, и различные Духа Святаго дары нам низпосылающаго. И по тому сие церкви Божией празднование, справедливо всех прочих есть началом и основанием.

Но со всем тем таинство воплощения Сына Божия для нас есть непостижимо. Наша слабая мысль изнемогает постигнуть таинственныя Вышняго провидения пути. А по тому должны мы ограничить любопытство свое, чтоб дерзновенно пустившись в бездну, во оной не погрязнуть. Довольно, естьли мы не постигая сего таинства, понимаем в нем то, колика есть к роду человеческому Божия любовь, и сколь велико есть его к нам снизхождение.

Ты подстрекаем любопытством желаешь знать, как мог Бог человеком стать. Вышших себе не ищи, и крепльших тебе не испытуй.1 Ты любопытство свое обрати на сие полезнейшее изыскание, как может Бог вселиться в тебе, и в душе твоей обитать? ибо Он для того и плоть принял твою, да с тобою всегда пребудет в благодатном соединении. И для того чрез Пророка своего во уши наши вопиет. Вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и тии будут мне в сыны и дщери.2 Но притом не токмо сынами, но и братий своих нас наименования удостоивает, по оному Апостольскому словеси: Понеже дети, то есть мы, приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися тех же.3 Ея же ради вины братию не стыдится нарицати нас глаголя: Возвещу имя твое братии моей.4

Так взойдем же, с помощию благодати, в сие великое испытание, как может Бог с человеком соединиться: а для лучшаго изъяснения возмем в пример Преблагословенную Деву, которая не вместимаго во утробе своей вместить, зачать и родить сподобилась.

Представь ты себе, Христианин, что послан днесь к тебе с небес Ангел предстатель, и оглашает тебя сим неожиданным приветствием: радуйся благодатный: Господь с тобою. Ты честнейший из тварей его: почтил Он тебя образом своим, и безконечным своим совершенствам благоволил в лице твоем открытым быть. Умалил тебя малым чим от Ангел: вся покорил под нозе твои: славою и честию увенчал главу твою.5 Радуйся благодатный, Господь с тобою.

Ты ответствуй на сие Ангелу благовестнику: Како будет сие?6 признаю и исповедую, что почтен и возвеличен я отеческою рукою сотворшаго мя. Но горе мне! явихся неблагодарен пред благодетелем моим. Заповеди, дарованной мне в живот, стал я преступником. Поставленное премудро между склонностями моея души и тела равновесие я нарушил. Разум заставил последовать чувствам, а не чувства разуму: а чрез то отворил дверь страстям, и возженное от него во мне совести светило потемнил. От сего более я преклонен стал ко злу, нежели к добру: и глас вечнаго закона его остается во мне мало действителен. Како убо достоин могу быти вышняго на мя благоутробнаго воззрения, како будет сие?

Подкрепляя уныние, и отчаяние твое, Ангел предприемлет глаголати тебе: подлинно велико твое есть преступление и печальнейшее падение. Не может быть неблагодарность, паче твоея: опровергнул ты себя в бездну нещастия, и возбудив противу себя гнев Всемогущаго, все твари вооружил ты противу себя во отмщение. Когда рука содержащая вся грозит яростию, где можеши обрести убежище себе? но отчаянием не умножай нещастия своего, и тем воспламененнаго гнева паче не возжигай. Собери все остатки сил своих, укрепи себя упованием того, котораго благости нет ни меры, ни конца. Якоже бо величество его, тако и благость его. Еда во веки прогневается Господь, или до конца удержит милость свою? Яко щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.7 Не до конца прогневается, ниже в век враждует.8 Не по беззакониям сотворяет, ниже по грехом воздает.9 Принеси ему прямо раскаянное сердце свое, и укрепи оное упованием на него, и узриши спасение от Господа.

Приемля со благоговением таковое Ангела благовестителя ободрение, возъимей дерзновение паки открыть ему мысли свои, како будет сие? Безконечное создавшаго мя блаутробие хотя я совершенно и не постигаю, однако сердце мое чувствует оное. Тварей всех Отец возненавидит ли создание свое? Но ведаю же и то, что Он праведен. Яко не хотяй беззакония Он есть, и мужа неправедна гнушается Господь.10 Естьли ему воззреть милосердием на таковаго преступника, каков я, то где же Он откроет действие правосудия своего? стрелы ярости его ко отмщению приготовленныя куда обратятся, естьли не на презрителя благодеяний его? столько ли Он ко грешнику может милостив быть, чтоб ему как будто забыть правду свою? но как его существо есть неизменно, тако и свойство его. Милосердие и правосудие в нем не суть иное что, как сам Он, и чтоб ему и то и другое соблюсти ненарушимо, милосердие свое обратит на праведника, а правосудие излиет на грешника. Како убо дерзну я, отягощенный пороками, ожидать себе жребия праведных, како будет сие?

Чистейший Дух поддерживая ослабевающую душу твою, слыши, что паки глаголет тебе: радуюсь, что постигаеши ты правосудие Вышняго, и что устрашает тебя неизбежное действие его. Подлинно, якоже не может Бог отрещися самаго себя, тако не может быти неправеден. Таковая твоя мысль хотя не истребляет вины твоей, но должна удерживать на зло стремящуюся волю твою. Но почто ты полагаеши пределы премудрости его? Велий Господь, и велия крепость его: и разума его несть числа.11 Сей числа и конца не имеющий разум не обрящет ли способа, так явити тебе милость свою, чтоб вкупе не нарушити и правосудия своего. Слушай же слабый смертный! и приготовь все силы твои ко удивлению и прославлению величества его. Се открывается предвечнаго совета таинство великое. Благоволяет Он сам принять плоть твою, и сею пороками твоими истлевшею ризою одеятися не гнушается. Его воля притом есть, да в сей же плоти восприимет смерть законопреступною рукою твоею. Сия смерть будет жертвою очистительною для грехов твоих. Сия смерть будет соглашение милости и правды его, соглашение достойное премудрости его. Снизхождением с небес, принятием плоти, и смертию являет Он к тебе милосердие свое: но вкупе удовлетворяет и правосудию своему. Милость и правда остаются обе ненарушимы. Милость прощает тебе грехи, и приемлет в прежнее усыновление. Правда во удовлетворение за то получает святейшую жертву, которыя курения чистее ничто никогда до небес не восходило. Радуйся благодатный, и паки реку, радуйся: Господь с тобою. Остается тебе теперь, щастливый земнородный! сию жертву только восприять верою сердечною: остается только отверзсти уста души твоея, и оными восприять спасительное врачевство. Блюдись, да не вотще будет излияна благодать сия. Да не отвергнеши оныя твоим или неверием, или нераскаянием, или ожесточением: ибо более уже о грехах другой не остается жертвы.

Слыша сию, всяк Христианин! радостнейшую, неожиданную, и незаслуженную от Ангела весть, пад ниц поклонися Господеви.12 Да наполнятся уста твоя хвалений его. Прилепися к нему верою твоею, и упование твое да будет непоколеблемо. Расположи сердце свое к принятию сея великия благодати. Таковым образом вселится в тебя Бог, яко же днесь вселися во утробу Преблагословенныя Девы: поживет в тебе, и будет тебе во отца, и ты будеши ему в сына, возрадуешися, яко благодатный, и будет Господь с тобою. Аминь.

Сказывано в Москве, в Благовещенском соборе 1779 года.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.