В неделю третию великаго поста

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ТРЕТИЮ
ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Достигшим нам третия седмицы святаго поста, церковь Божия предлагает к поклонению и облобызанию честный и спасительный крест: на каковое действие святый Златоуст такое делает примечание: что как, де, далекий проходящие путь, и от жару солнечнаго утомленные, под тению древа ищут прохлаждения себе: подобным образом и церковь во время нашего шествия по пути воздержания, и борения со страстьми (что подлинно великий составляет подвиг) предлагает нам древо креста, дабы мы уклонившись под Божественную онаго тень, могли себе найти от жара страстей облегчение и успокоение.

Да и подлинно, когда кто должен бороться с разными затруднениями и искушениями: в чем может больше найти себе помощи и ободрения, как не во укреплении сердца своего великодушием, и в терпеливном всего того сношении без всякаго роптания и разслабления? Чадо! пишет Апостол, изведав все роды бедствий, ко ученику своему тех же страданий участнику: чадо! возмогай о Господе, и в державе крепости его. Злопостражди яко добр воин Иисус Христов.1 В терпении вашем стяжите души ваша,2 то же подтверждает и Евангелие.

И в сем-то состоит оный крест, о котором, по случаю настоящаго кресту празднования, ныне Евангелие упоминает: Иже хощет по мне ити, да возмет крест свой, и последует мне.3

А из сего тотчас и видно, что не одно есть креста означение: которое ежели изъясним; то выразумеем и оныя слова, коими нам повелевается брать крест, и со оным последовать тому, который первый взял его на рамена свои, и взошел с ним на стремнины Голгофския.

Так какия же суть различныя креста означения? Вопервых крест означал мучительное орудие, на котором вешаны были злотворцы, в каковой казни страдание соединено было с безчестием. И по тому-то, когда безгрешный Сын Божий за наши грехи от беззаконных к таковому тогда бывшему безчестному древу пригвожден был, о нем пророки предсказали: Со беззаконными вменися.4 Проклят бо всяк висяй на древе.5 В сем разсуждении крест, яко орудие мучительное злодеев, никакова уважения не заслуживал, кроме презрения и ужаса.

Но когда Сын Божий явился на земли, и когда его неповинности, безпримерныя добродетели, и обличительной свободности развратный мир снести не мог, и осудив сие святейшее лице на поносную смерть, пригвоздил ко кресту: тогда уже крест принял новое знаменование. А что? стал он жертвенник: ибо на нем принесена великая жертва избавления нашего: стал Божественный олтарь; ибо окропился он безценною кровию Агнца непорочнаго: стал престол; ибо на нем опочил от всех дел своих великий Посланник Божий: стал пресветлое знамя Господа сил; Ибо воззрят нань, его же прободоша:6 и сии прободшии не по иному чему его узнают, как что увидят сие знамение Сына человеческаго.7

В сем означении мы с почтением взирать должны не только на оное самое древо, которое прикосновением пречистаго телеси освятися: но и на всякое другое тот вид нам представляющее, не привязывая нашего почтения к веществу древа, или злата и сребра; но относя оное к самому Спасителю на нем спасение наше совершившему. И в сем-то разуме церковь поклонения от нас требует, когда с Давидом поет: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ног его, яко свято есть:8 не для того, чтоб самое подножие, то есть, вещество, из котораго крест устроен, поклонением было почитаемо, но оно токмо есть знаком возводящим нас ко Господу покланяемому.

Третие означает крест не древо креста Христова, но самую его смерть, на кресте им претерпенную со всеми теми плодами, кои действием и силою ея заслужил нам великий Ходатай Бога и человеков.9 В сем разсуждении Павел говорит: Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа.10 Здесь крест разумеется не древо крестное, но крестная Христова смерть. Ибо тотчас там же Апостол придает: имже, то есть, крестом, мне мир распяся, и аз миру:11 то есть: я верою моею и любовию к распятому почитаю себя вкупе умершим с ним, так, что уже чрез то мир со мною на веки простился, а я с ним. И на другом месте: Слово крестное погибающим убо юродство есть: а спасаемым нам сила Божия есть.12 Здесь опять не разумеется древо крестное, но поносная на кресте Христова смерть, и разум тех слов есть сей: когда мы проповедуем, что в смерти распятаго Христа должно искать своего спасения: тогда слыша таковую проповедь, одни соблажняются и погибают, не возмогши уверить себя, чтоб тот мог спасти от смерти и даровать жизнь, который сам таким поносным образом принужден был умереть: а другие сие таинство верою приемлют и спасаются. И в сем же разуме принимать надобно оныя похвалы, которыя церковь обыкновенно кресту Христову приписывает: на прим: Радуйся, живоносный кресте! церкве утверждение, мира спасение, имже ад разорися и упразднися, бесов сопротивоборче, слава мучеников, и всех преподобных удобрение, и прочая подобная. Ибо сие не древу, но самой смерти Спасителевой присвояемо быть должно.

Когда же Начальник веры нашея открыл себе путь к славе крестом, то есть, страданием и терпением, по оным Апостольским словам: Видим Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна:13 то и всяк, кто под знамем его служити хощет, должен тем же путем шествовать к славе, по оному увещанию: Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса.14

Так вот паки новое креста означение. Когда кто в подвиге добродетели сносит трудности, и борется со страстями: тот носит крест свой; и хотя сей крест уже есть наш, а не Христов, однако кресту Христову подобный. И как нам в жизни сей предлежат всегда два сражения, одно внутреннее со страстями, другое внешнее с нещастиями и гонениями: то по тому и два креста, внутренний и внешний.

Внутренний крест есть, победить внутрь нас с разумом воюющия страсти: то есть, гнев, зависть, леность, сребролюбие, славолюбие, похоть, невоздержание и прочее: а вместо того укрепить себя терпением, великодушием, кротостию, воздержанием, трудолюбием, молитвою. О сколь трудна сия внутренняя война! Во обыкновенной войне есть известное время, известное место, есть отдохновение: когда не можно силою отразить неприятеля, так можно иногда от него бегством спастися. Но здесь нет времени: всегда сопротивление предстоит: нет отдохновения: нет места к бегству: ибо плоть и страсти с нами борющияся мы в самих себе носим всегда: и доколе сим телом отягощенные воздыхаем; с поля сражения сойти не можем без опасности или и погибели своей. И за тем-то многие свирепых неприятелей победили, неприступныя города взяли: но страстей своих победить не могли. Крест подлинно тяжкий! однако когда оной освятил терпением начальник веры нашея: то уже не можем сказать, чтоб он был неудобоносимь. Чем более страстям дастся воли; тем оне наглее свирепствуют: но когда добрая душа привыкла находить свое удовольствие в истинне и честности; страстей прелести удобно презрит она.

Другой крест внешний, который на нас с стороны возлагают. Сей крест есть, чтоб не разслабеть от бедности, от зависти других, от клеветы, от гонения, от тягости по должности налагаемых дел; а во всем том показать себя мужественным. Благодушное сего креста ношение зависит от того, каким образом кто внутренний несет крест. Ежели кто страстей стремление в руках своих содержит: тот великодушно снесет от милосердаго Отца праведно снизпосланную скудость; тот зависть других и клевету или не заслужит, или презрит; тот в гонении духом не поколеблется, тот должности своей леностию и нерадением не постыдит.

О сем-то внутреннем и внешнем кресте нынешнее Евангелие напоминает нам: Иже хощет по мне ити, да возмет крест свой, и последует мне.15

Здесь приметить надлежит, что повелевается нам взять крест свой, а не Христов. Ежели кто подвиг добродетели совершает мужественно; тот несет крест свой: но можно сказать, что и Христов. Ибо он чрез то некоторым образом уподобляется Христу носившему страдания крест. Но кто носит только крест Христов, то есть, знамение креста из древа или из злата и сребра устроенное, да только что в руках, или на выи носит; а в подвиг терпения не вступает: таковой, ежели прямо сказать, не носит креста ни своего, ни Христова. Не носит своего: ибо не вооружается противу страстей: не носит Христова: ибо ни мало не уподобляется Христу. Что пользы, когда воин носит оружие, но им не действуеть? одна только для него тягость, а пользы ни мало. Естьли же кто и великие труды сносит, но не ради Бога, не для добродетели; а для славолюбия, ради корысти, ради угождения плоти: тот хотя и носит крест, да и крест тяжкий; но таковой крест есть суетный и безчестный, ибо не последует Христу.

Теперь уразумев различныя креста означения, вопервых да облобызаем мысленно раны Спасителевы, да спостраждем ему, и да сраспнемся. А как? Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми:16 да не будем малодушны при случающихся нам искушениях: но да укрепим себе верою и упованием сердечным на того, который, по Апостольским словам, не попустит нам искуситися паче, нежели можем.17 Аминь.

Сказывано в Москве, в Чудове монастыре, 1779 года.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.