На новый 1779 год

СЛОВО

НА НОВЫЙ 1779 ГОД.

Протекает время, яко великая река, и погружается в вечности, как оная в безмерном окиане. Мы седя на брегу сея великия и непрестанно текущия реки, примечаем перемены всех вещей. Всех вещей перемены примечаем: но при сем нужнее всего обратить нам внимание свое на самих себя; ибо и мы влечемся общим всех вещей стремлением. Но куда? также в бездну вечности. Но естьли о всех вещах любомудрцы разсуждают, что они виды свои переменяют, но не переменяют существа: кольми паче мы при таковых переменах тем себя утешать должны, что существо души нашея есть безсмертно и вечно. А как одарены мы чувством и разумом: то не токмо уповаем в состоянии быть вечном, но притом быть в состоянии радости, или печали. Радости, говорю, или печали. Ибо как существо нашея души есть безсмертно; так и дела ея. Они не умрут. Следствия их и плоды их всегда будет чувствовать душа. Что посеял человек, то и пожнет. Плодов благих дел сладость умножат райския утехи, а злых горесть умножит мрак осуждения.

Мы, доколе находимся во времени, следовательно имеем случай заслужить или то, или другое. Употребим время на добро: или, как Апостол говорит, искупим время, яко дние лукави суть.1

А для сего разсудим сии Апостольския слова: 1.) Что есть искупать время? 2.) Почему дние лукави суть?

Искупаем, или выкупаем мы то, что есть драгоценно. Ибо о вещи маловажной не сожалеем мы, естьлиб она была потеряна. А по тому и время есть драгоценно, когда мы оное в потере, и как бы в плене, по Апостольскому увещанию, оставить не должны.

Время есть драгоценно, ибо есть кратко: однако течением сего краткаго времени нам должно заслуживать вечность. Время есть драгоценно, ибо оно есть невозвратимо. Сильный Государь мог бы нам возвратить потерянныя вещи, но время никто. Упущенный один день, или и один час, часто лишают нас того, чего мы чрез всю оставшую жизнь получить не возможем. Время есть драгоценно, ибо есть скоропроходно. Не успеем, так сказать, воззреть очами, как уже мы и стали в другом пункте времени, а не в том, в каком были. Прошедшее для нас уже есть ничто: будущее не известно: настоящее наше. Время есть драгоценно, ибо со всеми делами нашими есть нераздельно. Оно есть для нас колесница, на которой мы драгоценные дел наших товары превозим из одного места в другое. Потерян день: у колесницы сей разрушилось колесо: и тогда весь наш подвиг остается в разслаблении и неизвестности. Время есть драгоценно, ибо оно есть плодоносно. Как добрая земля посеянное семя возращает с плодом: так время чем более протекает; тем более содеянныя нами в нем дела приводит в зрелость, и с большею открывает их славою. Порученный залог возвращает оно нам с великим прибытком. Время есть драгоценно, ибо в младости открывает случай к просвещению, в юности к заслугам, в совершенном возрасте к мужественному звания своего прохождению, в старости к великодушному всех слабостей сношению. Во дни открывает благодетельное светило, и яко перстом указывает нам те труды и работы, где мы свои способности и дарования в действие привести можем. В ночи успокоевает утружденные члены, укрепляет изнемогшия силы, и болезненным подает отраду.

Когда же время столь драгоценно, то как бы отреклись мы искупить его? Но прежде надобно знать, как оно теряется, и попадает в плен. В плен берет обыкновенно неприятель. Неприятель времени есть леность. Она берет в полон сие наше драгоценное сокровище. Почему как в плен взятый воин уже не воюет для нас; ибо руки и ноги его узами связаны: так и время, леностию плененное, есть для нас потеряно; ибо оно никакому уже нашему действию не споспешествует. А оставшись мы без времени, которое состоит в непрестаннотекущем действий произвождении, оставшись мы без времени, как можем уже прямо почесться живущими? Тень не есть тело, а только вид тела: так и человек, леностию разслабленный, не есть прямо живущее существо, но только тень живущаго существа.

В плен взятый воин выкупается деньгами: время, леностию плененное, выкупается трудом. Чем более кто занимает себя честным упражнением, тем более живет. Не дивитеся сему. Долгота жизни не летами вычисляется. Александр Македонский говаривал: что я, де, свои лета исчисляю не годами, а победами. Так же один старик препроводив всю свою жизнь в лености и развратности, последния только жизни своей семь лет препроводил в раскаянии и исправлении: почему умирая велел на гробе своем таковую положить надпись: здесь лежит седьмидесятолетный старик, который жил только седьмь лет. Да и справедливо: ибо как жизнь нам дарованна для действий, и время состоит в течении действий непрестанно переменяющихся: следовательно жизнь почитаться должна тем долговременнее, чем более она в себе заключает знаменитых и полезных действий. Сходно с сим определяет и самое слово Божие: Седина есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверное.2 Долгота бо лет и жизни в деснице ея:3 то есть, в деснице мудрости.

А отсюду видим, что время в плен берется леностию, а выкупается трудом: и что нам разсуждая времени драгоценность, без искупления оставлять его не должно.

К сему же послужит, естьли мы разсудим и причину, которую дает Апостол, для чего нам время искуплять следует. Искупующе время, говорит он, яко дние лукави суть. Дние лукавы, или время зло само чрез себя быть не может. Ибо время есть течение вещей по уставу Божескому, который есть всегда свят и ненарушим: а дни лукавы, и время зло почитается то, в которые дни и в которое время производим мы развратныя и порочныя дела, а чрез то дни те делаем для себя худыми, и время портим. Ах печальное превращение! В посеянную десницею Божиею пшеницу мы сами сеем плевелы; и вместо того, чтоб нам плавающим по морю житейскому просить свыше помощи к щастливому плаванию, мы и самое то кормило, которое нам дано для управления корабля, и самое то кормило безразсудно повреждаем, и ко управлению не действительным делаем.

Но как на море корабль может повредиться и сокрушиться иногда не от нашего нерадения, но от наглости бури, и от силы ветров: так дни лукавы, и время зло быть иногда может не от нас, но от сторонних причин. Дние лукави суть, когда мы шествуем по пути честности: а зависть на сем пути повергает претыкания и соблазны: добрыя наши намерения толкует в худую сторону, и предприятия полезныя коварно силится превратить. Дние лукави суть, когда мы поступаем с другими искренно и откровенно, но они нас проводят лестию, и самое наше простосердечие обращают себе в корысть, а нам во вред. Погибла дружба! и сие святое имя обыкновенно бывает прикрыто ласкательством и обманом. Дние лукави суть, когда мы стараемся соблюсти непорочность на языке и сердце: но между тем, с кем ни вступим в разговор, с кем ни взойдем в дело; нечувствительно находим вредные примеры. Горе миру от соблазнов:4 тлят обычаи благи беседы злыя.5 Дние лукави суть, когда сильные люди нападая на нас, приводят нас в уныние, и неправедные судии, отъемля беззаконно честь и имение, клонят ко отчаянию. В таком насильственном состоянии трудно иногда и самой добродетели не поколебаться. Дние лукави суть, когда тщимся мы хранить умеренность: но своевольствующая роскошь безчестит нас наименованием или скупых, или жить не умеющих, или благопристойности не знающих, а чрез то нашу добродетель приводят во искушение. Дние лукави суть, когда мы ищем себе подкрепления и утехи во упражнении благочестия, и во храмах святых предстоять службе Господней находим единственным своим удовольствием: но между тем нечестие и безбожие почитает нас или суеверами, или лицемерами; а чрез то возженную небесным огнем в душе нашей веры свещу погасить предпринимают.

Жизнь наша и без того исполнена суетами: что же она, когда еще притом таковыми бедственными испутана сетями? Не должно ли нам Апостольское увещание, чтоб искупляти время, принять с благодарностию? Не должно ли иметь великую во всем осторожность, чтоб в благоприятное время, как возможно, поспешать плаванием, дабы не постигли нас ненастья и бури? Ежели когда, то особливо при начале новаго года о сем помыслить нам благопристойно и нужно. Входя в отверстыя онаго двери, возмем в руки светило благоразумия, бодрости, труда и честности, возжигая оное светом закона Господня.

Но сколькоб бедный смертный ни остерегался; трудно избежать или своей слабости, или других ухищрений, или мира соблазнов: то притекаем к Тебе, Владыко тварей, Отец светов, и Боже духов и всякия плоти! Ты пролил бездну времени, и по оной жизни нашей кораблю плавание совершати повелел; не престани оной управлять премудростию и благостию Твоею, да щастливо достигнем тихаго и вожделеннаго вечности пристанища. Аминь.

Сказывано в Москве, в Успенском соборе.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.