На Рождество Христово

СЛОВО

НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Когда ожидаемо есть в каковой либо град Царево пришествие: тогда великое ко принятию Царския Особы начинает быть приуготовление. Украшаются чертоги, очищается путь, ночная темнота прогоняется всюду возженными светилами, мусикийския и огнестрельныя орудия далеко и громко свои разливают звуки, все исходят на сретение, исходят лучшими украшенные одеяниями, и с нетерпеливостию ожидают, да жадными очами узрят пресветлое лице Царя земнаго.

Благочестивый и верный Христовы церкве сын! исходи на сретение грядущему к тебе Царю царствующих, снизходящему с горняго небес престола, и благоволящему обитати с тобою. Христос с небес; срящите. Не требует он по наружности великолепных и расточительных приуготовлений для сретения своего. Ибо и сам Он, по Давидову предсказанию, приходит к нам, яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю:1 то есть, со всякою тихостию и смирением: понеже не мог бы смертный снести присутствия величества непостижимаго. Сам Он рек о том Моисею: не бо узрит человек лице мое, и жив будет.2 Благоволил Он некогда явиться сему великому Пророку; но во громах и молниях: так что не только Моисей был трепетен, но и самая гора Синайская от страха колебалася. Было также сказано Илии Фесвитянину: изыди утро, и стани пред Господем в горе: и се мимо пойдет Господь, и дух велик и крепок разоряя горы, и сокрушая камение в горе пред Господем.3 И как только услышал Илиа один глас мимо идущаго Господа: покры лице свое милотию своею,4 и остави место то. Также Исаиа Пророк, когда увидел Господа сил, да и увидел едино токмо уподобительное его изображение, и яко во сновидении: от страха возопил: О окаянный аз! яко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, и Царя Господа Саваофа видех очима моима.5 Пророк же Аввакум не настоящее видя Господне присутствие, но чрез откровение предусмотрев будущее Его на землю пришествие, возопил гласом боязни исполненным: Господи! услышах слух твой, и убояхся: Господи! разумех дела твоя, и ужасохся.6

Ведая благоснизходительный Бог таковую естества нашего немощь, благоволил явиться на земли под видом смиренныя и грешныя плоти нашея, не привидении нас устрашая, но открывая нам к себе путь удобоприступный. Исходи убо, и паки глаголю, верный и благочестивый церкве сын! исходи на сретение пришедшему к тебе Господу.

Как вся слава Его видом смирения есть покровенна; ибо возлежит Он в нищетских яслех: то потщись и ты приняти Его не блистательною наружностию, но благоучреждением внутренности. Да постыдится суетою возноситися раб, когда смиряется Господь. Украси сердце твоею чистотою, да возсияет на тя свет лица Божия: Блажени бо чистии сердцем, яко тии Бога узрят.7 Возжги душу твою любовию к нему: да возможеши Его вместити в себе: ибо Его есть оное обещание: аще кто любит мя; заповеди моя соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим.8 Отвергни всякую гордость и высокомерное о себе мечтание: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но смирил себе, зрак раба приим, в подобии человечестем быв.9 Буди сострадателен к требующим от тебя помощи: ибо Сын Божий с тем все немощи наши принял на себя; да возможет нам искушаемым помощи.10 Снабди беднаго от избытков имения своего: ибо Бог богат сый обнища,11 да мы обогатимся его Божеством. Страсти плотския покори разуму: ибо для того одеялся Господь плотию нашею, да оную освятит, и устроит ее быти храмом Духа Святаго. Наибольшаго удовольствия своего ищи во упражнении благочестия: ибо сей конец есть с небеси снизхождения Господня, да человеков с Богом соединит. Не пленяй себя пристрастиями мира сего; но так располагай поступки свои, чтоб они относилися к вечному на небесех жилищу: ибо для того Бог оставил небо, и снизшел на землю, да гражданами нас учинит небесными.

Таковое души твоея расположение принеси в дар днесь лежащему во яслех. Сие приношение не меньше Ему будет приятно, как и то, которое Евангелием поминаемые Цари ему приносили. Ибо и от Царей принесенные дары не сами по себе принятия были достойны, но для того, что со усердием и благоговением приносимы были. Их дары были подлинно драгоценны. Но ты хотяб наискуднейший был, можеши таковые же дары принести. Когда душа твоя сияет добродетелию, яко злато; когда она издает благоухание милости и щедрот, яко ливан; когда, как смирна укрепляет вещи, так она любовию к себе привлекает всех: тогда сии души твоея свойства все то превосходить будут, что ни есть в мире сем драгоценно.

Волхвы со оными дарами еще и далечайший проходили путь. Для нас нет подобнаго затруднения. На всяком месте приемлет Он наше поклонение: ибо как родился Он плотию в Вифлееме, так и во всякаго душе может всегда зачатися и родитися: или напротив может святейший образ его и изглажен быть. Сему свидетель есть Апостол, которой так пишет к Галатом: Чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас:12 то есть: дети мои! я вас уже родил: но вы развратными мнениями и делами столь себя обезобразили, что ни мало не похожи стали на чад вышняго Божияго порождения: почему я теперь паки понес вас во чреве своем, и нося мучуся, и мучитися не престану до толе, до коле прежний Иисуса Христа вид в вас не изобразится, дабы вы точно созрели к рождению. Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас. Так вот! видим, что Христос внутри нас самих может изображен, или изглажен быть.

Нынешнее пресветлое Христова рождества празднование тот токмо действительно совершает, который имел щастие, сердце свое новым учинить Вифлеемом, когда в нем раждается Христос. Что бо пользы воспоминание творить о бывшем во Иудеи Вифлееме, о бывших там яслех, о возлежавшем тамо Младенце, когда все сие до нас ни мало не принадлежит, то есть, когда мы все то верою и любовию себе не присвоили? В таком случае сие богатство будет для нас богатство сокровенное.

Я столь уверен о вере вашей, благословеннии Христиане, что сияющия благочестием лица ваши почитаю знамением обитающаго в вас Иисуса Христа, яко некогда во священном вертепе. Ибо не мню, чтоб пастыри иногда столь поспешали к Вифлеему, дабы узреть в нем чудесное действие, колико вы поспешаете к сим Божественным олтарям, где Сын Божий всегда таинственно и зачинается, и раждается, и закалается, и умирает, и воскресает, и возносится на небеса. С таковым благодатным в душе вашей совершаемым действием радостно вас приветствую: и желаю пастырски, да Дух Божий, который сердца избранных своих наполняет сим воплем: Авва отче!13 Дух Божий сим сладчайшим отческаго благоволения воплем, да всегда услаждает и вас. Аминь.

Сказывано в Москве, в Чудове монастыре, 1778 года.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.