В день Святителя Христова Николая, и при случае перваго священнослужения по возвращении из Санктпетербурга

СЛОВО

В день Святителя Христова Николая,
и при случае перваго священнослужения
по возвращении из Санктпетербурга.

Хотя я с вами, возлюбленная о Господе чада и братия, и разлучен был телом, но не духом. По сладчайшему любезных лиц ваших воображению и во отсутствии моем казались вы мне, яко присутствующими. Не могу довольно изъяснить, сколько увеселяло дух мой, когда я воспоминал, с коликою охотою притекали вы во храмы Господни, с коликим усердием принимали вы слово Божие, грешными устами моими проповедуемое, с каковым благоговением предстояли вы жертвеннику Господню, когда на оном недостойными руками моими приносима была жертва Вышнему.

Не имея никаковаго на свои пред Богом заслуги упования, твердо веровал я, что возносимыя мною молитвы приемлемы были при горнем престоле, когда оныя к небеси были препровождаемы чистейшею и непорочною вашею верою. Аще брат от брата помогаемь есть яко град тверд, и забрала града нерушимые:1 кольми паче, когда толиким Богу посвященных душ собором священнодействие мое было споспешествуемо.

Многократно нарицал я себя и нарицаю блаженным, что таковыя благословенныя паствы милостивый промысл учинил меня быть пастырем. Признаюсь и исповедую недовольна мя быти, дабы достойно соответствовати сему великому званию. Но тако благоволил Бог, да сокровище благодати Его сокровенно будет в моем скудельном сосуде. Да сие Божественное миро во оном пребудет неизлиянно, вера ваша заграждает его отверстие. Ваша духом святым возженная любовь делает мне облегчение в ношении бремени Евангельскаго.

Яко человек, многими заботами обременяемый, иногда же и ослабляемый, когда взойду в сие святилище, и воззрю на ваши благочестием украшенныя лица, внезапу чувствую в себе к лучшему перемену, утешаюсь, и, яко крилами подемлемь, мнюся на высоту возносимь быти: так, что дерзаю иногда то же повторять, что Божественный Апостол говорил к своим любезным Солуняном: Кто нам упование, или радость, или венец похваления? не вы ли пред Господем нашим Иисус Христом в пришествии Его? Вы бо есте слава наша и радость.2

Все сие, когда я многократно в отсутствии моем воспоминал, мысленно преносим был на сии благословенныя места, где таковым приятным зрелищем наслаждаться мне благоволил Бог. Терзался дух мой безпокойствием, хотя видети вас: и самая любовь, которою сердце мое к вам было воспламененно, и самая сия любовь, впрочем сладчайшая, но на оное время была некоторым для меня мучением, когда любимых мною лиц лишался зрения. И по тому, по свойству любящих, от нетерпеливости часто я с Давидом восклицал: Кто ми даст, кто ми даст, криле, яко голубине? и полещу и почию.3

Се ныне благословил Бог желание мое! Не столько земледелец радуется, когда по прошествии бурныя зимы поля его начинает украшать благорастворенная весна, и открывать цветы годовыя надежды его: сколько я днесь радуюся и веселюсь, по возвращении своем взирая на ваши благочестием процветающия лица. Во священной церкви ограде нет переменных непостояннаго времени непогод: в ней весна есть присноцветущая. Ибо животворное Духа святаго дыхание во оной изливатися никогда не престает. Добродетели и благочестия цветы вкупе и плоды никогда же суть увядаемы.

На сии небесною теплотою согреваемые цветы не токмо днесь со утешением взираю я, но со услаждением начинаю вкушать и самые сии плоды. Плод бо Духа Святаго, по Апостольскому словеси, есть радость и мир.4

Не мню, чтоб сия духовная радость, которою исполняюсь, была меньше чувствительна вашим благочестивым душам, сколько и мне самому. Известно мне ваше любовное к званию моему расположение. Посильные мои труды, каковые употребляю в течении пути Господня, моглиб совершенно ослабнуть, естьлибы оные не были укрепляемы и ободряемы вашим ко мне усердием.

В таковом быв о вас, возлюбленнии! твердом уверении, яко елень на источники водные,5 тако горел духом, и поспешал в Богохранимый град сей.

Божественный Павел желал видеть Римлян. Он пишет к ним в послании своем: Свидетель ми есть Бог, ему же служу духом моим во благовествовании Сына его, яко безпрестани память о вас творю, всегда в молитвах моих моляся, аще убо когда поспешен буду волею Божиею приити к вам: желаю бо видети вас.6

Но почто, скажи нам, ревностнейший церквей вселенныя учитель! почто желаеши видети их? ты и без лицезрения их всех в сердце своем всегда носиши: твоя к ним жаркая любовь образ их в душе твоей изобразила точным начертанием: Богодухновенныя твои к ним послания большим для них суть наставлением, нежели живой других глас: но притом еще на мужественных раменах твоих лежит попечение о всех по всему кругу земному церквах: почто убо еще и лицем к лицу желаеши видети их? да некое, пишет он, подам вам дарование духовное ко утверждению вашему. Сие же есть соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею.7 О глас достойный великаго из Апостолов! О душа отеческия любви преисполненная!

Мог он таковым образом изъясняться своим ученикам: понеже был сосуд избранный.8 Но не дерзаю я мечтати о себе, чтоб каковым-либо образом уподобитися ему. Однако свободно могу то присвоить себе, что не меньше я нахожу утешения в лицезрении вашем, как и он в лицезрении Римлян: да не просто в лицезрении одном, но и в вере вашей: соутешитися верою вашею.

Известна мне ваша любовь к истинне Божией, известна горящая охота к слышанию словеси Евангельскаго: известно ваше тщание к церквам святым, что вы наилучшее свое удовольствие находите при ногах жертвенника, и духовныя торжества предпочитаете всем мира сего увеселениям: сие ободряет меня в подвиге моем: сие отверзает язык мой к свободному и неослабному слова спасения проповеданию.

Хотяб и малую усматривал я к принятию спасительных наставлений охоту, однако тем не меньше звание мое требует от меня сего долга исполнения. Горе бо мне аще не благовествую.9 Но умолчу ли, когда такой усматриваю собор жаждущих правды Христиан? Возленюсь ли сеять божественное семя, когда столь плодоносная предлежит земля, Духом Святым приуготовленная? не убоюсь ли, чтоб посреде церкве не возгремело оное печальное Евангельское изречение: Жатва многа, делателей же мало.10

Ибо не сумнюсь, и зело уверен есмь, что мои посильныя поучения не оставляет, и не оставит благодать, дабы они были безплодны во благочестивых душах. Живо бо слово Божие, и действительно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа.11

Почему возжен святою ревностию и впредь, колико слабость сил моих дозволит, возвещать имя Господне, и посреде церкве воспевати имя Его не престану. Буду тщатися, да перстом Божиим на скрижалех сердец ваших начертанно и неизгладимо пребудет слово Его. Сие есть светлейшее церкве украшение, когда чада ея суть просвещенна, и день от дне успевают в науке спасения. Сим древния святыя церкви и пастыри ея прославились, и сколько их память осталась для нас любезна, столько пример их достоин нашего подражания.

Ныне празднуем мы священную память великаго Святителя Божия Николая. Не один его сан, но паче труды его в ревностном звания своего исправлении, и независтное учительскаго дара преподавание сию в церкви Божией заслужили ему честь, что и имя его во устах наших есть сладчайшее, и пример жизни его действителен, и молитвы его до днесь ходатайствуют нам спасение. Благословенна Мирликийская паства, такого имевшая пастыря: но благословен и пастырь таковыя паствы, которая руководству его охотно последовала, и взаимно друг другу в истинной славе они себе споспешествовали.

Единыя неистощимыя благости Божией дело есть, да возмогу и аз хотя малейшим сего великаго Пастыря быти последователем. Но ваше благочестие прославило бы вас, естьлиб вы и самаго Святителя Николая пастырским жезлом были управляемы.

Почему такое имея надеяние на ваше к Богу и церкви усердие, вступлю в труды учительства моего со благодушием: а вас прошу и молю, да тоежде и всегда оказываете похвальное прилежание, которым я доселе увеселяем и ободряем был. Тогда бо, да с Апостолом скажу, тогда силен есмь, аще вы стоите о Господе,12 Аминь.

Сказывано в Москве, в Чудове монастыре, 1778 года, Декабря 6 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.