На крещение Господне

СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Всякий духовный праздник приводит нам на память какоелибо благодеяние Божие, оказанное человеческому роду. На пример рождение Иисуса Христа открывает крайнее его к нам снисхождение: страдание доказывает величайшую его к нам любовь: воскресение открывает нам новый к безсмертной славе путь: низпослание Духа Святаго объявляет его о нашем совершенстве попечение: по сему и о прочем разсуждать надлежит. Почему, естьли таковыя благодеяния с живым оных воображением в те дни в сердце своем чувствуем, то и соответствуем тому намерению, с коим церковь оные праздники уставила.

Но когда воспоминаем крещение Господа нашего, не довольно, чтоб оное только воспоминать: правда евангельская требует, чтоб мы и сами, вступая в христианство, сошли в спасительныя воды, во оных погрузилися бы, и чрез сие таинственное погружение, стали бы новою тварию о Христе Иисусе.1 При сем случае взираешь ты Христианин на образ, мудрым художеством написанный; и не довольно, чтоб тебе услаждаться только зрением красоты его: но надобно, чтоб взял ты и сам священную кисть, и оною бы изобразил в душе своей святыни и правды икону, подобную образу Сына Божия.

Истинны христианскаго учения не все состоят в одном только мысленном понятии: многия из них никакова не имеют действия и плода, естьли от нас на самом деле оне представлены не будут. Аще весте сия, сказал Господь ученикам, блажени есте, аще творите я.2 И для того мы не можем воспоминать и праздновать крещение Спасителево, чтоб вместе нам не вспоминать и не праздновать крещения и собственнаго своего. Первое есть источник, второе есть благодатная струя оттуду проистекающая. А когда мы воспоминаем крещение свое, то с тем неразлучно соединено, чтоб при сем благословенном случае размышляли мы, исполняем ли те обязательства, какия мы в крещении на себя приняли.

Когда крещаемся мы, не совершаем один только наружный обряд. Очень бы предосудительно было святости действия сего, да и величеству уставителя, естьлиб оно ничего более в себе не заключало, как только, что мы своими глазами видим. Когда ума нашего очи просвещенны благодатию Евангелия, мы узрим таинство для нас превосходное, и Величества Божия достойное. Государь от подданных своих требует, чтоб они верность свою утвердили присяги святостию. Владычествующий всеми тварями требует от тебя, кому ты служить желаешь: ему ли, Духу чистейшему и благодетельному, или духу неприязни? Сей вопрос должен бы с начала показаться странным. Как бы тварь иному кому восхотела когда работать и служить, естьли не тому, от котораго приемлет бытие свое, дыхание, жизнь и вся. Но когда посмотрим на развратные человеческие пути: что иные покланялись тварям паче Творца, и в изобретении премножества идолов, все было почитаемо богом, кроме самаго Бога, и которые, по словам Апостольским: Измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека, и птиц и четвероног и гад:3 иные страсти свои обожают, и в пристрастных их душах ничто столь мало не действует, как глас закона Божия: когда, говорю, сие примем мы в разсуждение, то уже и не покажется странным оный вопрос, коим вопрошает человека Бог, что он ему ли служити хощет, или духу неприязненному? Что, человече! на сей вопрос отвещати будеши? Известно, что твой ответ есть готов, яко Богу живому и истинному служити хощу, или как церковь то же изображает: Аз сочетаваюся Христу. Ответ краткой, но великую в себе заключает силу; и надобно весьма знать всякому, в чем оная состоит.

Обязаться служить Богу, есть повиноваться единому его закону. И не можешь ты извиниться, чтоб сей закон был или тебе неизвестен, или труден. Он заключен в самом тебе: он написан на самом сердце твоем перстом Божиим, писменами неизглажаемыми. Ничего не предпринимай противу совести, внутрь тебя, что тебе делать и не делать, предписывающия, и тогда исполниши ты служение должное Богу. И для того Апостол Петр говорит: что крещение не есть плотския отложение скверны, но совести благия испрошение у Бога.4

Обязаться служить Богу, есть устремляться только к тому, что делает дух твой спокойным; и оной с Богом соединяет в жизни сей союзом веры и добродетели, а в будущей союзом славы. Мы имеем благаго Бога: не созданы на одни только безпокойства и суеты, но созданы, чтоб наслаждаться Его благодеяниями и употреблением во благое даров Его. Когда же безпокоимся и суетимся, сие не есть намерение благаго Бога, но сами мы, превращая и намерение Его и произволение свое; суеты к себе привлекаем, и оными себя обезпокоиваем и мучим. И по тому служить Богу не что иное есть, как служить нам собственному щастию своему.

Обязаться служить Богу, есть хранить к нему единому любовь, и к тому, который создан по образу Его. Ибо любяй родившаго, любит и рожденнаго от него.5 Бог есть ревнитель в любви: погубити грозит всякаго прелюбодеющаго от него.6 Но сколь требование сие есть праведно, столь нам естественно. Сердце наше так устроено, что оно ко всякому совершенству любовию стремится, и видя что доброе, красное и для себя полезное, тем пленяется. Но что Бога совершеннее, что Его совершенств прекраснее, что его благодеяний полезнее и нужнее для нас быть может? почему служить Богу, есть следовать естественному нашему расположению, и не льзя сего отрещись, разве лишившись человечества и бытия.

Обязаться служить Богу, есть отвергнуть все то, что противно служению Его. Иной служит идолам: но сие есть последняя крайность человеческаго ослепления. Иной же служит и истинному Богу, но не тем образом, как предписывает Его святой закон: и в сем давно Апостол осудил служение самопроизвольное.7 Мы мыслям своим в сем важном деле последовать не должны, ибо они бывают ошибочны: но единственно хранить уставления церковию утвержденныя. А паче беречься надобно, чтоб никакова в служении Богу не было действия, котороеб состояло в одной наружности, без всякаго внутренняго сердца чувствия. Таковое служение есть одно лицемерие и суеверие: ибо такие служители устами чтут Бога, но сердце их далече отстоит от него: всуе же чтут Его, по слову Евангельскому.8

Обязаться служить Богу, есть отрещись самаго себя по учению христианскому. Мы в себе ощущаем страстныя склонности, которыя нас влекут к пороку с таким дерзновением, что не взирают ни на мысли просвещение, ни на сопротивляющееся чувствие совести, ни на самый глас Божия закона, однако со всем тем так нам свойственными кажутся, как будто оне с нами нераздельны, и их усилие прервать, кажется, как будто нам надобно разорвать самих себя. Но каковаб труда сие ни стоило: а хотящему служить Богу, надобно сие усилие прервать, и стать выше самаго себя, или по евангельскому выражению: отрещись самаго себя.9 Сему противоборствию в нас самих для того быть попустил премудрый Создатель, чтоб наш в добродетели подвиг был важнее, а чрез то бы и победа наша была славнее, и плоды приятнее.

В сем-то состоит служение Богу: и сии обязательства берем мы на себя в крещении. Естьлиб мы служили Богу и по одному естественному одолжению, и тогдаб были неизвинительны, естьлиб сему долгу не соответствовали: но когда мы сие обязательство торжественно на себя приемлем пред ногами священнаго олтаря, пред лицем всея церкве, в присутствии всех Ангел, и оное погружением в спасительной купели запечатываем, и яко в верности присягаем служить Царю и Богу, то что принесем во извинение, естьлиб таковых обязательств явились мы преступниками? И для того-то уставлено празднование крещения Господня, чтоб мы, вообразив крещение свое, вспомнили те обещания, которыя мы дали при крещении.

Когда убо узрите крест Господень погружаемый, тогда всяк сам в себе да скажет: и аз грешный участен крещения сего. Боже! укрепи меня во исполнении даннаго мною обещания. Вышел я из купели чист и непорочен: да буду таковым чрез все течение жизни и в день праведнаго мздовоздаяния. Аминь.

Сказывано в Москве в Успенском соборе, 1778 года.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.