На освящение домоваго храма в новом Архиерейском Московском доме в Чудове монастыре

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ДОМОВАГО ХРАМА
В НОВОМ АРХИЕРЕЙСКОМ МОСКОВСКОМ ДОМЕ
В ЧУДОВЕ МОНАСТЫРЕ.

Когда благодатию вседействующаго Святаго Духа освятися храм сей, то мы наипаче освящения сего стали быть участны: ибо истинная Иисуса Христа церковь суть Христиане, и благочестивыя их души суть храм Святаго Духа. И по тому при освящении храма всяк истинный Богопочитатель должен уверить себя, что тогда же совершается и освящение души его с подобными обрядами, как и храм освящается. А как? сие внимательным разсуждением нашим разсмотрим.

Во храме поставляется святая трапеза и священный жертвенник для приношения на них безкровныя жертвы. И всякаго Христианина сердце есть жертвенник, когда на нем горит огнь любви к Богу и к ближнему, и когда сия чистейшая и безкровная жертва на нем возносится в воню благоухания духовнаго. Жертва сия тем есть большей важности, что и самая та на олтаре приносимая жертва тогда от Вышняго приемлется, когда мы к небеси препровождаем оную нашею верою и делами любви. Что ми множество жертв ваших, глаголет Господь?научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру, и оправдите вдовицу,1 и тогда-то уже приидите и явитеся пред лице мое с жертвами своими.

Святая трапеза омывается чистейшею и благовонною водою, да никакая внешняя нечистота не останется на ней. И жертвенник души нашея должен всегда обмыт быть слезами покаяния, чтоб никакая греховная нечистота в ней не оставалась. Что бо пользы, естьли трапеза чиста и измовенна, но мы, ей предстоящие, и духовное при ней совершающие служение, обмараны всякою чернотою пороков, да и не тщались бы оную в себе измыть всяким духовнаго измовения образом? надобно со страхом воображать оное пророческое слово: что иногда мерзость запустения стоит на месте святе: то есть, человек в сем стояй святилище в неисправлении жизни своея.2

Святая трапеза утверждается, дабы на основании своем была непоколебима. И мы душу свою должны всевозможным образом утверждать, дабы она мирскими искушениями и соблазнами не колебалась.

Когда стоишь ты во храме сем, но мысль где-либо бродит по другим местам: когда церковь оглашает уши твои, чтоб ты в час совершения святыя службы отложил всякое житейское попечение; но ты в то же самое время считаешь прибытки, и воображаешь мирския выгоды: когда проповедуется тебе слово Божие; но развлеченныя мысли и заботы не допускают ни одному слову пасть на сердце твоем. Когда, говорю, телом ты во храме, но дух твой на зрелищах, на торжищах, в доме невоздержания, во объятиях любодейцы: тогда внутренний жертвенник твой не утвержден, душа твоя колеблется и близка есть к падению. Надлежит всемерно утверждать тебе оную знанием закона Божия и рачительным хранением заповедей его, вопия к Богу со пророком: Пригвозди страху твоему плоти моя.3 Иначе при колебании мыслей твоих, и при неутвержденном сердце твоем удобно искуситель всеет плевелы; плевелы развратных мнений и разслабленной жизни: а чрез то превратит твой разсудок, чтоб радостнейшую Богу твоему службу почитать тебе скучною и трудною.

Святая трапеза облачается пристойною одеждою, дабы и самая наружность соответствовала святости места сего. При таковом действии должен всяк со пророком тщатися, да облечется и он в ризу спасения, и одеждою веселия одеется, да возрадуется душа его о Господе.4 Обнаженну быть телом, особливо пред собранием честных и знаменитых людей, сколько мы стыдимся и опасаемся! Но не больший ли должен объять нас стыд и срамота, естьлиб мы предстали пред очи самого Бога обнаженны душею? да обнаженны не искренностию, не чистосердечием и праводушием: ибо сия нагота есть прекрасна, и очам Божиим любезна: но обнаженны от благих дел, не имея покрывала веры и одежды добродетели: а напротив нося и выставляя незакрытыя гниющия грехов раны, смердящие беззаконий струпы, и весь душевный состав разстроенный и обезображенный. Какой стыд! какая срамота! да еще пред очами Божиими и Ангельскими. Таковою наготою осрамленный да не дерзает входить в место святое сие, пред собор Ангелов и всех святых: а паче во умилении и раскаянии да вопиет: Чертог твой вижу, спасе мой, украшенный, но одежды не имам, да вниду в онь.

На святой трапезе по древнему церкве установлению полагаются святыя мученическия мощи: да и полагаются для того, что древние Христиане в честь и память святых мучеников обыкновенно строили храмы на тех местах, где были погребены тела мученическия. Христианин чрез сие возбуждать себя должен, чтоб подражать святым мученикам. Они любя Бога и веру, пролили кровь, претерпели ужаснейшия мучения, и не пощадили жизни своея. Нет ныне гонения: царствует в церкви мир и свободность: но можно стать самопроизвольным мучеником. А как? великодушно сноси бремя должности своея, терпением победи гонение, клеветы и зависти: вооружись противу греха, и мучительство прихотливой страсти победи, вонзи в гортань ея мечь глагола Божия: умертви уды, воюющия противу разума, воздержанием, да будеши мертв греху, но жив Богови. Таковый подвижник также от вышния руки увенчавается, как и святый мученик.

Но кто для благочестия, для добродетели, и малейшаго труда снести ленится: тот есть разслаблен телом, разслаблен и духом, и по словам Апостольским, жив умер:5 и не стыдно ли таковому, называяся Христианином, не быть достойну, чтоб и у порога церковнаго иметь место: когда мученики, быв подобные ему люди, таковой удостоились чести, что и самыя кости их на священном полагаются престоле.

Святая трапеза помазуется священным миром, и чрез сие помазание из вещи простой и обыкновенной делается она священною, и нечистым рукам неприкосновенною. И ты, Христианин! по обмытии тела твоего водою святаго крещения, помазуемь был миром святым. Чрез сие помазание приложена тебе печать дара Духа Святаго, и записан в число избранных Божиих.

Сие место никому не есть входно, как токмо тем, кои таковым образом суть запечатленны. И по тому всемерно блюстись надобно, чтоб не изгладилось сие помазание, и благовоние святаго мира не былоб заглушено зловонием страстныя жизни. Ибо здесь во святом храме всегда предстоит невидимо Ангел Божий: и естьли на ком видит святое помазание цело и благовонно, того почитает сыном церкве, и молитвы его возносит к престолу благодати: а на ком узрит сие помазание уже изглаженным и переменившимся в зловоние, того со отвращением обходит, и с сожалением признает, что он безстыдно входя в место сие, умножает свой грех, и порочит святилище.

Но и весь святый храм, будучи благолепно украшен, всегдашним для Христианина есть напоминанием, чтоб внутренность сердца своего, где надлежит обитать Духу Святому, украшал он златом веры, и камением драгим добродетели, по оному верховнаго из Апостолов слову: И вы яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом.6 Ибо как бы было сие безместно и постыдно, естьлиб вещь нечувствительная, яко то древо и камень, были украшены, и сияние бы от себя испускали: а Христианин был бы безобразнее, и на глас Божий нечувствительнее всякаго древа и камения поверженнаго.

Ежели вышесказанным образом расположим себя: священный дом сей будет нам дом молитвы; на приносимыя нами в нем жертвы милостиво взирати будет всевидящее око, и все наши желания исполнит во благое.

Ты же, Боже! благословляяй и освящаяй всяческая, при освящении храма сего, и внутреннему освящению нашему совершитися благоволи. Приими сие приношение обычным Твоим благоутробием: приими не яко дар достойный Величества Твоего, но яко малейший знак нашего к Тебе усердия и благоговения: Благочестивейшей же САМОДЕРЖИЦЕ, щедротою Своею Споспешествовавшей к созданию храма и дома сего, подаждь благословение Твое, вкупе и с Дражайшим ЕЯ Наследием, к славе Твоей, к общей же радости нашей. Аминь.

Сказывано в Чудове монастыре 1777 года, Октября 1 дня.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.