В день Нерукотвореннаго образа

СЛОВО

В ДЕНЬ НЕРУКОТВОРЕННАГО ОБРАЗА.

Сей день приводит нам на память ту историю, которая повествует, что некоторый владелец Едесский, одержимь будучи болезнию, чрез посланных просил Господа Иисуса, да посетит дом его, и исцелит его болезнь. Врачь душ и телес взяв плат, и отерши им свое святейшее лице, изобразил на нем Божественный зрак свой: и сей нерукотворенный на плате изображенный образ чрез присланных послал ко оному князю, яко надежнейшее средство к его излечению не телесному токмо, но и душевному.

Когда история таковый чудесный случай нам воспоминает: в сие самое время приходит мне на мысль оное Богом при создании человека сказанное слово: Сотворим человека по образу нашему и по подобию.1 Сей образ также есть нерукотворенный, также чудесный, не шарами, не красками написанный, но перстом Духа Святаго в душе нашей начертанный. Образ сей тем более наше разсуждение и внимание заслуживает, что он не до одного Едесскаго владельца, но до всего надлежит человеческаго рода: и когда он в ком в первобытном своем блистает сиянии, человек тот носит в себе образ Божий, есть Богу подобен: но когда он помрачен, и нет в нем ни вида, ни подобия Божескаго, тогда человек есть нещастливейшее создание: тогда человек почти есть не человек; поелику не имеет того преимущества, которым он от всех тварей отличен и предпочтен.

Будет беседа наша полезнейшая, естьли сей образ святейший изобразим теперь в душах христианских: или лучше сказать, естьли покажем, каким способом образ сей действием Святаго Духа в нас изобразуется. Что удобнее познать мы можем, когда взяв подобие от образа видимаго на иконе, или убрусе изображеннаго, приложим то ко образу невидимому, в душе нашей впечатленному, или впечатлетися имеющему.

Образ сей видимый имеет главу, очи, чело, ланиты, уста, ушеса. Хотя Бог, яко Дух невещественный, сих членов и не имеет: но писанию святому обыкновенно есть действия Божия духовныя и невидимыя изъяснять нам под видом вещей телесных и видимых. Так на пример, под видом главы, яко седалища разума, разуметь можно его премудрость: под видом очес, его вся проницающее зрение: под видом чела, действия его гнева, или благоволения: под видом ланит, его благоутробное снисхождение: под видом уст, святаго закона его изречения: под видом ушес, его милостивое молитв наших выслушание.

Когда желаешь, Христианин, чтоб одушевлен ты был образом Божиим: то надлежит тебе стараться, дабы между свойствами Божиими и твоими душевными действиями было некоторое сходство и подобие. Возми в руку свою трость священнаго живописца, и, умудряющей тебя благодати Божией, изобразуй в себе образ Господень.

Во первых напиши главу. Она должна быть вместилищем разума, просвещения и мудрости: разум есть познание истинны; просвещение есть разумение закона; мудрость есть знание своего истиннаго благополучия. Приводи сии дары в возможное совершенство. Разум изощряй полезными благоразумных людей наставлениями: просвещение снискивай прилежно, читая или слушая Божественную закона книгу. До мудрости достигай всегдашним упражнением в делах благочестия. Не погашай сей столь для тебя нужный свет. Береги сию искру, в которой огнь любви Божия содержится. Убегай лености: она дух в персть претворяет. Удаляйся худых содружеств: ибо портят добрые нравы беседы злыя.2 Отвергай вредныя сочинения: они благоустроенный мыслей состав разрушают, и под видом сладости горестию наполняют вкус наш. Храни наставления родительския: они чем от доброжелательнейшаго происходят сердца, тем надежнее. Блюди священные уставы матере твоея церкве: она есть посредница и поручница твоего с Богом соединения. Так поступая, доброе устроишь расположение главы твоея; ибо она должна быть вместилищем просвещения.

После сего приступи к начертанию очес. Они суть благороднейший тела нашего член. Мы посредством их различаем одни вещи от других. Также и очес душевнаго образа свойство есть являть различие добра от зла. Естьли желаешь порядочно сии очи начертать на образе души твоея: блюди, да не будут они превращенны взором гнева, негодования, или зависти: а паче потщись, чтоб сияли взором благоприятства, благосклонности и милости. Очи Господни на праведныя.3 И ты, подражая Господу, обрати очи твои на требующих помощи: похвали добродетель, уважи заслугу, почти старшаго, равному покажи ласковость и вежливость, подчиненному снисхождение. Обрадуй всякаго благоприятным взглядом, и очес твоих взор да будет ясным знамением добрыя души твоея. Свирепое око есть свойственно жестокому сердцу, и непрямое воззрение есть знак недоброжелательныя души.

Когда Создатель изображал очи в душе нашей: влиял в них свет искренности, усердия и добросердечия. Не превращай сие премудрое премудрых рук художество. Не для чего тебе во изображении их много труда употреблять: соблюди токмо естественную их красоту. И тогда живописание душевнаго образа твоего будет проходить в совершенном духовныя мудрости искусстве. По написании же главы и очес поступи далее: не ослабевай в сем славном подвиге. Нет опаснее, как в деле сем притти в уныние. В составе тела нашего недостаток одного члена производит тело уродливое: и в душе нашей недостаток одного совершенства весь состав портит, и разрывает златую цепь добродетелей.

По написании, говорю, главы и очес выше сказанным образом, приступи начертать и уста. О развратных устах святый Иаков написал, что они неудержимое зло, полно яда смертоносна; Теми благословляем Бога и Отца, и теми же кленем человеки бывшия по подобию Божию.4 Всемерно блюдись, чтоб сие страшное изречение не связало уста твои. Глаголи истинну, и сею печатию ограждай язык твой. Будь правдив в произвождении суда: страшись коголибо обмануть в торгу и промыслах: храни верность в договорах: соблюдай свято принятую на душу свою присягу: исполни точно данное Богу и людям обещание: призванный во свидетельство говори не иначе, как бы ты призван был пред лице Бога сердцеведца. Не дерзай в каком либо случае обезчестить уста свои ложью душевредною. Страшись язык свой изощрять на хулу: не буди лицемер, на языке друг, а на сердце враг. Гнушайся сквернословием: оно издает воню нечистоты душевныя: а паче благослови Господа языком твоим, выну хвала его да пребудет во устех твоих.5 Так естьли будут расположены уста твои: достойны быть вмещены во образе души твоея, и наилучшим для него будут украшением.

Но чтоб образ сей был совершен: не забуди и ушеса написать пристойною хитростию. Чем ближе будут они подходить к тому концу, для котораго созданы: тем будут благообразнее и совершеннее. Прежде всего вспомни, что, когда ты еще быв младенцем, вышел из спасительной купели: тогда священным миром ушеса твои были помазываны, с произношением сих слов: Во услышание веры. А сие значит, что слово Божие дабы могло написано быть на книге сердца твоего, для сего всегда должны отверсты быть двери ушес твоих. Ибо когда прежде слухом восприимешь глагол спасения, и потом почувствуешь в себе сладость истинны Божия; тогда можешь сказать с Пророком: Слухом убо уха слышах тя прежде, ныне же око мое виде тя.6 Моли всегда Господа с Давидом: Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя.7

А для сего буди терпелив в выслушании прозьбы других и жалобы: склони ухо твое на глас страждущия бедности и утесняемыя неповинности: загради же его от клеветы и поношения: лучше возлюби свободность обличителя, нежели ухищрение ласкателя. Ко всякому благоразумному слову, совету и наставлению склони твое внимание, и дотоле об оных в себе размышляй, доколе не углубятся в памяти твоей, и доколе так не утвердятся, чтоб никакая развратность того в тебе изгладить не могла.

Когда таким расположением напишешь на образе души твоея и главу, и очи и уста и ушеса: тогда уже по всему лицу разлиется дивная красота, увеселяющая очи самаго Бога. Ибо веселится Господь о делех своих.8

Вот, благословенные Христиане! нерукотворенный образ Божий. Будите духовнии и священнии живописцы. В художестве сем покажите свое рачение и искусство. Докажите, что вы созданы по образу Божию и по подобию. Докажите, что он чрез благодать Евангелия в вас возобновленный, цел и неизгладимь пребывает. О сколь приятно, сколь радостно, взирая на сей священный Спасителя нашего образ нерукотворенный, находить и в самом себе точное подобие его! Аминь.

Сказывано в Москве в Заиконоспаском монастыре 1777 года Августа 16 дня.



Оглавление

Богослужения

30 марта 2024 г. (17 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.