Сей день приводит нам на память ту историю, которая повествует, что некоторый владелец Едесский, одержимь будучи болезнию, чрез посланных просил Господа Иисуса, да посетит дом его, и исцелит его болезнь. Врачь душ и телес взяв плат, и отерши им свое святейшее лице, изобразил на нем Божественный зрак свой: и сей нерукотворенный на плате изображенный образ чрез присланных послал ко оному князю, яко надежнейшее средство к его излечению не телесному токмо, но и душевному.
Когда история таковый чудесный случай нам воспоминает: в сие самое время приходит мне на мысль оное Богом при создании человека сказанное слово: Сотворим человека по образу нашему и по подобию.1 Сей образ также есть нерукотворенный, также чудесный, не шарами, не красками написанный, но перстом Духа Святаго в душе нашей начертанный. Образ сей тем более наше разсуждение и внимание заслуживает, что он не до одного Едесскаго владельца, но до всего надлежит человеческаго рода: и когда он в ком в первобытном своем блистает сиянии, человек тот носит в себе образ Божий, есть Богу подобен: но когда он помрачен, и нет в нем ни вида, ни подобия Божескаго, тогда человек есть нещастливейшее создание: тогда человек почти есть не человек; поелику не имеет того преимущества, которым он от всех тварей отличен и предпочтен.
Будет беседа наша полезнейшая, естьли сей образ святейший изобразим теперь в душах христианских: или лучше сказать, естьли покажем, каким способом образ сей действием Святаго Духа в нас изобразуется. Что удобнее познать мы можем, когда взяв подобие от образа видимаго на иконе, или убрусе изображеннаго, приложим то ко образу невидимому, в душе нашей впечатленному, или впечатлетися имеющему.
Образ сей видимый имеет главу, очи, чело, ланиты, уста, ушеса. Хотя Бог, яко Дух невещественный, сих членов и не имеет: но писанию святому обыкновенно есть действия Божия духовныя и невидимыя изъяснять нам под видом вещей телесных и видимых. Так на пример, под видом главы, яко седалища разума, разуметь можно его премудрость: под видом очес, его вся проницающее зрение: под видом чела, действия его гнева, или благоволения: под видом ланит, его благоутробное снисхождение: под видом уст, святаго закона его изречения: под видом ушес, его милостивое молитв наших выслушание.
Когда желаешь, Христианин, чтоб одушевлен ты был образом Божиим: то надлежит тебе стараться, дабы между свойствами Божиими и твоими душевными действиями было некоторое сходство и подобие. Возми в руку свою трость священнаго живописца, и, умудряющей тебя благодати Божией, изобразуй в себе образ Господень.
Во первых напиши главу. Она должна быть вместилищем разума, просвещения и мудрости: разум есть познание истинны; просвещение есть разумение закона; мудрость есть знание своего истиннаго благополучия. Приводи сии дары в возможное совершенство. Разум изощряй полезными благоразумных людей наставлениями: просвещение снискивай прилежно, читая или слушая Божественную закона книгу. До мудрости достигай всегдашним упражнением в делах благочестия. Не погашай сей столь для тебя нужный свет. Береги сию искру, в которой огнь любви Божия содержится. Убегай лености: она дух в персть претворяет. Удаляйся худых содружеств: ибо портят добрые нравы беседы злыя.2 Отвергай вредныя сочинения: они благоустроенный мыслей состав разрушают, и под видом сладости горестию наполняют вкус наш. Храни наставления родительския: они чем от доброжелательнейшаго происходят сердца, тем надежнее. Блюди священные уставы матере твоея церкве: она есть посредница и поручница твоего с Богом соединения. Так поступая, доброе устроишь расположение главы твоея; ибо она должна быть вместилищем просвещения.
После сего приступи к начертанию очес. Они суть благороднейший тела нашего член. Мы посредством их различаем одни вещи от других. Также и очес душевнаго образа свойство есть являть различие добра от зла. Естьли желаешь порядочно сии очи начертать на образе души твоея: блюди, да не будут они превращенны взором гнева, негодования, или зависти: а паче потщись, чтоб сияли взором благоприятства, благосклонности и милости. Очи Господни на праведныя.3 И ты, подражая Господу, обрати очи твои на требующих помощи: похвали добродетель, уважи заслугу, почти старшаго, равному покажи ласковость и вежливость, подчиненному снисхождение. Обрадуй всякаго благоприятным взглядом, и очес твоих взор да будет ясным знамением добрыя души твоея. Свирепое око есть свойственно жестокому сердцу, и непрямое воззрение есть знак недоброжелательныя души.
Когда Создатель изображал очи в душе нашей: влиял в них свет искренности, усердия и добросердечия. Не превращай сие премудрое премудрых рук художество. Не для чего тебе во изображении их много труда употреблять: соблюди токмо естественную их красоту. И тогда живописание душевнаго образа твоего будет проходить в совершенном духовныя мудрости искусстве. По написании же главы и очес поступи далее: не ослабевай в сем славном подвиге. Нет опаснее, как в деле сем притти в уныние. В составе тела нашего недостаток одного члена производит тело уродливое: и в душе нашей недостаток одного совершенства весь состав портит, и разрывает златую цепь добродетелей.
По написании, говорю, главы и очес выше сказанным образом, приступи начертать и уста. О развратных устах святый Иаков написал, что они неудержимое зло, полно яда смертоносна; Теми благословляем Бога и Отца, и теми же кленем человеки бывшия по подобию Божию.4 Всемерно блюдись, чтоб сие страшное изречение не связало уста твои. Глаголи истинну, и сею печатию ограждай язык твой. Будь правдив в произвождении суда: страшись коголибо обмануть в торгу и промыслах: храни верность в договорах: соблюдай свято принятую на душу свою присягу: исполни точно данное Богу и людям обещание: призванный во свидетельство говори не иначе, как бы ты призван был пред лице Бога сердцеведца. Не дерзай в каком либо случае обезчестить уста свои ложью душевредною. Страшись язык свой изощрять на хулу: не буди лицемер, на языке друг, а на сердце враг. Гнушайся сквернословием: оно издает воню нечистоты душевныя: а паче благослови Господа языком твоим, выну хвала его да пребудет во устех твоих.5 Так естьли будут расположены уста твои: достойны быть вмещены во образе души твоея, и наилучшим для него будут украшением.
Но чтоб образ сей был совершен: не забуди и ушеса написать пристойною хитростию. Чем ближе будут они подходить к тому концу, для котораго созданы: тем будут благообразнее и совершеннее. Прежде всего вспомни, что, когда ты еще быв младенцем, вышел из спасительной купели: тогда священным миром ушеса твои были помазываны, с произношением сих слов: Во услышание веры. А сие значит, что слово Божие дабы могло написано быть на книге сердца твоего, для сего всегда должны отверсты быть двери ушес твоих. Ибо когда прежде слухом восприимешь глагол спасения, и потом почувствуешь в себе сладость истинны Божия; тогда можешь сказать с Пророком: Слухом убо уха слышах тя прежде, ныне же око мое виде тя.6 Моли всегда Господа с Давидом: Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя.7
А для сего буди терпелив в выслушании прозьбы других и жалобы: склони ухо твое на глас страждущия бедности и утесняемыя неповинности: загради же его от клеветы и поношения: лучше возлюби свободность обличителя, нежели ухищрение ласкателя. Ко всякому благоразумному слову, совету и наставлению склони твое внимание, и дотоле об оных в себе размышляй, доколе не углубятся в памяти твоей, и доколе так не утвердятся, чтоб никакая развратность того в тебе изгладить не могла.
Когда таким расположением напишешь на образе души твоея и главу, и очи и уста и ушеса: тогда уже по всему лицу разлиется дивная красота, увеселяющая очи самаго Бога. Ибо веселится Господь о делех своих.8
Вот, благословенные Христиане! нерукотворенный образ Божий. Будите духовнии и священнии живописцы. В художестве сем покажите свое рачение и искусство. Докажите, что вы созданы по образу Божию и по подобию. Докажите, что он чрез благодать Евангелия в вас возобновленный, цел и неизгладимь пребывает. О сколь приятно, сколь радостно, взирая на сей священный Спасителя нашего образ нерукотворенный, находить и в самом себе точное подобие его! Аминь.
Сказывано в Москве в Заиконоспаском монастыре 1777 года Августа 16 дня.
30 марта 2024 г. (17 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра