В неделю Мироносиц

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ МИРОНОСИЦ.

Хотя праздник у нас и прошел, но не прошла духовная радость. Ибо она состоит в совести, ни чем себя не зазирающей, и по тому всегда могущей с свободностию восклицать: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем.1 Сия радость никогда не перестанет, доколе человек сие благодатное в себе сохранит расположение: а по тому для него всякое время есть временем праздника. Так как напротив тому праздник не есть праздник, котораго мысль помраченна страстию, и котораго сердце, различными пороков смущениями, яко некоею бурею, раздирается.

Сему видим мы ясный всегда пример. Естьлиб было время самое ведреное, солнечными лучами и теплотою растворенное, и цветущия весны удобренное красотами: но в то же бы время дух наш какою нибудь грустию и печалию был отягощен, вся бы времени красота нас не услаждала, и самое солнечное сияние темным бы в очах наших казалось. А напротив хотяб ненастливая погода помрачала воздух, и непрестанные дожди наводняли бы землю: но естьли в то время каковым внезапным щастием мы обрадованы, остаемся не меньше радостны и веселы, какбы и в самое благорастворенное время. То же надобно утвердить и о внутреннем души нашей состоянии.

И так праздник наш хотя и прошел: но не прошла духовная радость. Чем же бы мог сей небесный духовныя радости огнь сохранен быть, дабы он никогда не погас, в нынешнем Евангелии к тому предлагается средство самое действительное. В самый сей день, когда были ученики в едином месте, где были двери заключены страха ради Иудейскаго,2 предстал внезапу пред них примиритель Бога и человеков, и сказал: мир вам. О слово сладчайшее! О слово любезнейшее! О дражайший союз рода человеческаго и основание благополучия его! без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где мира нет, там всего добраго разстройство и помешательство. И для того-то церковь при всех своих молениях и действиях мир за необходимо нужный почитает. Когда повелевает молитися, возглашается: миром Господу помолимся. Когда предлагается к чтению Апостол и Евангелие, от олтаря исходит глас: мир всем. И когда приступить должно ко причащению, то же, мир всем, провозглашается, и повелевается нам приносити милость мира: и приносимая нами жертва называется жертва мирная. Таковой когда есть важности мир, надобно совершенно разсмотреть, что есть мир.

Вопервых означает мир, когда один с другим живет любовно: и таковое любовное между людьми никаким сродством несоединенными обхождение, называется дружба. Таковы, на пример, были между собою други Василий великий, и Григорий Богослов. Их дружба началась от самаго юношества, продолжалась чрез всю жизнь, да и смертию не окончалась: ибо Григорий оплакивая Василиеву смерть, признавал, что с Василием целою половиною и Григорий вкупе умер: и для того друг называется, как бы другой я, и друзья почитаются две души в едином теле живущия. И о таких-то друзьях Христос сказал: несть большия любви, разве кто положит душу свою за други своя.3 И как Он сам собою великий сему подал пример, и избранных учеников любил безмерно, и им открывал тайны сердца своего: то для того им сказал: Не к тому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: но глаголю вас други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам.4

Сей мир есть сладчайший: ибо нет ничего любезнее и вожделеннее, как человек, который о щастии твоем не иначе радуется, как о собственном своем, и в нещастии не иначе приемлет участие, как бы он сам собственно страдал. Но надобно, чтоб дружба основана была на добродетели. Ибо на страсти и с худым намерением взятая дружба, не есть дружба, но соединение злобы и заговор. Так на пример, Пилат и Ирод во всегдашней были ссоре, но по случаю согласия мыслей ко убиению неповиннаго Иисуса они примирилися.

Честный мир дружбы, чтоб был тверд, надобно равенство в имении и чести: то есть, столько же по крайней мере иметь попечения о пользе и о чести друга своего, как и о собственной своей. А естьли сего не будет, то скоро дружба разрушится, или она только будет лицемерная. И по тому надобно иметь осторожность, чтоб под видом дружбы добросердечие наше хитростные люди не обратили себе в пользу, а нам во вред. Ибо по Апостольскому слову, суть беды и во лжебратии:5 и между Апостолами был Иуда предатель.

Второе, мир означает любовное сожитие между сродными: на пример, между мужем и женою. Как нет ничего сего союза святее, и нужнее к благополучию человеческому: так по тому сильнейшим образом обязывает супругов хранить между собою согласие и верность. От сего зависит благоразумное дому управление, честное детей воспитание, порядочное домочадцев содержание, ко облегчению нужд житейских наибольшее утешение. А без того все развращается, и колеблются основания благословеннаго обиталища. Сие между мужем и женою любовное сожитие называется супружеская любовь. Мир между родителями и чады: когда первые любят своих детей, не делая им безразсудной потачки и неги, но и не поступаяж с ними с неблагоразумною строгостию: а дети любовию к ним привязаны, увещаниям их охотно повинуются, и долг рождения и воспитания платят всегдашнею благодарностию. Сей мир с стороны родителей называется чадолюбие, а с стороны детей, родителей почтение.

Третие, когда жители какого нибудь одного места, веси или града, или и целыя под одним управлением состоящия области, живут между собою мирно. И сей мир называется мирное сожительство и покой общий. Мир сей состоит в том наипаче, чтоб пользу общую наблюдать, как собственную свою: то есть, почитать, что всякая та прибыль есть не благословенна, которая делает подрыв другому, оскорбление и обиду. Пример сему Апостол находит в самом теле нашем: может ли, говорит, глава сказать ноге, что она ей не нужна.6 Так и в обществе, яко в теле члены, все между собою суть соединенны, и друг другу нужны: и хотяб некоторые из сограждан казались и презренными, но они также в обществе нужны, как и самые важными званиями почтенные люди. И по тому естьли и последняго презреть, и в его пользе зделать помешательство, то всему обществу нечувствительная по видимому, но тяжкая по следствиям наносится рана. Где таковаго мира нет, там богатыя селы приходят в скудость: там купечества разоряются: там лучшие города упадают, да и целыя государства разрушаются. Где же есть согласие и мир, там все процветает, по оному справедливому присловию: согласием и малыя вещи возрастают: а от несогласия и великия рушатся. И для того Апостол увещавает говоря: когда друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не како друг от друга истреблени будете.7

Четвертое, мир еще есть нужнейший и драгоценнейший, и который сказанных нами миров может почесться источником и основанием. Сей мир, есть мир совести: когда она не имеет в чем себя зазирать, когда сама собою не довольна, когда страсти усмирены и не воюют. Сей мир называется спокойствие совести. О нем Апостол говорит: мир имамы к Богу Господем нашим ИисусомХристом.8 И сего мира испрашивает у Бога Давид: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.9 Когда кто сие стяжал внутреннее сокровище, всегда он благодушен и радостен. В щастии не надымается, нещастием не ослабевает: смерти не боится: ибо с Богом примирен: суда его ожидает без страха: ибо чувствует в себе благоволение Божие. Таковое сладчайшее души состояние есть единаго свойства и существа с райскими небесными утехами, ибо оных есть началом и предвкушением. И по тому-то Павел мир сей называет миром превосходящим всяк ум.10 То есть, что сколькоб о нем ни говорить, никто его мысленно понять не может, разве кто сам в себе его ощущает и чувствует.

Сей-то наипаче мир Спаситель в нынешнем Евангелии благовествовал своим ученикам, когда сказал им: мир вам. Возлюбленнии! и вас собравшихся днесь во храме сем, я представляю, яко учеников Христовых, собранных в горнице святаго Сиона, и приняв, на себя грешнаго, лице Спасителя моего, охотно и радостно восклицаю: мир вам, мир вам. Мир родителям с чады и домочадцы! мир супругам: мир властелинам и подчиненным: мир старцам и младенцам: мир мужескому полу и женскому: мир всякому возрасту, чину и состоянию. Да соединимся друг со другом священным мира союзом, возненавидим всякое несогласие, раздор и ненависти, яко не от Бога, но от врага рода человеческаго происходящия. Сохраним между собою любезный мир, да возможем святое возношение в мире приносити. И Бог мира будет с нами.11 Аминь.

Сказывано в Москве, в Петровском монастыре, Апреля 8 дня, 1779 года.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.