На день рождения Его Императорскаго Высочества, Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА

СЛОВО

На день рождения
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА,
Благовернаго Государя Цесаревича
и Великаго Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА.

Священнаго Божияго даннаго Моисею закона установление требовало, дабы по рождении сына или дщери приносима была благодарственная жертва Вышнему, не токмо для того, дабы сим действием изъявить усердное признание, яко он един есть виновник великаго дара сего; но чтоб чрез сие и самаго получившаго бытие представить ему, яко священное приношение, на службу его предуставленное, или, чтоб сказать словами писания самаго, да свято Господеви наречется.1

Мы, суще новый благодатный Израиль, воспоминая днесь блаженнейший день рождения Дражайшаго Всероссийскаго Наследника, с тем единодушно вси предстали пред лице Господа Вседержителя во храме сем, дабы не токмо нам принести ему благодарственную, не во всесожжении животных, а во всесожжении усерднейших сердец состоящую жертву, но чтоб и молитвами всея церкве испросить, да на сем, милостиво от него отечеству нашему ниспосланном, даре опочивает всегда всесильное благословение его.

Но может ли благодарение наше достойно быть дара сего? могут ли наши силы довольно быть, изяснить токмо те благодеяния, которыя мы видим и чувствуем изливаемыя на нас не по мере заслуг наших?

По толиких громких победах, по столь славном мире, по толиких торжествах землю и море оглашающих, по толикой во всех пределах наших цветущей тишине, по толиком всех нас благоденствии, что бы нам еще желать оставалося? что? разве, да благополучие сие и навсегда пребудет твердым и непоколебимым. И се зрим пред очами нашими достойнейшаго всеми дарованиями свыше благословеннаго Всероссийскаго престола Наследника, котораго на любезнейшем лице сияющая душа удостоверяет, яко Он славы великих Великия Родительницы своея и Августейших предков дел есть вернейший хранитель.

По чему и неотрицаемый долг имеет благословенная Россия, дабы сей день, в который толикаго сподобились мы дара, освятить приношением усерднейших благодарений пред престолом благодати Божия.

А чтоб благодарение сие в точном, сколько возможно, представить нам виде, то мы прежде вообще разсмотрим, в каком расположении в таковыя рождения дни должны быть родители, в каком получившии от них бытие, и в каком те, которые сим от Бога данным даром пользоватися могут; дабы на последок общее сие разсуждение приложить особливо и к настоящему торжеству сему.

Известно, что в ветхом завете почиталось прискорбным случаем заключение утробы матерния, и жена нераждающая была поношением во Израили. Видим мы то на Анне священнаго Самуила матери, которая, по словам писания святаго, и сетоваше, и плакаше и не ядяше, яко затвори Господь утробу ея, не дати ей чада.2 И когда узрел ее великий жрец пред жертвенником Господним уста токмо движущую, но гласа не издающую, и почетши ее быть не в трезвом расположении, сказал: Доколе пияна будеши? отими вино твое, и иди от места Господня:3 на то в горести сокрушеннаго духа ответствовала сия благоговейная жена: Ни, Господине! жена в жесток день аз есмь: вина и пиянства не пих, но изливаю пред Господем душу мою.4 Да и блаженная Елисавета, когда по долговременном неплодстве зачала предтечу благодати; в восторге радостном возопила: Тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отъяти поношение мое в человецех.5.

Но по мере горестныя печали неплодством причиняемыя, открывалась радость и веселие: когда творец естества посещал родителей плодом благословенным.

Вопервых при сем важном случае в радостнейшем восхищении прибегали с жертвами к Богу, и возжегши на святом олтаре вещественный огнь, чистейшим благодарности пламенем возжигали сердце свое, таковыя и подобныя сему произнося пред ним слова: Адонаи Господи!Елои Саваоф! дарованный тобою нам дражайший дар приносим тебе: приими его, яко жертву тебе благоугодную: освяти его во имя твое: укрепи его слабыя члены: да возрастает пред тобою, яко маслина плодовита, добродетелями процветающая: предохрани его от тления века сего: помоги проходить ему течение подвига своего благопоспешно. Отец всех тварей! сотвори, да некогда в день праведнаго твоего воздаяния пред собором Ангел и человек возможем непостыдно сказать: Се аз и дети моя.

Таковыя и подобныя моления суть чистейшим курением восходящим до небес.

И сим благоговейным расположением исполняется родителей душа: когда взирают они на дающаго всем дыхание и жизнь. Но когда чадолюбивыя очи свои обращают на благословенный плод чрева своего: тогда чувствительнейшее находят утешение, воображая, что в сем священном любви их залоге имеет всегда продолжаться честь и слава рода их; в них пребудут незаглаждаемые черты их естественнаго изображения; имя их в них никогда не угаснет, и по смерти своей во взаимствованной от них крови вечно жити будут. Какой источник утех для человека к безсмертию естественно стремящагося! И потому слово Божие между главнейшими благословениями Господними почитает продолжение рода в чадех своих. Авраам, оный приснопамятный муж, когда приближаясь к старости, по неимению у себя сына, видел, яко по смерти его имеет погаснуть имя и род его; в горести духа возопил: Владыко Господи! почто мне глаголеши: мзда твоя многа будет зело: но что ми даси? Се аз отхожду безчаден.6 И не мог утешитися благословенный старец, доколе сим не обрадован был обетованием Божиим: Воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря.7

Когда же родители почитают столь драгоценным залог сей: то тем самым принимают они на себя обязательство, все употребить тщание о добром детей своих воспитании. Ибо все оныя утешения, все Господни обетования должны обратиться в горестнейшую печаль, естьлиб вознерадеть о важнейшем долге воспитания. Добрыя склонности, дарования и способности погаснут, и выйдет ужаснейшее чудовище пороков: ежели особливо в младых летах попущено будет страстям возиметь свою волю. Во всю жизнь таковой, яко в морском волнении, будет бедствовать в несчастиях; острейшим тернием будет прободать сердце родителей зрящих сродный себе предмет, но предмет развращения, да в котором они и сами себя извинить не возмогут; покроет безчестием род свой, а паче даровавших ему жизнь: ибо заставит всех думать, откуду течет сия нечистая кровь.

Таковый, воображение одно ужасающий, страх, но паче естественная к детям любовь, и ожидаемыя от добродетельнаго их жития безчисленныя утешения должны всегда, но особливо в день рождения детей, напоминать родителям, дабы нежность чад своих предохранять от всякаго нравов растления: и не с меншим прилежанием на их поступки внимание свое обращать, как стяжавший безценный камень хранит, дабы он чем поврежден небыл.

Награждение, о котором уже помянули мы, стоит полагаемых на то трудов. Но хотяб судьба и не допустила наслаждаться успехами трудов своих: довольно, что родители чрез доброе детей своих воспитание расплачиваются в долге с родившими их и воспитавшими: и что они исполняют долг естества, когда при изшествии из сея в вечную жизнь уподобляются древу плод зрел принесшему.

И в таковом-то размышлении родители должны быть во дни рождения детей своих.

Но в каковом при сем случае расположении должны быть и сами дети?

Должны тот день, в который Дух Божий влил в них дыхание жизни, из всех дней жизни своея почитать священнейшим: и сколько крат солнце совершит над ними годовой круг свой; столько же крат да приносят Вышнему чистейшую благодарения жертву. Воображая человеческия силы, к поползновению склонныя, теплейшими молитвами да испрашивают у всех подателя Бога подкрепления немощам своим, вопия пред ним с младым Соломоном: Господи Боже мой! аз есмь отрочищ мал, и не вем исхода моего и входа моего8, человек немощен и маловременен, и умален в разуме: аще бо кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей твоей премудрости, нивочтоже вменится:9 даждь рабу твоему сердце смысленно, еже разумевати посреде добра и зла.10 Какое усладительное зрелище пред очами не человеческими токмо, но и Божиими: естьли нежными младенческими устами таковое моление пролиется пред жертвенником Господним!

И как человек одарен есть свободностию; а бытие есть начало действия: то все тщание свое должны обратить не на угождение чувствам, не на развлечение мыслей предметами, одни плотския очи увеселяющими, не на провождение времени в праздности; но на честное дарованных от Бога способностей и склонностей употребление. Ежели Евангельская жена потерявшая драхму, возжигает свещу, пометает храмину, и весь труд употребляет сыскать погибшую драхму, и егда обрящет, созывает соседы и другини глаголя: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую.11 Кольми паче щадить должно время, и всемерно тщаться, дабы сокровенную в естестве нашем златую дарований руду извлечь наружу, и зделать из оной драгоценный добродетели сосуд.

Сим-то образом дети могут исполнить утешения родительское сердце, и вознаградить тот многопопечительный труд, который они подъемлют в рождении и воспитании их.

А как добро само собою есть сообщительно: то не возможно, чтоб добрый человек не был добр и другим. И чем большие кто стяжал дары, чем важнейшия принял на себя звания: тем больший получил случай и обязательство благодетельствовать другим.

Так по сему имеем и мы все приятнейший долг, тот день почитать радостным для себя и священным, в который особа, добродетелию своею многим благодетельствующая, получила бытие.

И мы обязаны в таковые дни им сорадоватися, так как бы наше бытие с ними вкупе возраждалося. Ибо самою вещию когда счастие наше с их бытием раждается: то некоторым образом и самое бытие; что бо жизнь, когда несчастливая?

И потому усерднейшими молитвами должны испрашивать благословения Божия, да укрепит их силы, которыя они истощавают в пользу нашу. Великий в христианстве Муж Павел в послании к Филипписием изъясняется сими любомудрия исполненными словами: Обдержимь есмь от обою: желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше, а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради.12 Аки бы сказал: разсуждая труды и подвиги моея жизни, желал бы пременить оную на вечное упокоение: но когда воображаю, что жизнь моя в некоторую для других имеет послужить пользу; то соглашаюсь охотно, многотрудный жизни сея продолжать подвиг. О мысль святейшая, и глас достойный духа великаго!

Ктоб таковаго мужа жизнь не почел подкреплением и отрадою жизни своея? и ктоб не возпраздновал день тот, в который небеса на землю таковый низпослали дар?

На сем-то основании любезное отечество наше торжественно празднует благословенный день сей. Да и как не праздновать? естьли, как сказали мы, и всякия особы, другим благодетельствующия, рождения день есть справедливою причиною к сорадованию: то кольми паче сей блаженнейший день общим всех торжеством заслуживает возвеличен быть, в который возсиял на Горизонте нашем Дражайший Всероссийскаго престола Наследник. Чем к важнейшему благодетельный промысл Божий предуставил Его званию; тем больше обязаны мы наполнять храмы святые благодарственными жертвоприношениями: и чем большие благость Господня излила на Него дары; тем неоцененнее для нас жизнь и здравие Его.

Всемилостивейшая отечества Матерь! созидать великолепный храм, есть дело славы достойное: но так оный создать, дабы основание его во веки было непоколебимо, есть дело премудрости совершенныя. Тобою воздвижен храм благополучия нашего: сему свидетели вне предел слава, все страны оглашающая; а внутри предел общее благоденствие и мир. Но священный храм сей, дабы никаким времен насильствием не мог разрушен быть; посредством добраго воспитания великий дух свой влияла Ты в любезнейшаго Тебе Сына и Наследника: ежели что, то сие есть, достигнуть до вышняго степени совершенства человечеству возможнаго.

Тебе же, Пресветлейший и Дражайший Государь Наследник! в сей радостнейший рождения Твоего день сорадуяся отечество Твое, усерднейшее желание свое открывает Вышнему, да утвердит Он великия дарования не в благодетельной душе Твоей токмо сокровенныя, но и в лице Твоем и во всех делах Твоих ясно сияющия: Ты еси сладчайший свет отечества Твоего. Ты благонасажденное древо райскими добродетели плодами обогащенное: почему благонадежны на промыслительное Божие провидение, яко и всегда, по евангельскому словеси, от благаго сокровища сердца Твоего имеют происходить благая. Аминь.

Сказывано в Москве в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Их ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ в придворной церкви 1775 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.