На торжество славнаго мира, празднованнаго 1775 года, Июлия 10 дня

СЛОВО

НА ТОРЖЕСТВО СЛАВНАГО МИРА,
ПРАЗДНОВАННАГО 1775 года, Иулиа 10 дня.

Слава в вышних Богу,
и на земли мир,
в человецех благоволение!

Лук. гл. 2. ст. 14.

Настоящее всея России торжество, дабы могло обстоятельно изъяснено быть, требует особливаго таланта слова, и разума, знанием вещей просвещеннаго и зрелаго. Ибо в Торжествуемом нами днесь славнаго мира заключении толикое открывается громких и мысль удивляющих дел стечение, что не о том предлежит размышлять, дабы не оскудела материя в слове нашем; но паче того зело опасаться должно, чтоб из множества славных случаев которой опущен не был, или бы не так щастливо изъяснен был, как требует величество вещи. Почему, созная скудость моего слова и разума, и должен я был убегать бремени силам моим несразмернаго: но действием благаго промысла, что приводит в смущение, тоже самое и ободряет. Слава великих дел, нынешним празднованием воспоминаемых, и не витии изобильную подает материю, и радость общая по свойству своему каждаго язык делает многоглаголивым.

Призвав убо в помощь Господа сил, благословившаго оружие наше, и увенчавшаго главу нашу торжественными мира лаврами, каковую приличнее, при сем нашем радостнейшем празднике, воспоем песнь, естьли не оную Ангельскую: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение?

Песнь сию небесные блаженные духи воспели, когда родился великий Ходатай Бога и человеков, о котором велегласный Апостол восклицает: яко той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию своею, да обоя созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем: и пришед благовести мир вам дальним и ближним.1

Подобным образом воскликнуть мы должны и о Священнейшей ПОМАЗАННИЦЕ Божией, Самодержавнейшей МОНАРХИНЕ Нашей, в ЕЯЖЕ лице десница Господня прославися в крепости, и воздвигла пред очами нашими славное мирное здание. По неиспытанным судьбам управляющаго светом, при сладостном отечества нашего покое, во время течения радостных дней, внезапу возгорел бедственный пламень страшныя, могу сказать, войны.

Похититель восточных благословенных стран, никакими законами, кроме прихотливыя страсти, неуправляемый, и к нападению на других к нещастию своему всегда склонный и стремительный, дерзнул противу храбраго Россианина обнажить оружие свое. Слепое стремление не удержали ни святость торжественных союзов, ни справедливость наших предложений, ни уважение всеми прославляемаго мужества воинства нашего.

По истощении всех способов мудростию управляемая МОНАРХИНЯ Наша, укрепив сердце Свое упованием на Всемогущаго, и в радостной надежде воспев оную Богодухновенную песнь: Аще Бог по нас, кто на ны?2 наглость несправедливаго стремления справедливым оружием отразить определила. И се открылось пространнейшее поле ко изъявлению мужества воинству нашему: или паче всему свету открылось, яко Бог нам прибежище и сила, заступник наш Бог Иаковль.3 Внезапу в отдаленнейших странах блеснул мечь Россиан, и те места, которыя прежде во училищах малым отрокам только перстом на бумаге показывали, те самыя места начал воин наш попирать победоносными стопами своими. Внезапу храбрым Российским воинством покрылись не токмо поля Влашския, Молдавския, Бессарабския, Болгарския, Херсонския, Кубанския, Черкеския, но и Колхидския и Морейския и Негромонтския, и брега Архипелажские, но притом могу сказать, и Сирийские и Египетские. Везде приносили с собою страх и любовь; страх противящимся, человеколюбие побежденным. Везде поставляли за собою трофеи торжественные: что место, то победа: что поле, то произрастение победоносных лавров. Возгласили славу миру и Днестр, и Днепр, и Буг, и Прут и Алута, и Ларга, и Кагул, и Дунай. Победоносную признали руку Хотин, Ясы, Букорест, Исмаил, Браилов, Журжа, Галац, Исакча, Килия, Гирсов, Бендеры, Перекоп, Керча, Яникул и Кафа, Модон и Корон, и Лакедемон, и весь усыпанный островами Архипелаг. Едва кто в такое время столько мест может перейти просто, сколько прошел воин наш препровождаем победами.

Неприятелю же не оставалось, как токмо обращать свой хребет, и всюду разносить стыд и немощь свою. Днестр ему стал тоже, что древле Египтяном чермное море: Хотин вострепетал и скрылся: Молдавия и Валахия простерли свои руки: Бендеры понесли мщение упорства своего: Дунай смешался с кровию неприятелей: ибо струи Ларги и Кагула наперед возвестили, и привели его в трепетное волнение. Крым ужаснулся от лица героев: Архипелажское море возгорело, и две противныя стихии соединились на истребление единаго неприятеля: чем явно доказалось, что равно нам как и суду Божию противно было его предприятие. Какое сокровище славы! о великих полученных добычах не говорю. Ибо воин наш с малым на сие взирает уважением. Единственно одушевлен он духом мужества и славы: или паче, единственно почитает себя орудием Господа сил, гордых низлагающаго, а уповающих на него прославляющаго.

Не может поистинне никакой язык, никакое слово довольно быти ко изъяснению и мужества воинства нашего и приобретенныя славы, и стыда и урона неприятельскаго, и Божияго к нам милосердия и видимаго защищения.

Видимаго, говорю, Божияго милосердия и защищения. Ибо вообразив кто толикия победы, на толиком числе мест весьма между собою отдаленных, и на земли, и на море, или паче сказать, на морях; мог бы не без основания подумать, что войска нашего были тысящи тысящь, и тьмы тем: особливо против таковаго неприятеля, который безчисленным множеством оружников своих мог хвалитися. Но напротив сбылося на нас самым делом оное Божие Израилю своему обетование: Един из вас поженет тысящу, и два тьмы.4 Менше двадесяти тысящь, о геройства безпримернаго! вступали в сражение с большим, нежели двух сот тысящь, числом, и одерживали верх с малейшим своим, но с величайшим неприятеля уроном. Подобно и Российский победоносный флот, хотя мужеством и великий, но числом противу неприятельскаго зело малый, обшед всю Европу, и взлетев в сердце неприятельския страны, противнаго ополчение, как древняго фараона со всадники и тристаты потопил в море, яко олово в воде зельней. Подобное было у обеих сторон ополчение, подобныя оружия, подобныя мышцы, подобная к победе стремящаяся мысль, хотя впрочем весьма неподобное было оружников и орудий число: но с стороны нашей поборствовал Господь сил, Бог ополчения Израилева. Он таковым же образом благоволил прославити нас, каким древле прославил вождя Израильскаго Гедеона воюющаго противу Мадиама и Амалика. И рече Господь к Гедеону: мнози людие, иже с тобою: сего ради не предам Мадиама в руку их, да не когда похвалится Исраиль противу мя, глаголя: собственная рука моя спасе мя.5 Кто возглаголет силы твоя, Господи!слышаны сотворит вся хвалы твоя!6 Сие Божие благоволение привлекала на нас теплейшая вера Благочестивейшия МОНАРХИНИ нашея. ОНА при действии всего благоразумия и истощеваемых подвигами силах Своих, в сокровенности сердца изливала пред Всевидящим источники слез, и сим то Божественным током напоенны возрасли оные нетленные лавры, коими днесь увенчанны главы победителей.

Так не должны ли мы со Ангелами воспеть: Слава в вышних Богу? Слава Божия безконечная умножена быти не может: но когда чтолибо делается необыкновенное и выше человеческих сил, то мы приходим в познание и удивление его совершенств, и падаем пред величеством престола его, повергая и венцы наши пред ним. И сию славу Божию никогда мы проповедывать не престанем: Выну хвала его пребудет во устех наших.7

Да и как не проповедовать? ибо по всех оных военных облаках и тучах возсияло наконец светлейшее вожделеннаго мира светило, И на земли мир. Все славнейшия победы не великим бы нам были утешением, естьлиб сего благословеннаго конца не достигли. Ибо слава побед миром увенчавается. Но притом паки сияние побед помрачалося бы, естьли бы все их действие кончилось миром не зело выгодным: то есть, престали бы воевать, но ничего бы не приобрели, или бы и искра войны на малое время скрыта была, но не совсем погашена. В таком случае и самыя славныя победы не много бы веселили нас.

Но якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его.8 Благословил он нас миром; но и миром славным, полезным и выгоднейшим. Славным: ибо оружие наше яко непобедимое приобрело себе почтительное у всех народов мнение, и тем слава ВЕЛИКАГО ПЕТРА не токмо не помрачилась; но и паче открылась. Ибо и последнее в сей день случившееся полному ЕЯ сиянию некоторое затмение, в сейже самый день Божественною судьбою отнято, и светило наше возблистало во всей красоте своей. Гордый неприятель смирен, и до таковаго приведен затруднения, что все предложения наши трепещущею принужден подписывать рукою. Где твоя, дерзновенный военнаго пламени возжигатель! похвала? Где гордаго духа надмение? Где алчная и несправедливая к пожрению народов стремительность? Где суетная на безчисленное оружников число надежда? Десница всесильная опровергла все сие великое мечтание. Да и все вкупе недоброжелателей наших ухищрения посрамились, и прежде, нежели могли уставить свои махинаменты, разрушенными их увидели. Таковая есть настоящаго мира слава! известно же, сколько она во всех делах действует, и самому мужеству спомоществует.

И естьли славу можно разделить с пользою, то мир нами приобретенный не славный токмо есть, но и полезный, да и едва ли бывый когда ему подобный. Границы не только остались в безопасности, но и знатно распространились. Оное безпокойное для нас Херсонесское гнездо в своих пределах уставлено, и хищных его птенцов летание удержано. Чернаго и белаго морей струи открылись нашему плаванию: чрез что не токмо к выгодной торговли с восточными, но свободнейшая и с Европейскими народами отверзлася дверь. Но что мню и вящше, на дерзновенную руку возложены аки всегдатния оковы, полезным для нас и для него воображением, что мы акибы всегда у него дома находилися: чрез что и к будущим каковым либо противным движениям пресечен случай. Единоверные же нам народы, по Бозе на нас упование свое возлагающие, честными снабдены кондициями, и сильным державныя России ограждены покровительством. И так на земли мир.

Не всуе же говорится: Мир на земли. Ибо все страны света на бывшия войны действия с великим взирали вниманием: и вся проницательных умов острота истощалася, какой всему тому воспоследует конец, и всяк свое, по мере понятия или страсти своея, делал заключение. Но как внезапу возгремела радостная мира труба: всех мысли не токмо доброжелательныя но и страстныя успокоились. И на земли мир, в человецех благоволение. И сия измена десницы Вышняго.9

Таковая и толикая получив благая от руки Господни, какое можем мы довольное принести благодарение неизреченному его к нам милосердию? какия возжжем жертвы? какое составим торжество? чем изъявим наш к нему усердный дух и благоговение? Поим Господеви: славно бо прославися. Помощник и покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю его. Десница твоя, Господи, прославися в крепости, десная твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы твоея стерл еси сопротивных. Господь сокрушаяй брани, Господь имя ему, колесницы Фараоновы и силу его вверже в море.10 Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля.11 Не бо мечем нашим возмогохом, и мышца наша не спасе нас: Но десница твоя, и мышца твоя, и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в нас.12 О Бозе похвалимся весь день, и о имени твоем исповемыся во век.13 Кто подобен тебе в бозех, Господи? кто подобен тебе, Дивен славно творяй чудеса?14 Восплещите вси руками, воскликните Господеви гласом радования.15 Услышите до последних земли и покаряйтеся, яко с нами Бог.16 Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою.17 Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь.18

       Но не довольно, о благословеннии отечества сыны! устами едиными и гласом воспевать благодеяния Божия: не довольно ко изъявлению радости нашея светлые возжигать огни. Надобно нам благодарность свою доказывать самим делом: хранением веры, исполнением заповедей Божиих, верностию и повиновением поставленной над нами от Бога Главе, и учрежденным от НЕЯ правительствам, соблюдением правосудия, братолюбием и взаимным доброжелательством. Ибо естьли верховный Судия столь великий оказал пример правосудия своего над языком восхотевшим брани: не убоимся ли мы нарушением правды и преданием неповинности привлекать на себя сию страшную Всемогущаго руку? Естьли он с самыми неприятели нашими благоволил примирити нас: то дерзнем ли мы завистию, злобою, хищением и ухищрениями друг друга угрызать, и во внутренности самыя утробы опаснейший возжигать пламень? Сей червь подедает краснейший цвет покоя общаго и тишины: и таковаго рода преступления привлекают гнев неизбежнаго небеснаго мщения.

А притом таковая свыше нам дарованная слава да не подвергнет нас искушению гордости, но паче смирим себе пред Богом: все дарованныя нам выгоды припишем единому его к нам милосердию: да не возмечтаем зело о совершенствах своих. Неиспытанны Вечнаго судьбы: Яко Бог судия есть:19 Гордым противится, смиренным же дает благодать.20

Таковым образом естьли мы всегда себя располагать будем: настоящее торжество приятно будет Царю царствующих: славу нашу умножит, мир утвердит, и на веки оный подпишет нетленным перстом своим.

Возторжествуйте убо во благознаменитый день сей, о победоноснии воины, мудростию военачальства и добродетелию повиновения и мужества препрославленнии! Прежде же всех ты, знаменитый времени нашего Герой, славою благоразумия и храбрости своея огласивший Дунайския брега! Избрание твое ВЕЛИКОЕ в свете МОНАРХИНЕЮ оправданно благопоспешным во всем предводительством твоим: и вернейшим мудрых ЕЯ наставлений исполнением достойно заслуживаеши любезное имя усерднейшаго сына отечества. О великия души военными подвигами неутомимыя! успокойте днесь храбрыя мышцы свои. Отрите славный пот покрывающий Марсовы чела ваши. Да отдыхает оружие увенчанное лаврами, и военный гром да пременится на сладостнейшее победныя песни восклицание. Собирайте приятнейшие плоды, возрастшие на полях орошенных дражайшею кровию вашею. Чем достойно возблагодарить вам может отечество ваше? жертва за него принесенная вами есть безценная: но и венцы украшающие главы ваши суть нетленны. Сего последняго человеческих желаний предмета, безсмертия имени, благополучно достигли вы. Отличное ВЕЛИКИЯ МОНАРХИНИ благоволение, славное сие заслуг ваших свидетельство опочивает на вас. Церковь же Божия, вашею по вере ЕЯ ревностию одолженная, не престанет призывать на вас все благословения небесныя.

Но естьли подвиги достойных членов отечества довольно восхвалены быть не могут: то какое слово, какой венец достоин ко увенчанию Августейшия Главы Твоея, ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШАЯ и Несравненная между обладателями земли МОНАРХИНЯ! Торжественнейшая Победительница и Истинная отечества МАТЕРЬ! Уже все страны света провозглашают славу Твою: все народы в Твоем правлении ублажают жребий наш. Естьли же отдаленнейшим жителям земли приятно зрелище добродетелей Твоих: нам осияваемым лучами Престола Твоего, нам имеющим счастие управляемым быть мудростию законов Твоих, каким радостным восторгом должно восхищаемым быть? Сие мужественное, победоносное воинство одушевляемо было великою душею Твоею. Воины Твои по различным местам были разделенны: но ТЫ всех их в мысли и сердце своем соединяла. Везде поспешали мудрыя наставления Твои, проницательныя распоряжения, и предохранения Матерния. К сохранению славы отечества неусыпный подвиг всегда орошал потом священнейшее лице Твое. О! колико крат притом вера Твоя восходила до небес, и преклоняла к себе управляющаго судьбами человеческими! живое ея действие самые ветры располагало к благопотребным для побед Твоих услугам.

Таковыми безпримерными благодеяниями одолженное отечество Твое, чем возможет засвидетельствовать усерднейшее благодарение свое ВЕЛИЧЕСТВУ ТВОЕМУ? Какой достойный принесем ТЕБЕ дар? Все соединенныя сынов отечества силы, сердца и гласы суть усерднейшая Тебе жертва, но неравная великим заслугам Твоим. Мы токмо в радости общей нашей днесь, все верноподданные Твои всякаго чина и состояния, приветствуем Священнейшее ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Твое с сим благословением Божиим, с сим Твоим особливейшим счастием, с сим славнейшим и полезнейшим миром: и призывая помощь Вышняго, желаем усерднейше, да время безпокойств Твоих и подвигов прочее награждено будет покоем и тишиною вся дни живота Твоего при радостном взирании на сию Августейшую и Любезную Двоицу, славы Твоея вернейших хранителей, и на народ Твой ТОБОЮ вечно осчастливенный. Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ, в Московском успенском соборе, Июля 10 дня 1775 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.