В неделю разслабленнаго

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ РАЗСЛАБЛЕННАГО.

Ежели всякий благочестия рачитель душевно утешается, когда слышит священный глас закона, которым всякая добродетель похваляется, и представляются примеры, коих или добродетель прославила, или вера их привлекла на них Божие благословение; ежели слышание токмо сего каждаго утешает, и заставляет прославлять пекущийся о роде человеческом промысл: то кольми паче должны мы с чувствительною радостию принимать, и проповедывать благодать Божию, когда то и самым делом видим исполняемое теми, кои, слушая гласа Божия, добродетелию не токмо украшают себя, но сладкими ея плодами питают и других. Ныне чтенное Евангелие представляло нам разслабленнаго человека сугубо нещастнаго. Лежал он на одре болезни тяжкия чрез тридесять и осмь лет, и естьли различался от умерших, то тем токмо, что имел дыхание, и мог чувствовать всю жестокость своего бедствия. Но горесть скорбящия души не менее терзала сердце его, как и самый недуг. Видел он других омывающихся в водах, и исцелевающих от немощей: видел отходящих здравыми тех, кои с ним в томже месте слежали; видел и себе врачевство предлежащее: но не мог простерть руки, ни стать на ногах, чтоб воспользоваться оным. Потребен был чувствительный человек, который бы мог его внести в возмущенную купель. Но прошло десять, двадесять, прошло уже тридесять и осмь лет, однако нещастный сей не нашел трогающагося человечеством человека, доколе пришедый, взяти немощи на себе, милосердием своим на него не призрел.

А из сего примечать надобно, 1.) милосердие Избавителя, который всю славу, не так как потентаты земные поставляют в строении домов или городов, в побеждении многих стран, во удивлении помпами людей, в тленном великолепии, и во всем внешнем блистании, но в том поставлял, чтоб благодетельствовать роду человеческому, помогать бедным и снизходить до последнейших и почитаемых презренными.

2.) Развратность людей века того, которые с такою холодностию взирали на страждущих людей, и никаковаго об них призрения не делали, как то доказывает нынешний разслабленный: человека не имам.

Таковое нарекание и стыд покрыли бы и наш век, естьли бы к прославлению времен наших не видели мы пред очами своими, по точному Духу евангельскому, учрежденное священное место сие, к призрению и излечению немощных людей таковаж рода, как и ныне поминаемый разслабленный.

Дражайшая душа Всероссийскаго НАСЛЕДНИКА, человеколюбием исполненная, основала сию, могу сказать, Иерусалимскую священную купель.

Иерусалимскую купель, говорю: ибо зрите великое сходство между сим страждущих людей пристанищем, и Иерусалимскою купелию.

Купель во Иерусалиме была сделана для того, чтоб приносимыя Богу животных жертвы во оной были измываемы.

Сие место Всероссийский НАСЛЕДНИК Наш благоволил основать, когда по одержимой ЕГО болезни получил ко общей всея России радости облегчение: почему вдохновением Божиим заблагоразсудил принести за оное врачу душ и телес благодарственную жертву, да и жертву всех жертв дражайшую, а имянно: учредить сие место для излечения больных: милости бо Бог хощет, а не жертвы: и дабы приносимая ИМ жертва была пред очами Божиими чиста и непорочна, то заблагоизобрел, чтоб, как в той Иерусалимской купели, так и в сем месте страждущие болезньми были прежде измываемы водою излечения от обдержащих их болезней.

И как в купели Иерусалимстей слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих: так и в сие священное место приемлются различными страждущие болезнями, без различия чина и состояния: а едино токмо во всех уважается человечество.

Купель Иерусалимская пять притворов или устиев имела, которыми истекала цельбоносная оная вода: так и сие место всегда охраняемо есть пятию добродетелями, а имянно: человеколюбием, призрением, или хождением за больными, питанием, одеванием и излечением.

Как в купель Иерусалимскую всякое лето схождаше Ангел Божий, и возмущением воды вливал в нее силу целительную: так и сие место посещает, яко Ангел Божий, Дражайший НАСЛЕДНИК Наш, уделением от своего содержания немалаго снабдения, и тем подает с помощию Божиею, силу, болезни призираемых здесь исцеляющую.

Но при сем, купели Иерусалимской и бывшаго в ней чудеснаго исцеления с сим местом сходстве, примечается нечто и превосходнейшее.

Там каждое лето един токмо человек исцеляем был: а здесь каждый год многочисленные больные получают исцеление: с начала же сего святаго учреждения и зело многочисленные вышли здравы, каковым недугом одержимы ни были, ходя и скача и хваля Бога, и Великаго Благодетеля своего.

А при том там было действие Бога словом вся исцеляющаго: здесь же есть дело человека Богу подражающаго.

И потому при таковом святом учреждении немощные наши не могут говорить: Человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель:1 Человека не имам, который бы меня призрел, который бы меня с одра поднял, чтоб к ранам моим приложил пластырь, чтоб горящие уста прохладил питием, чтоб страждущее тело одеянием прикрыл, или подал бы отраду утешительным словом.

Нет! не говорите сего, вы несчастливые! есть Человек: имеете вы Человека: имеете, Который в естестве человеческом имеет душу онаго Ангела целителя, Достойнаго Великия ЕКАТЕРИНЫ СЫНА, и ЕЯ человеколюбия Истиннаго Подражателя.

Что же мы, истиннаго благочестия хранители, к собственной пользе своей при сем примечать одолжаемся?

Подражать сему великому человеколюбия примеру, к бедным, а особливо с различными болезньми борющимся должны быть сострадательны и милостивы, не жалея для сего богоугоднаго дела ни трудов своих ни иждивения.

Сего требует А:) самое человечество. Ктоб сколько жестокосерд ни был, естественною трогается жалостию смотря на таковых. Что же сия жалость? есть глас Божий к милосердию нас увещавающий.

Жалость же сия не состоит в одной только жалости, но требует действительнаго несчастному вспомоществования. Ибо аще кто скажет бедствующим: Идите с миром, грейтеся, и насыщайтеся, не даст же им требования телеснаго, кая от того польза страданию и горести их?2

В:) Требует взаимная надежда, чтоб и нам в подобных случаях не быть оставленным и презренным. Ибо и мы человеки; и наше состояние тысяще внезапных злоключений открыто. Един несчастный удар все здание нашего благоденствия может испровергнуть: едина минута делает то, чего мы в течении многих лет ниже воображали. Так надобно опасаться, чтоб еюже мерою мерили мы другим, не возмерилось и нам, чтоб впадшим в немощь и болезнь не испить туюже горестную презрения и бедности чашу, которую от нас ближние наши пить были принуждены. Суд бо без милости не сотворшему милости.3

Г:) Требует самое законное даннаго нам от Бога имения употребление. Ибо по пристойном нас и фамилии нашей содержании на что святее употребить оное можем, как не на снабдение в болезненном страдании сущих людей и всякия помощи лишенных? можем ли по совести употреблять оное на излишние уборы, на драгоценныя ествы и напитки, на уборы коней и колесниц, на излишнее число содержащихся служителей, а тем менше на игры карт употреблять, когда такие жалостные предметы пред очами нашими предлежат? Естьлиб мы о сем чаще себе представляли: не оставила бы в том нас совесть наша изобличать, и покрывать нас стыдом и срамотою.

Д:) Требует сего сам Бог. Будите милосерди, говорит Христос Господь, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть:4 и призрение оказываемое страждущим в болезнях вменяет себе: Болен бех, и посетисте мене. И, еже сотвористе единому сих малых, мне сотвористе.5

Да и самыя наши молитвы и служения не иначе приемлет Бог, разве когда на сем основании будут приносимы. Милости хощу а не жертвы.6 Что поститеся, аще в судех и сварех поститеся?Не сицеваго поста аз избрах, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен. Не таковаго поста аз избрах, глаголет Господь, но разрешай всяк союз неправды, раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя.7

Когда же столь сильныя обязательства на нас человечество, совесть и Бог возлагает, чтоб быть человеколюбивыми: то да потщимся сею Божественною добродетелию украшать себя. Да будем подражатели Основателю благодетельнаго места сего, и тем да будем Ему в сем святом деле споспешниками.

Вы же, почтеннейшие и благочестивые благословеннаго места сего блюстители и надзиратели! сие вверенное вам звание почтите спасительным средством к приобретению вам благодати Божия, собственнаго совести вашей удовольствия, и справедливыя от высокаго сего места Основателя за труды ваши похвалы и благодарности.

А вы, болезнями страждущие, и в сем пристанище призираемые! сносите посещение Божие с великодушием и терпением: приносите Богу благодарственныя молитвы о целости здравия Великаго Благотворителя Вашего чрез всю жизнь вашу; а притом по излечении помните, что и вам, якоже ныне разслабленному, глаголет Бог: Се здрав был еси, ктому не согрешай.8

Обще же вси воздев руки наши, принесем молитвы всеблагому Богу, да низпосылает всегда Ангела своего на место сие, изливая на оное целительную силу свою: да сохраняет всегда дражайшее здравие Любезныя МАТЕРИ отечества и Возлюбленнаго СЫНА ЕЯ с Дражайшею СУПРУГОЮ: и тем да прославляет сей Царствующий град, чем прежде хвалился Иерусалим. Аминь.

Сказывано в Павловской больнице, в неделю разслабленнаго.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.