В день Святаго Димитрия Царевича

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТАГО ДИМИТРИА
ЦАРЕВИЧА.

Содетель твари и насадитель естества, благотворя нам в сие благоприятное весны время, возродил все растения, покрыл землю зеленеющим злаком, и различными цветами оную украсил; да уверит нас чад своих, яко благ, яко в век милость его. Тот же благодетельствующий Бог, яко глава церкве, слава мучеников и покровитель благословеннаго Христианства в присноцветущем церкве своея вертограде настоящим празднованием произрастил пред очами нашими благороднейшую от царскаго корени произшедшую ветвь, Благовернаго Царевича Димитриа: и сия краснейшая ветвь цветом непорочности своея и благоуханием чудес, имиже Бог оную прославити благоволил, услаждает священные соборы церкве всероссийския.

И как плодоноснейшим растениям и краснейшим цветам по уставу естества обыкновенно бывает, что когда зимнее наступит время, и северные возвеют ветры, тогда они от зелености своей обнажаются, и лишаются красоты своей; но наступившей весне аки из мертвых воскресают, и в большей открываются славе: подобно нечто по неиспытанным судьбам Божиим случилось и с прославляемою нами днесь ветвию Царскою. Злохищная рука в самом ея цвете оную увядила, и покрыла все отечество наше печальнейшею лютейшия непогоды нощию, и бурным ея дыханием едва не разсеяла все части благоустроеннаго России здания. Но наказуя наказа ны Господь, смерти же не предаде нас.1 По оной буре паки возсияла благоприятнейшая тишина: священный дом России паки востал, возвысил главу свою до звезд, и пролитая кровь праведника сего воплем своим восходящим до небес исходатайствовала злоковарным праведное отмщение, а отечества и веры любителям благословение и вечное прославление.

Подробнейшее сея в Российской истории епохи изъяснение оставляю тем, которые особливо время свое и таланты посвятили изследованию дел, событий, приключений и следствий открываемых в течении правления государств. Наша должность есть духовная и пастырская. Она требует от нас входить в таковые случаи с тем только примечанием, чтоб из них заключать пристойныя нравоучения, дабы видя счастливые добродетели успехи возбуждать всякаго к честности; а усматривая тщетность порочных и зловредных намерений, представлять порок ненавистным и всякаго проклятия достойным.

Что же мы из настоящей празднуемаго нами Благовернаго Царевича истории к пользе своей примечать одолжаемся?

Вопервых общее благо предпочитать своему. Естьлиб человек находился, как говорят, в естественном состоянии, то есть, никаковаб с другими союза не имел; тогдаб он без предосуждения внимание свое обращать мог на себя одного: но когда он находится в состоянии общежительственнаго союза; то уже должен желания свои, намерения, слова и дела наклонять не к пользе единственно своей, но паче к пользе общественной. Ибо он в сем разсуждении есть часть, а свойство части есть себя располагать к сохранению целаго состава: он в сем разсуждении есть член, а свойство члена есть себя располагать к благосостоянию всего тела.

Положив сие основание, и видно, что когда человек мысли свои и дела располагает единственно занимая себя самим собою, не уважая союза, в котором он вмещен: тогда он не только разстроивает твердость общаго здания, но тем самим и свою теряет пользу. Ибо возможно ли, чтоб при разстройстве состава часть осталася твердою в своем положении? чтоб при разрушении тела член остался без сострадания, или и без истребления? никак. Такой худо управляемой человек в то самое время, когда он мнит свою наибольшую обрести пользу, идет противу себя самого, и не примечая сам вредит самому себе.

А из сего прямо следует, что должны положены быть справедливыя границы самолюбию человеческому. Ищи всяк пользы своей, прибытка своего: сие есть безгрешно. Но притом с великим вниманием разсматривай, не будет ли то с нарушением справедливости, не клонится ли то к явной обиде и раззорению других, не выходит ли из того подрыв пользы общества, котораго ты и сам член. Естьли так: удержи стремление желания своего: не дерзай отягощать совести своей. Ибо таковым образом приобретаемая корысть есть неблагословенная, безчестная и пагубна тебе самому. Лучше и полезнее в таком случае понести некоторой урон: ибо сохраненная чрез то целость общественной пользы тебя довольно вознаградит. Чем? Похвалою добраго гражданина, именем справедливаго мужа, собственным удовольствием совести твоея, невидимым благословением Божиим, а притом и другими временными выгодами: ибо добродетель есть основание счастия.

Когда кто таковым образом поступает: сей-то прямо понимает, что есть честность. Ибо она по настоящему разуму не в ином чем состоит, как в знании удерживать сердце свое от всякаго стремления против справедливости. И с нею-то прямо сопряжена и честь; да не токмо сопряжена, но и точно состоит она в сохранении честности. Как бы кто о ней ни разсуждал, но не может она заключиться в одном наружном сиянии, естьли внутренность душевная не осиянна лучем солнца правды.

Твердо есть слово Божие и всякаго приятия достойно, яко никтоже приемлет честь, токмо званный от Бога.2 Что же есть звание Божие, и каковым образом призывает Бог? Когда кто всеми силами и при всяком случае тщится доказать свое безпристрастие, верность и справедливость, и дарованные от Бога себе таланты прилежанием своим усугубляя употребить их в общую пользу; и когда на таковаго мужа воззрит законная власть, и назначает ему пристойную должность: сие есть звание Божие, сего призывает Бог. Но когда кто не имеет дарований, или и имея погребает их в земле нерадения; однако тем не меньше всякими сторонними и безчестными образы проискивает себе должности, которую понести не может, разве со вредом других; проискивает себе чести, которую сберечь не умеет: таковый хотяб каковым случаем и получил что, но не по званию Божию; хотяб и достиг чести, но не есть зван от Бога, и таковая честь не есть честь. Ибо никтоже приемлет честь, токмо званный от Бога: и не входяй дверми, по Христову словеси, но прелазяй инуде, тот тать есть и разбойник, а токмо входяй дверми, сей пастырь есть овцам.3

Таковое разсуждение основанное на истинне и слове Божии тем больше в памяти и сердце всяк углубить должен, что оно есть твердым основанием счастия каждаго и благосостояния общественнаго.

Особливо, что сие же разсуждение наше, кажется, утверждает и Божественный глас, исходящий из священныя раки сея. Не слышим ли, что он во уши наши вопиет? будите верные закона хранители и усердные любители отечества: блюдитеся, да не како страсть отвлечет вас от стези истинны, и заведет в пути непроходимы. Не мните, акибы добродетель когда постыдитися могла, или бы порок избежал праведныя руки мщения. Есть Всевидящий праведно управляющий светом: Ищите прежде царствия Божия и правды его: а протчая вся приложатся вам.4

Но О блаженнейшая душа, с нами здесь святым телом пребывающая! воззри с горних мест на отечество Твое: прошли несчастия: прошли бури: царствует в нем мир и тишина. Любезная Тебе страна процветает славою и великолепием. Престолом Тебе принадлежавшим управляет Благочестивейшая Сродница Твоя, мудростию, человеколюбием и всеми царскими дарами Преукрашенная, САМОДЕРЖАВНЕЙШАЯ ЕКАТЕРИНА. Се предстоит ОНА со благоговением священному гробу Твоему! предстоит вкупе с НЕЮ и Дражайший Всероссийский НАСЛЕДНИК, родством с Тобою Соединенный, а добродетелию Подобный Тебе, и с Любезнейшею и Благоверною СУПРУГОЮ Своею. Испроси у престола Величества Божия милосердое его покровительство на любезное отечество Твое, да царствует всегда в нем благоустройство, мир и тишина, и тем да умножатся блаженство наше и райския радости Твои. Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ в Архангельском Катедральном Соборе, Маия 15, 1775 года.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.