В день Святаго Димитрия Царевича

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТАГО ДИМИТРИА
ЦАРЕВИЧА.

Содетель твари и насадитель естества, благотворя нам в сие благоприятное весны время, возродил все растения, покрыл землю зеленеющим злаком, и различными цветами оную украсил; да уверит нас чад своих, яко благ, яко в век милость его. Тот же благодетельствующий Бог, яко глава церкве, слава мучеников и покровитель благословеннаго Христианства в присноцветущем церкве своея вертограде настоящим празднованием произрастил пред очами нашими благороднейшую от царскаго корени произшедшую ветвь, Благовернаго Царевича Димитриа: и сия краснейшая ветвь цветом непорочности своея и благоуханием чудес, имиже Бог оную прославити благоволил, услаждает священные соборы церкве всероссийския.

И как плодоноснейшим растениям и краснейшим цветам по уставу естества обыкновенно бывает, что когда зимнее наступит время, и северные возвеют ветры, тогда они от зелености своей обнажаются, и лишаются красоты своей; но наступившей весне аки из мертвых воскресают, и в большей открываются славе: подобно нечто по неиспытанным судьбам Божиим случилось и с прославляемою нами днесь ветвию Царскою. Злохищная рука в самом ея цвете оную увядила, и покрыла все отечество наше печальнейшею лютейшия непогоды нощию, и бурным ея дыханием едва не разсеяла все части благоустроеннаго России здания. Но наказуя наказа ны Господь, смерти же не предаде нас.1 По оной буре паки возсияла благоприятнейшая тишина: священный дом России паки востал, возвысил главу свою до звезд, и пролитая кровь праведника сего воплем своим восходящим до небес исходатайствовала злоковарным праведное отмщение, а отечества и веры любителям благословение и вечное прославление.

Подробнейшее сея в Российской истории епохи изъяснение оставляю тем, которые особливо время свое и таланты посвятили изследованию дел, событий, приключений и следствий открываемых в течении правления государств. Наша должность есть духовная и пастырская. Она требует от нас входить в таковые случаи с тем только примечанием, чтоб из них заключать пристойныя нравоучения, дабы видя счастливые добродетели успехи возбуждать всякаго к честности; а усматривая тщетность порочных и зловредных намерений, представлять порок ненавистным и всякаго проклятия достойным.

Что же мы из настоящей празднуемаго нами Благовернаго Царевича истории к пользе своей примечать одолжаемся?

Вопервых общее благо предпочитать своему. Естьлиб человек находился, как говорят, в естественном состоянии, то есть, никаковаб с другими союза не имел; тогдаб он без предосуждения внимание свое обращать мог на себя одного: но когда он находится в состоянии общежительственнаго союза; то уже должен желания свои, намерения, слова и дела наклонять не к пользе единственно своей, но паче к пользе общественной. Ибо он в сем разсуждении есть часть, а свойство части есть себя располагать к сохранению целаго состава: он в сем разсуждении есть член, а свойство члена есть себя располагать к благосостоянию всего тела.

Положив сие основание, и видно, что когда человек мысли свои и дела располагает единственно занимая себя самим собою, не уважая союза, в котором он вмещен: тогда он не только разстроивает твердость общаго здания, но тем самим и свою теряет пользу. Ибо возможно ли, чтоб при разстройстве состава часть осталася твердою в своем положении? чтоб при разрушении тела член остался без сострадания, или и без истребления? никак. Такой худо управляемой человек в то самое время, когда он мнит свою наибольшую обрести пользу, идет противу себя самого, и не примечая сам вредит самому себе.

А из сего прямо следует, что должны положены быть справедливыя границы самолюбию человеческому. Ищи всяк пользы своей, прибытка своего: сие есть безгрешно. Но притом с великим вниманием разсматривай, не будет ли то с нарушением справедливости, не клонится ли то к явной обиде и раззорению других, не выходит ли из того подрыв пользы общества, котораго ты и сам член. Естьли так: удержи стремление желания своего: не дерзай отягощать совести своей. Ибо таковым образом приобретаемая корысть есть неблагословенная, безчестная и пагубна тебе самому. Лучше и полезнее в таком случае понести некоторой урон: ибо сохраненная чрез то целость общественной пользы тебя довольно вознаградит. Чем? Похвалою добраго гражданина, именем справедливаго мужа, собственным удовольствием совести твоея, невидимым благословением Божиим, а притом и другими временными выгодами: ибо добродетель есть основание счастия.

Когда кто таковым образом поступает: сей-то прямо понимает, что есть честность. Ибо она по настоящему разуму не в ином чем состоит, как в знании удерживать сердце свое от всякаго стремления против справедливости. И с нею-то прямо сопряжена и честь; да не токмо сопряжена, но и точно состоит она в сохранении честности. Как бы кто о ней ни разсуждал, но не может она заключиться в одном наружном сиянии, естьли внутренность душевная не осиянна лучем солнца правды.

Твердо есть слово Божие и всякаго приятия достойно, яко никтоже приемлет честь, токмо званный от Бога.2 Что же есть звание Божие, и каковым образом призывает Бог? Когда кто всеми силами и при всяком случае тщится доказать свое безпристрастие, верность и справедливость, и дарованные от Бога себе таланты прилежанием своим усугубляя употребить их в общую пользу; и когда на таковаго мужа воззрит законная власть, и назначает ему пристойную должность: сие есть звание Божие, сего призывает Бог. Но когда кто не имеет дарований, или и имея погребает их в земле нерадения; однако тем не меньше всякими сторонними и безчестными образы проискивает себе должности, которую понести не может, разве со вредом других; проискивает себе чести, которую сберечь не умеет: таковый хотяб каковым случаем и получил что, но не по званию Божию; хотяб и достиг чести, но не есть зван от Бога, и таковая честь не есть честь. Ибо никтоже приемлет честь, токмо званный от Бога: и не входяй дверми, по Христову словеси, но прелазяй инуде, тот тать есть и разбойник, а токмо входяй дверми, сей пастырь есть овцам.3

Таковое разсуждение основанное на истинне и слове Божии тем больше в памяти и сердце всяк углубить должен, что оно есть твердым основанием счастия каждаго и благосостояния общественнаго.

Особливо, что сие же разсуждение наше, кажется, утверждает и Божественный глас, исходящий из священныя раки сея. Не слышим ли, что он во уши наши вопиет? будите верные закона хранители и усердные любители отечества: блюдитеся, да не како страсть отвлечет вас от стези истинны, и заведет в пути непроходимы. Не мните, акибы добродетель когда постыдитися могла, или бы порок избежал праведныя руки мщения. Есть Всевидящий праведно управляющий светом: Ищите прежде царствия Божия и правды его: а протчая вся приложатся вам.4

Но О блаженнейшая душа, с нами здесь святым телом пребывающая! воззри с горних мест на отечество Твое: прошли несчастия: прошли бури: царствует в нем мир и тишина. Любезная Тебе страна процветает славою и великолепием. Престолом Тебе принадлежавшим управляет Благочестивейшая Сродница Твоя, мудростию, человеколюбием и всеми царскими дарами Преукрашенная, САМОДЕРЖАВНЕЙШАЯ ЕКАТЕРИНА. Се предстоит ОНА со благоговением священному гробу Твоему! предстоит вкупе с НЕЮ и Дражайший Всероссийский НАСЛЕДНИК, родством с Тобою Соединенный, а добродетелию Подобный Тебе, и с Любезнейшею и Благоверною СУПРУГОЮ Своею. Испроси у престола Величества Божия милосердое его покровительство на любезное отечество Твое, да царствует всегда в нем благоустройство, мир и тишина, и тем да умножатся блаженство наше и райския радости Твои. Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ в Архангельском Катедральном Соборе, Маия 15, 1775 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.