В неделю мясопустную

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ.

Когда уже приближается святый пост, оное, то есть, время, в которое всяк в самаго себя взойти и совесть очистить особливо обязан: тогда церковь святая весьма благовременно уставила, на память нам привести оный суд, пред коим все имеют предстать и оправдиться, или осудиться в делах своих пред Судиею живых и мертвых. О день, всегдашняго нашего размышления достойный! О час решительный судьбы нашей на всю вечность! Чия мысль и сердце страхом и ужасом не исполнится, предстать пред земнаго Судию, окруженнаго всеми знаками судейския власти, предстать же к ответу в деле, в котором и совесть зазирает, и лице бледнеет, и очи смущаются, и во устах глас прерывается, и свидетели уличают, и обстоятельства дела убеждают: в таком, говорю, положении пред земнаго Судию не льзя предстать без трепета, и почти без памяти самаго себя. Что же сказать мы можем о том действии, в котором вся вселенная имеет предстать пред осияваемый светом вечным престол, окруженный тьмами ангельских сил, пред Судию испытующаго сердца и утробы: да и предстать, чтоб дать отчет во всех не делах токмо, но и в словах, и в самых сокровенных мыслях бывших чрез всю жизнь нашу. Какими очами воззрим мы на таковаго Судию? что произнесут уста наши? в каком движении будет дух? что почувствует в себе совесть? Издалека богодухновенные мужи предусмотря сей день вопили: Господи! услышах слух твой, и убояхся, разумех дела твоя, и ужасохся:1 Не вниди в суд с рабы твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый.2

Но как сию имеющаго быть последняго суда историю возвещает нам Евангелие, то есть, книга благия вести: то и не льзя оный суд так назвать страшным, чтоб он в некотором разуме не был и радостным и вожделенным. Где есть правосудие; там есть осуждение винным, но и оправдание и награждение невинным: где же есть правосудие милосердием растворенное; там есть надежда прощения и снисхождения и для грешников кающихся. Почему и почитаю за полезное в краткости изъяснить, что оный суд последний будет и страшен и вожделенен: дабы совести ожесточенныя страхом суда умягчить, унывающия возставить, а добродетельныя утешить.

Суд Божий последний вопервых страшен будет для тех, которые прежде того суда не делают суда сами себе. Что значит сие? А сие значит то, что совесть в нас имеет некоторый образ того престола, который в последний день будет местом Судии вселенныя. Она разбирает наши дела, разсматривает, судит: одни осуждает, другия похваляет: за одни увеселяет, за другия безпокоит, терзает и мучит. Естьли кто так позабыл сам себя, что в сие внутреннее судилище редко себя вводит, или еще и совесть свою пороками усыпил так, что уже она между добрым и худым и разобрать не может, то есть, добра не понимает, а худо за добро приемлет: тому последний суд Божий будет страшен, да и тем более страшен, чем он будет для него внезапнее и нечаяннее. Ибо подумайте, когда человек ни мало о делах своих не размышлял, различия их не знал, пороки почитал добродетелями, а страсти своим удовольствием, судии никакого не воображал, и дать отчет в своих делах никогда себя не готовил: подумайте, естьли при таковом положении внезапу отверзутся небеса, возсияет молния от восток, и достигнет до запад, поставится престол, сядет Судия, от лица котораго горы трепещут, и холми тают, разгнутся книги, в коих все те дела, о коих он думал, что они от всех сокровенны, откроются, и огненная река клокочущи разлиется, всем тварям на сие действие зрящим в великом молчании: в какой страх и ужас таковыя совести человек при сем должен притти; того ни мысль понять, ни язык изъяснить не может.

Но тот же самый суд для тех будет не столь страшен, которые того суда, какбы некоторую, просто сказать, пробу уже многократно делали в самих себе: то есть, в себе самих поставляли судилище, совесть безпристрастную сажали на нем судиею, представляли самих себя связанных узами сердечнаго раскаяния, сами себя вопрошали, сами отвечали, сами на себя приговор делали, сами себя осуждали: для чего? Яко да ты Господи! оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Тебе.3 Таковой суд предваряет оный страшный суд, и Судию его на милость преклоняет. Ибо чем чаще кто таким образом сам себя судит; тем более очищает себя от грехов, и страстей силу ослабляет: и потому за подвиги свои награждения, за покаяние же милосердаго прощения во оный страшный день ожидать дозволяет ему благодать Евангельская.

Суд оный Божий последний страшен будет для нераскаянных грешников. Кто преступает закон, да еще и хвалится в похотех души своея, то есть, который делает насилие совести, презирает Евангелие, ни чему не верит будущему, все священное вменяет за пустое, на глас зовущаго к покаянию отзывается с ругательством, говоря: что за покаяние, что за исповедь, что за суд? все сие пахнет баснею. Будущее не известно: настоящее наше. Жизнь надобно провождать с веселием, и никакова не опускать случая ко удовольствию склонностей нам врожденных. Как таковой род людей управляет себя одним страстей стремлением, и никакого святаго закона поступкам своим не предполагает: то по тому и падет на них всею своею тягостию оное страшное изречение. Елицы без закона согрешиша, без закона и погибнут.4

Но тот же самый суд не столь страшным будет для грешников кающихся. Весть человеколюбивый Господь человеческаго существа немощь: ибо милостиво сам в него облекся, и все онаго немощи сам на себе понесть благоволил: Не имамы судию немогуща спострадати немощем нашим:5 в нем же бо искушен был, может и искушаемым помощи.6 И для того прибегать надобно к покаянию, яко к священному якорю. Седмижды в день падая, но седмижды же в день надлежит и воставать исповедатися имени Господню. Евангелие нам в сем случае представляет примеры утешительнейшие. Мы в нем видим мытарей оправдаемых, блудниц в слезах разрешаемых, разбойников гласом покаяния путь себе в небо отверзающих, гонителей в лик апостольский причисляемых. Все сие грешная душа да приимет себе во уверение, что и покаяние есть спасительно, и судия на сердечное грешника умиление милосердием преклоняется, и огненная страшнаго суда его река погашается слезами покаяния. И по тому-то святый Амвросий умирая свободно мог сказать: Не боюся умереть, яко имам благаго Господа.

Оный Божий последний суд будет страшен для мнимых праведников. Хотяб кто был и добродетелен: но естьли о том высокомудрствует, разрушает всю добродетели храмину. Гордость и пред очами человеческими есть несносна; и естьлиб кто сам начал своими делами хвалиться, хотяб он и правду говорил, слух наш отвращает: то что надобно сказать о тех, которыеб дерзнули такую самохвальства суету открывать пред Сердцеведцем? Сему яснейшим примером есть безумный Фарисей, который хотя и стяжал некоторыя добрыя дела, но когда пред лицем Бога отважился ими хвалиться, сниде осужден в дом свой, говорит Евангелие.7

Но тот же Божий суд будет снисходительнее для сокрушеннаго и смиреннаго сердца. Евангельскою истинною просвещенный ведает, что все наши добрыя дела или недостаточны, или смешаны с пороками, или суть действие благодати Божия, а не плод сил наших. Что бо имаши, говорит Апостол, чтоб ты не принял? аще же приял еси, что хвалишися, какбы не приимал?8 и по онаго же Апостола учению: Мы, без благодати Божия, и помыслити что доброе от себе яко от себе не можем, но довольство наше есть от Бога.9 Сие разсудив, нельзя нам пред страшный суд предстать, разве с глубочайшим смирением и унижением самих себя, сердцем и устами исповедуя пред ним: Праведнейший и человеколюбивейший Судие! се предстоит пред Тобою грешник, делами своими оправдитися не могущий. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну:10 аще что и благо сотворих, сие есть плод благодати Твоея, а не сил моих. Аще осудиши мя, со благоговением почитаю Твое правосудие: аще же удостоиши мя милостиваго оправдания, благословлю милосердие твое, на всяко время, выну хвала твоя пребудет во устех моих.11 Таковое грешника признание привлечет к себе оныя Богом чрез Пророка изреченныя слова: На кого воззрю; токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих?12

Оный последний Божий суд будет страшен для мучителей, грабителей и раззорителей. Тогда пред лицем всея вселенныя, пред самыя очи их представлены будут те слезы, которыя проливали ими обиженные; те вопли, кои на них произносили ими разоренные; те грабежи, коими они других насильствовали до последния наготы; те мучения, коими они подобных себе людей тела яко звери терзали; та кровь, которую они неповинно проливали. По представлении всего сего пред очи их, и по заключении приговора от вечныя правды, причислятся таковые к тем нечистейшим духам, коих злобе они подражателями были.

Но тот же самый суд будет утешителен для страдавших здесь неповинно. Ибо они и ныне из-под олтаря благоутробия Божия непрестанно вопиют: Доколе, доколе, Господи! не мстиши?13 Но в тот общаго суда день слезы их отрутся, излечатся раны, пострадавшее тело возсияет яко солнце, руки исполнятся богатства вечных благ, дух их успокоится: ибо един будет дух с Господем. И тогда-то исполнится оное Давидово слово: Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника. И речет: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.14

Все сказанное нами углубив в памяти, потщимся, благочестивые Христиане, за благовременно ко оному суду покаянием приуготовлять себя, да не внезапу постигнет нас день той. Се время благоприятное поста, се день спасения приближается. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы и безчинствы,15 как обыкли мы не христиански, а язычески сию святую седмицу провождать, но паче воздержанием, молитвою, благоговением, любовию и милостынею, якоже подобает святым. Все сие есть удобнее, нежели как слабость наша нам представлять обыкла. Мы между нами найдем тому святые примеры. Имеет Бог всегда избранных своих. Се и сия благочестиво успшая раба Божия Фотиниа16 заслуживает подражание наше. Истинная дщерь церкве шествовала по стопам Господним непорочно. Жизнь ея была упражнение благочестия и добродетели: а смерть преставление к тому, котораго любовию душа ея всегда была воспаленна. Почему и взошла днесь в радость воскресения праведных. Естьли и мы будем благочестия и добродетели хранители: то и здесь поживем в спокойствии духа, и там со всеми праведными благословеннаго жребия сподобимся. Аминь.

Сказывано в Москве в Донском монастыре 1777 года Февраля 19 дня.



Оглавление

Богослужения

28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.