В день Святителя Николая

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ.

Празднуем мы днесь, благословеннии Христиане! день посвященный угоднику Божию, святителю Николаю, который совершил подвиг свой благополучно, и достиг тихаго и вечнаго в недрах Божиих пристанища. Празднуя же принесем благодарение дивному во святых и прославляющему угодники своя Богу. Ибо сие есть яснейшее промысла его о нас доказательство, что он представляет нам к подражанию примеры таковых, которые были нам подобострастны, и тояже с нами участны были немощныя плоти: но когда произволение свое соглашали с руководством прямыя совести и закона Божияго, то стали они победителями страстей, и благоуханием добродетели своея все века наполнили.

Мы благоговеем пред величеством Божиим, и повергаем себя пред ним, ведая, что его слава и совершенства суть для нас бездна, в которой мы, малейшая тварь, погружаемся, и яко ничто становимся. Ибо и весь мир пред ним, по глаголу Пророка Божия, есть яко капля канувшая из Окиана: и святейшие жизнию мужи исповедалися пред ним, яко суть земля и пепел.1

Почему хотя он и повелевает нам в законе своем: Будите совершени, якоже и Отец ваш небесный совершен есть:2 но воля твоя, великий Боже! можем мы пред тобою трепещущим и немощным гласом исповедать: яко совершенства твои суть безконечны, и потому нам земнородным неподражаемы.

Но сие извинение должно уже постыдиться, когда сей неподражаемыя святости Бог при торжественных церкве своея празднованиях представляет нам к подражанию таковых же людей, каковы и мы, тем же страстям, немощам и искушениям подлежавших.

Ибо все святые, коих имена мы с любовию воспоминаем, тогоже с нами были естества, и следовательно тот же полк страстей востающий на себя видели: но, когда управляли себя благоразумием и честностию, то все стрелы лукаваго разжженныя удобно угасить могли.3

И как желательно нам бывает знать, каким врачевством исцелился тот, о котором знали бы мы, что он трудною и почти неизлечимою одержимь был болезнию: так подобно, мню, заслуживает внимание, или хотя любопытство наше, каким образом прославленные святостию мужи прешед огнь страстей без опаления, и воду напастей без потопления, дошли в покой свой?

Каковым же образом?

Во первых всегдашним закона Божия памятованием. С младых лет, с самаго младенчества мысль свою тщались просвещать познанием тех правил, которыя точное между добродетелию и пороком показывают различие. Сим с млеком питалися, с сим возрасли, с сим укрепились, сие частым и размышления и благих дел повторением утвердили. И сей корень благословенный в них остался навсегда незыблемь: ибо хотя в течении жизни некоторыя и искушали их слабости: но твердое положенное основание храмине их добродетели пасть или и поколебаться не допускало. Сей плод есть добраго воспитания. Не льзя, чтоб с младых лет чрез воспитание доброе как бы привыкший к честности человек мог когдалибо совратиться с пути истинны без надежды исправления.

А чтоб на сем основании стоять с большею твердостию, то укрепляли они себя воображением радостных следствий от добродетельнаго подвига, а печальных и несчастливых от развратной жизни следствий и в жизни сей и в будущей: да не воображением токмо, но и действительным вкушением сладчайших плодов благих дел. Ктоб что ни говорил, но мы должны с словом Божиим признать, яко несть радости нечестивым:4 а глас радости и веселия где? в селениях токмо праведных.5 Хотя в прочем добродетель столь великую в сердце человеческом имеет силу, что когдаб и внешния злоключения обстояли рачителя ея, и тогда не меньше он ее любит и лобызает. Ибо сия неувядающая роза и при окружающих ее терниях красоты своей не теряет.

Когда же кто таковым образом расположен, то прежде всего представляет себе, что произведен он на свет для пользы рода человеческаго, а не на вред. Трепещет быть в тягость себе и другим. Он тщится жить между другими так, как растет маслина в дому Божии, не токмо плодом своим украшающая себя, но и питающая других. И потому страшится праздности, яко разслабляющей и почти уничтожающей все способности человеческия: а всего себя посвящает трудолюбию. Ибо ведает он, что источник чем более изчерпывается, тем чистее становится, а растлеваются воды без движения.

И в сем то сил душевных и телесных всегдашнем движении состоит прямое должности исправление. Сей предмет все его занимает внимание, всю занимает мысль и сердце. Так, как же бы к упражненному таковым образом мужу могло приступить каковоелибо искушение? да пусть бы и приступило, то как бы могло оно его поколебать? он со всех стран вооружен: крепость души его со всех стран есть неприступна; и потому непобедима: Яко гора Сион не подвижится во век.6

Сими-то средствами спасительными святые, коих память церьковь справедливо празднует, стали святыми, Богу и людям любезными. И потому, как выше сказали мы, неотрицаемое возлагает на нас обязательство к подражанию. Да и церковь Божия, во дни таковые, особливыя положила песни и пения, сочинила каноны и стихи, особливые в служении уставила светлейшие обряды, дабы чрез то всякими образы возбудить нас к любви Божией, и тем уподобить святым, Бога всем сердцем возлюбившим: особливо что угодники Божии не токмо призывают нас к шествию по праведным стопам своим: но и молитвами своими в том нам споспешествуют. Якоже плавающим на море звезды, тако нам жития святых: и как плаванию их спомоществуют ветры благовременные, тако нам святых молитвы.

В сей благословенный день из онаго безчисленнаго праведных, на небеси с Богом царствующих, собора представляется нам изряднейший в пастырях и вернейший таин Божиих служитель, святитель Божий Николай. В нем яко сосуде избранном найдет всякаго состояния человек приличную себе добродетель.

Пастырь ли кто и властелин? он был пастырь добрый и ревностный, готовый положити всегда душу свою за овцы своя.

Добрым ли кто хощет быти отцем? в нем узрит попечителя о сиротах, и о призрении не имущих и бедствующих в чистоте дев.

Добрым ли кто хощет быти гражданином? он был помощник многим, утешитель в бедах: отирал слезы родителей возвращением их детей из плена, из потопления и от различных злоключений.

Добрым ли кто тщится быти Христианином? в нем узрит пламень чистейшия к Богу любви, и нелицемернаго благочестия.

Одним словом: был он зерцало, в котором открыл Бог разновидныя добродетели, яко различныя врачевства угодныя ко уврачеванию каждаго.

Но о святителю Божий и веры правило! предстательствуй о нас к Богу приношением тех молитв, которыя пред престолом его суть яко кадило благовонное. Словесныя овцы твои руководствуй по добродетельному пути блаженныя жизни твоея. Паче же испроси благословение Всевышняго на Священнейшую Главу ПОМАЗАННИЦЫ Божия, по вере своей к Богу и по усердию к тебе, сей святый храм, имени твоему посвященный, посетити Благоволившия, вкупе же и на Августейшее Наследие ЕЯ: да предстательством твоим и благочестием ИХ руководствуеми, достигнем не вечерняго света, коим ты присно наслаждаешися, опочивая в недрах Божиих. Аминь.

Сказывано в Перервинском монастыре, в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ, Маия 9 дня, 1775 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.