В неделю 31

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ 31.

Когда открывается приятнейшая весна: пастырь изгоняет стада на поля тучнейшия и испещренныя различною красотою трав и цветов, увеселяется игранием оживотворяемаго сочным питанием и благорастворенным воздухом стада своего, и внутреннее свое удовольствие открывает пением пастушския свирели, и тем оглашает горы и леса. Но когда наступает зима, все сие переменяется в скучное уныние, и играющая свирель умолкает.

Но на тучнейшей ниве церкви Божия всегдашняя процветает весна, и при воздушных времен переменах душевная добродетель остается всегда неувядаемою. Понеже веяние Духа Святаго, действием котораго добродетель возрастает и цветет, никаким переменам не подлежит, и духовное питание слова Божия никогда оскудети не может, толькоб была душа, по Евангелию, алчущая правды. При настоящем зимнем времени благочестивую паству града сего созерцаю я наслаждающуюся красотами духовныя весны, и покоющуюся под благодатным веянием Святаго Духа. Созерцаю, и несказанное чувствую удовольствие в душе моей. Ибо уверен о вас, возлюбленнии! коликою любовию возженно сердце ваше ко благочестию, коликою ревностию наполнены вы к слышанию слова Божия, сколь радостною ногою поспешаете в дом Господень, с коликим желанием стремитесь на источники Давидовы, при которых насажденное древо даст плод во время свое, и лист его не отпадет, и все, еже аще творит, успеет.1 Почему и поставляю приятнейшим долгом своим при сем благословенном случае предложить вам духовную беседу, и ко утверждению добродетели вашея, и ко умножению удовольствия моего.

А случай нам к тому и подает ныне чтенное Евангелие, где лишенный зрения телеснаго со умилением просил Спасителя мира: Господи! да прозрю.2 Мы обратим сие на очи наши душевныя: и дабы всегда осиявал их лучь небесный, испросим себе наставления от того, иже есть Отец светов.

Лишиться зрения телеснаго, есть горестнейшее приключение: но лишиться зрения душевнаго, есть несравненно горестнее. Ибо кто лишен зрения телеснаго, сие причитаться может случаю, или болезни, или судьбе Божией неиспытанной: следовательно таковый человек, как прямо в том виновным почесться не может, так и заслуживает от всякаго сердечное о себе сожаление. Но кто лишен зрения душевнаго: сие ни случаю, ни болезни, тем меньше судьбе Божией причесться может; а единственно зависит от произволения того самаго человека, который всегда и волен и силен даровать себе сие зрение, или лишить себя онаго: следовательно таковой и сожаления о себе не заслуживает, а паче достоин всякаго отвращения, поелику сам себя добровольно в таком нещастном состоянии содержит, и как будто им еще и любуется.

Но мы к лучшему сего уразумению разсмотрим, от чего возсиявает в душе нашей зрение, и от чего приключается противная тому слепота?

Душевное зрение вопервых возсиявает от благодати Божия, которая просвещает всякаго человека грядущаго в мир.3 Бог есть источник всякаго просвещения, и потому называется Он Отец светов и солнце правды. Сия искра понятия, в главе нашей обитающая, есть возженна лучем небесным: когда, то есть, оный всесильный глас открывшись во вселенней возгремел: Да будет свет, и бысть свет.4 Состав наш не иноеб что был, как брение, как глина; естьлиб не оживотворился теплотою огненною Духа Божия. И потому чем кто осторожнее хранит сию понятия искру в нас светом небесным возженную: тем она в большее приходит сияние, тем душевное зрение светлее становится.

Но кто о сем не радит: тот внутреннее зрение помрачает, и ослепляет души своея око. А не радит тот, кто так себя понимает, будтобы он только составлен был из одного тела, из одной плоти и крови; будтобы он с тем создан, чтоб служить одному телу, одним угождать чувствам, об одной думать наружности. Такой, как ни чем себя не отличает от животных безсловесных: то не токмо душевное свое зрение не просвещает; но едва ли и самый естественный от Бога при его рождении возженный в себе свет не погашает. Нет! сей свет понятия, с коим ты рожден, есть в тебе не иначе, как семя, которое ежели полагается в тучной земле, и трудом удобряется; то возрастает, и приносит плод: но естьли в каменистую брошено будет землю, и никакова о нем рачения не будет приложено; то остается безплодно и согнивает.

Но естьлиб свет, коим тела и все вещи чувственныя освещаются, и погас: то мы изсекая из камня искру паки оный умеем возжигать. Промысл Божий милостивый, в случае, когдаб и в нас погас внутренний души свет, не оставил, чтоб не открыть нам способа к возжению паки в нас света онаго. Сей способ, сие спасительное средство, есть святой его закон. Он есть тот дражайший камень, из котораго мы верою и рачением изсечь можем Божественную искру, и тем паки возжечь в себе пламень благодатный. Ибо закон Божий есть светильник ногам нашим и свет нашим стезям. В нем, яко в зерцале, видим мы волю Божию, благую и совершенную: видим, по каким правилам жизнь свою препровождать должно; каким путем проходить и до безсмертия блаженнаго. Видим, какия суть преимущества и выгоды добродетели: и какия суть безобразия и печальныя следствия страсти и порока. Чем кто охотнее следует сему закона Божия руководству; тем больше удален от заблуждения, тем безопаснее ходит по пути истинны и правды: так как чем чаще кто смотрит в зерцало; тем скорее усматривает черноту лица своего, а чрез то тем больше содержит оное в надлежащей чистоте.

А хранилище закона Господня есть что? Церковь Его святая. Она не токмо есть богодухновенный истинны ковчег, но и вернейшая воли Божией истолковательница. Под священною ея сению хранится таинственная книга Господних уставов, и тогда мы узреть можем их сияние, когда она отверзает двери во внутреннее святилище. И потому спасение наше требует неразлучное иметь с церковию соединение, и уверить себя, что тогда мы узнаем волю небеснаго Отца, когда сия любезнейшая матерь оную нам матерним гласом изъяснит и наставит.

Но кто столько нещастлив, что закона Божия не понимает, или еще и о знании его не радит: тот внутренняго зрения сам себя лишает, и душевною слепотою помрачает себя. А о знании его не радит тот, который столь низко держит мысли, что ни о чем более не думает, как о том, что потребно для его нужд житейских, как будтоб в нем или души не было, или как бы жизнь его сею жизнию должна окончиться. О знании закона Божия не радит тот, который верит одним своим разсуждениям: как будтоб или закон Божий ничего в себе не содержал превосходнее его умствований, или как бы вся церковь Божия толикими веками утвержденная была погрешительнее, нежели его одного собственнаго разсудка сплетения. О слабость человеческаго естества! О неограниченная мыслей вольность! человек потерявший руководство закона Божия везде находит претыкания. Уклоняясь в крайности заблуждает от средняго и безопаснаго пути. Погрешает или унижая себя в невежество, или подымаясь выше пределов предписанных Богом.

Но хотяб кто и был в сем нещастливом положении: однако со всем тем не отлучаясь от матерних церкве объятий имеет всегдашнюю надежду воспользоваться ея наставлениями и стать на пути истинны. Ибо сын сколькоб развратен ни был: но доколе остается при недрах отеческих, и от его наставления не отвращен; не теряет надежды исправления своего. Но что можем мы сказать о тех, которые от церкви отторгаются, и к святилищу ея приступить или не хотят, или страшатся? что можем мы о них сказать? или паче, какими слезами оплачем таковых нещастное состояние? будем ли усерднейшими всея церкве молитвами призывать благоутробие Божие, да обратит их? Но они противу сего благодатнаго призывания ожесточают сердце свое: Бог же с своей стороны хощет всем спастися, и в разум истинны приити.5 Будем ли на них воздвизать гнев Господень, и предавать их праведному суду ярости его? но они суть немощныя братия наша. Неведение более, нежели что другое содержит их в сем заблуждении: и мы можем то же о них сказать, что Святый Павел сказал о необращающихся Иудеях: Ревность Божию имут, но не по разуму.6 И потому утешая себя надеждою их вразумления, с тем же Апостолом да скажем о них: Своему Господеви стоят или падают: силен же есть Бог возставити их.7

Но уже сие печальное речи моей отступление растворю радостным слова обращением к вам, благословенная чада церкве Божия! Вы ея утешение и красота. Оное душевное зрение, о котором говорили мы, в вас блистает в полном сиянии. Ваши благочестивыя во храмах сих собрания составляют увеселительнейшия зрелища. Не может добродетельная душа большаго найти удовольствия, как в сих соборах священных, где чистейшим духом общий Отец прославляется, и единодушными пениями проповедаются его благодеяния; где отверзсто училище Господа Иисуса, и усерднейшие его ученики напоеваются струями истинны от источников Израилевых. О! каковое должен я, недостойный пастырь ваш, находить в душе моей усладительное чувствие, видя вас, благочестивую паству, таковыми Духа Божия дарами преисполненную, и приемля во всем том радостнейшее участие.

Преклоняя убо колена сердца моего пред Господем толико благодетельствующим, всесмиренно молю благость Его, да пребудет всегда она неотступна от града сего и благочестивых его жителей: и как сим благодатным его утешением удостоен я в настоящем моем здесь присутствии; того же да сподобит мя всегда и во отсутствии моем. Аминь.

Сказывано во граде Калуге в Казанской церкви 1777 года, месяца Генваря 22 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.