При открытии присутственных мест в ново-учрежденном Калужском Наместничестве

СЛОВО

ПРИ ОТКРЫТИИ ПРИСУТСТВЕННЫХ МЕСТ
В НОВОУЧРЕЖДЕННОМ КАЛУЖСКОМ
НАМЕСТНИЧЕСТВЕ.

Аз избрах вас, и положих вас,
да вы идете, и плод принесете,
и плод ваш пребудет.

Слова Спасителя нашего ко Апостолам
избранным к проповеданию истинны.

Иоан. гл. 15. ст. 16.

В насажденном рукою Великия ЕКАТЕРИНЫ вертограде уже избраны и делатели. Избраны те, коим священныя правила благоразумнаго учреждения поручены к хранению. И потому сколько таковые особливым от промысла почтены щастием, столько заслуживают, чтоб мы по усердию к отечеству своему с таковым благополучным падшим на них жребием их приветствовали, приемля в их радости участие не иначе, как бы то было собственное щастие наше. Ибо все то, что от них ожидать отечество может, не столько к их, сколько к общей пользе относится.

Но как всякое дело от благопоспешнаго конца свое приемлет увенчание, то потому есть важнее всего, уметь избирать и хранить средства благополучно к концу приводящия. Ибо мудрость по разсуждению любомудрцев, не в ином чем поставляется, как в избирании пристойнейших средств благопоспешно к концу приводящих.

И потому при сем случае церковь Божия, почитая вас, почтеннейшие сыны отечества, искренними чадами своими, возлагает на меня, недостойнаго ея служителя и пастыря, приятнейший долг, в краткости слов изъяснить существо правосудия; ибо оно есть концем сего учреждения: и какия надлежит хранить средства ведущия к сему славному концу, не для того, чтоб не одарены были вы довольным о сей важной материи просвещением: но дабы открыть, что то же самое и слово Божие утверждает, что каждому из вас собственное благоразумие и честность предписывают: почему не тщетно обнадеживаю себя, что благоприятным может вам показаться такое наставление, которое уже вы находите в душевном своем расположении.

Правосудия существо состоит в том, чтоб определять каждому свое. Сии два слова: Каждому свое, суть кратки, но великую в себе содержат силу. Каждому, то есть всякаго чина, в каком бы кто ни был, всякаго состояния, сколькоб оно низко ни казалось, ежели только быть может какое-либо в обществе состояние низкое, и богатому и убогому, и высокопочтенному и последнейшему земледельцу, и окруженному ходатаями и беззаступному, и сироте и вдовице, и гражданину и пришельцу, и приятелю и недругу; одним словом, каждому. Свое, то есть, что кому принадлежит по справедливости, что предписывает закон, чего требует его щастие, чего требует общая польза: свое, чтоб то при всяком безопасно и ненарушимо оставалось, что он трудами своими получил, что исправностию своею заслужил, чего ободрение его к вящшим подвигам требует: отвратить, что препятствует ему достигнуть до своей законной пользы, до своей законной награды: возвратить, что от него вышедшая из предел власть отняла, что сильный завладел, чему недоброжелатель воспрепятствовал, в чем случай его обезсилил. Все сие и подобное определить получить, и к получению способы подать, есть определить каждому свое.

И сие есть славное и никогда неизменяемое свойство правосудия. Следовательно, ктоб сего правосудия властию был облегчен, а не воздавал бы каждому свое, тот не толькоб был нарушитель правосудия, но и почтен был бы, по силе вечныя правды, похищающим у каждаго свое, хотяб он самым делом и ничего ни у кого не похищал. Ибо не удовольствовать обиженнаго, не подать способа к получению справедливаго требования, или не воспрепятствовать усилию, других покой нарушающему, есть причинять другому или и обществу нещастие: следовательно подвергать себя правосудию того, котораго око не дремля, зрит на все дела и мысли человеческия.

И потому-то суд на земли совершаемый почитается судом Божиим. Ибо как верховный света Правитель вся содержит числом, весом и мерою, то по сему и хощет и повелевает, дабы суд именем его на земли отправляющие подражали правосудной Его святости. Следовательно, ктоб нарушал сие обязательство, тот не только ответствовать должен в причиненном другому нещастии, но и во оскорблении величества Бога сим преимуществом его почетшаго.

По сей причине Святый Давид, и Пророк и Царь, Духом Святым нарицая правителей и судей богами, между коими сам Бог присутствует: Бог ста в сонме богов,1 не оставил притом приложить, что сии боги верховному Судии должны дать отчет в своих делах: Бог ста в сонме богов: посреде же боги разсудит, судити будет: Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете?2

Из сего одного о правосудии понятия уже и видно довольно, сколь великое и важное на правителей и судей возлагается обязательство. О блажен, кто таковому званию по достоинству соответствовати возможет! Блажен, кто столько будет щастлив, чтоб быть виновником многих щастия; а чрез то образ Божий в себе сохранит в полном его собрании!

Но чем важнее таковое звание, тем более требует благоразумия, внимания, осторожности, ревности, человеколюбия, безпристрастия.

Потребно 1 е. Благоразумие, внимание и осторожность. Благоразумие в знании закона: Внимание ко всем дела обязательствам: Осторожность к случаям и следствиям, из всякаго дела впредь произойти могущим.

Благоразумие в знании закона. Ибо хотя собственное при всяком дела обстоятельстве разсуждение есть не токмо полезно, но и нужно: понеже судия должен быть истолкователь закона; да и никакой закон на все случаи предписания зделать не может: но со всем тем закон должен предшествовать всем собственным разсуждениям, и он и мыслей его и слов и определений да будет всегда неизменяемым правилом. Разныя суть человеческия понятия; а притом не чувствительно вмешиваются слабости, не редко же и страсти: и потому нет безопаснее, как прямо следовать Божественному закона руководству. Почему и должен судия всегда с прилежанием упражняться в совершенном закона выразумении, и углубить его в памяти: да углубить не слова токмо, но и самой его разум, самую силу, намерение его, и весь его союз. Ибо наилучший закон может взять иной вид, естьли его или намерение не будет понимаемо, или части только из него будут вырываемы, чрез что ослабеет оживляющая его душа, и весь состав не чувствительно разрушится.

Внимание ко всем дела обязательствам. Всякое дело окружают безчисленныя околичности: кто, что, где, каким пособием, для чего, как, когда? И сии окрестности делают иногда собою лабиринт, и надобно Ариадновой нитки, чтоб сим искривленным путем не заблудив пройти. Не редко случается, что малейшее опустив дела обстоятельство, все дела существо переменяется. Надобно при сем терпение, великодушие, бережливость от поспешности. Терпение, чтоб не пощадить ни времени, ни труда, ни покоя, ни здравия. Великодушие, чтоб здержать стремление жара и гнева в задаваемых иногда от страсти затруднениях. Бережливость от поспешности, чтоб все то почитать важным, котораго пренебрежением может или другому причинена быть обида, или нарушение порядка: ибо от малейших разрушений большое разстройство происходит, а никогда оно большим вдруг не становится.

Осторожность к случаям и следствиям из всякаго дела впредь произойти могущим, в чем состоит свойство проницания. Ибо все вещи в союзе: одно с другим вяжется, и настоящия дела обыкновенно бывают основанием будущих. Мы же сей от Бога дар получили, чтоб из течения вещей настоящих и будущая предусматривать. И в сем-то состоит богоподобный благоразумия дар, чтоб не ограничивать дела свои настоящим временем, но уметь их связывать и с будущими и с могущими быть следствиями, и из всего того делать един состав.

2. е. Свойство правосуднаго судии есть человеколюбие. Мы о людях должны разсуждать яко о людях, а не яко о Ангелах. Все мы немощны, все бываем великим или малым страстей игралищем: и человек, при всей своей осторожности, по примечанию писания святаго, седмижды на день падает.3 И потому немощей человеческих не может человеколюбный судия оставлять без уважения. Без разсмотрения всех окрестностей один слух есть слабое обвинение. Мы великий тому видим в слове Божием пример. О Содомлянах развратнейших сам Бог говорит: Сошед узрю, аще по воплю грехов их грядущему ко мне совершаются: аще же ни, да разумею.4 Сердцеведец слуху не внемлет, но хощет и своими созерцать очами: а сие есть правилом для нас, да разсматриваем все обстоятельно и очезрительно: да входим в намерение согрешившаго, в слабости его, в раскаяние, в надежду исправления. Наказание за прегрешение всуе употребляется, где чрез то не предвидится польза ни согрешившаго, ни общества. А только извинительно тогда: когда оное или преступнику может подать случай ко исправлению, или когда отменою наказания обществу может причинен быть вред, или соблазн. Наказание не должно в себе заключать отмщения: ибо оно относится не столько к преступлениям уже прешедшим и потому не возвратимым, сколько к предосторожности будущих. И для того внимание обратить надлежит паче ко исправлению духа: ибо чрез то не токмо преступление заглаждается, но истребляется и самая его вина.

3.е. Ревность. А она состоит во всегдашней заботливости, чтоб все привести к лучшему, и в чем либо не зделать опущения. Состоит во всегдашнем жаре, которой в какое-либо разслабление или уныние впасть не допущает. Таковому хотелось бы все зделать вдруг, все увидеть в наилучшем состоянии в скорейшем времени: но благоразумие сей жар умерять должно, и в своих содержать пределах. И потому не довольно, чтоб зделать как нибудь. Нет! Надлежит оттрясти от очес сон и дремание, оставить негу, оставить излишния увеселения, оросить лице свое священным потом, и почитать своим увеселением наичистейшее удовольствие, какое в сердце раждается от исполнения должности своея.

4.е. Безпристрастие. А оно требует, чтоб не смотреть на лица: ибо Бог не лицеприятен, котораго судия образ носит. Не смотреть на ходатайства: ибо в таком случае видимая есть опасность, чтоб богатство безстудное не утеснило бедности добродетельной. Гнушаться лихоимства: ибо злато ослепляет, и превращает стол судейский. Да и нет безчестнее, как таким низким образом продавать правду, святейшую вышняго дщерь, и мешать небо с землею. Честь или честность есть основанием всех выгод человеческих. Да и может ли воображен быть больший прибыток, как почитаться виновником пользы общия и утехою других? И потому безпристрастие не допустит поблажать приятелям, заставит позабыть неудовольствия недоброжелателей, а держаться древняго присяги образца: другу не дружить, и недругу не мстить.

Сии свойства суть и обязательства прямаго судии. Кто их соблюдает, есть истинный служитель праведнаго Бога, есть верный подданный Помазанницы Его, есть прямый сын отечества. Но естьлиб кто должность почитал только за случай к надменным о себе мечтаниям, или к приобретению неправедных прибытков: тот есть при высоте своей низок, при надмении презрен, при ласкательстве жалок, при наружном всего изобилии нещастлив.

Все сие слово мое обращается к вам, почтеннейшие сыны отечества! но обращается с тем, дабы открыть внутреннее удовольствие, видя вас украшенных дражайшими правосудия свойствами. Углубите их в мысли и сердце своем. Храните сие сокровище. Проходите щастливо столь славный подвиг. Украшайте место Божие правосудием. Споспешите великим намерениям Великия МОНАРХИНИ. Будите утешением Матернему сердцу ЕЯ: содействуйте ЕЯ трудам: облегчите столь великодушно ЕЮ носимое бремя. Сего единственно великая ЕЯ Душа ожидает от вас: сего надеется отечество: о сем молит церковь Божия: аз же недостойный пастырь ея призываю на вас и дела ваши помощь небесную и всесильное Божие благословение. Аминь.

Сказывано в Калужском соборе 1777 года, Генваря дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.