На крещение Господне

СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Естьли при совершении крещения Господня отверзлися небеса; явился Дух святый; предстали к служению Ангели:1 то мы тогож самаго крещения быв участниками, не составим ли общее в церкви Божией торжество, и не признаем ли с радостию и благодарностию усыновление наше? О день священный, день радостнейший духовнаго отрождения нашего! Ежели мы обыкли, да и не без справедливыя причины, праздновать день плотскаго нашего рождения: не паче ли достойно торжественным воспоминанием почтить тот день, в который родилися мы духовно, и из сынов гнева стали чада Божия. Рожденное бо от плоти, плоть есть: а рожденное от духа дух есть.2

Но чем больше кто понимает выгоды и плоды каковаго действия; тем более оное действие уважает: по чему и мы для лучшаго изъяснения и удобнейшаго понятия зделаем сравнение плотскаго и духовнаго рождения.

Плотскаго и духовнаго рождения начало есть един Бог: ибо и состав тела нашего его премудрою рукою созидается, и душа от негоже изливается: но свойства, действия и плоды суть различныя.

В плотском рождении мы из небытия приходим в бытие, и быв ничто, приемлем существо, и приходим в союз прочих тварей. В духовном рождении также мы из небытия приходим в бытие. И в сем заключается таинство. Ибо человек, коего разум потемнен, сердце развращенно, человек, который совсем себя удалил от правил вечнаго закона, есть как бы не человек, есть как бы ничто пред очами Божиими. Почему когда приемлет человек в разуме свет, в сердце святость; когда поставлен он на пути правды и истинны: тогда прямо становится человек, тогда в нем возсиявает Божий образ, и приемлет вид достойнаго рук Божиих создания. В сие состояние входим мы чрез духовное рождение. И потому слово Божие крещение наше называет банею паки бытия.3

В плотском рождении когда входим мы в бытие; покидаем небытие, которое небытие для нас прямо ни полезно ни вредно быть не могло. Ибо когда нас совсем не было; тогда подлинно не могли мы пользоваться дарами, которые с нашим бытием сопряжены: но и вреда нам никаковаго, поеликуб нас со всем не было, быть не могло. В духовном же рождении получаемое бытие приносит нам многоценное благодатей сокровище: но и самое небытие есть для нас мучительно и ужасно. Ибо сие небытие не состоит в том, чтоб нас со всем не было, но, при нашем естественном бытии, состоит в неимении нами святости и правды и благодати Божия. А в таковом небытии оправдания Божия, мы подвержены всей тягости гнева Всемогущаго: следовательно таковое состояние есть горестнее самаго небытия. Что означает Спаситель, под именем предателя Иуды, о всех тех, которые подобны ему: лучше бы было, аще не бы родился человек тот.4 Да тоже самое изъясняет и откровение Иоанново, в котором люди, коих постиг гнев Господень, будут говорить горам: падите на ны, и холмам, скрыйте ны от лица седящаго на престоле.5

В плотском рождении состав наш растворяет плоть и кровь, которыя как сами чрез себя суть тленны, так и не могут нам доставить нетления: Зане всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча, яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде.6 Но в духовном рождении внутренний наш сокровенный сердца человек зачинается от нетленна семени Духа святаго, которое как есть существа присносущнаго, то и наш духовный состав располагает к безсмертию, по оному верховнаго из Апостолов слову: Порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки.7

В плотском рождении, как только открывает человек очи свои: уже и видит озаряющий очи его свет; и потому тотчас начинает различать вещи одни от других. И в духовном рождении, как только вкусит христианин глагол Божий, и силу грядущаго века: тотчас открываются умные очи его, и видит свет истинны: и потому тотчас начинает различать истинну от лжи: а чрез то полагает в душе своей основание от всех заблуждений его предостерегающее.

В плотском рождении и члены с начала бывают слабы, и способности мало действуют. Но чем более приходим в возраст: тем более члены укрепляются, и способности наши тем более начинают действовать, и приходить к совершенству. И в духовном рождении также суть младенцы о Христе, помалу возрастают в нас дары Духа Божия. Чем более кто внутреннее существо свое питает безсмертною пищею истинны святыя: тем более оно укрепляется, тем более достигает совершенства своего. Но кто сие духовное питание пренебрегает, и то старание, котораго прямо требует дух, обращает токмо на кровь и плоть: тот всегда остается младенцем, хотяб он достиг до старости и престарения. Да когда бы то мог он почитаться младенцем! а не вменился бы за немощный и гнилый член здраваго Христова тела: Таковых младенцев божественный Павел находил и в свое время: и потому как бы приводя их в стыд, говорит им: Млеком вы напоих, а не брашном.8

В плотском рождении дети получают право наследия, и отец естественною к ним располагается любовию: но как отеческую любовь заслуживает детей добродетель; так напротив развратные и от отеческих правил совсем уклонившиеся теряют право наследия своего. И в духовном рождении Отец всех тварей во усыновление присвояет нас себе, и благодать его дарует нам наследие вечных благ. Неси уже, приветствует Апостол истинных христиан, неси уже раб, но сын.9 И таковое усыновление хранящии в непорочности совести своея, могут со дерзновением Богу взывать: Авва отче:10 то есть, Благодетелю Господи! я в тебе нахожу не судию, строгостию правосудия меня устрашающаго; не Владыку всех тварей величеством своим меня последнейшую тварь, яко в ничто обращающаго: но нахожу в тебе любезнейшаго, сердобольнейшаго и нежнейшаго Отца, и потому гласом уст и моего сердца без всякаго страха свободно взываю тебе: Авва Отче. Но напротив, которые так живут, как бы они не чувствовали ни гласа благодати, как бы они не видели ни света истинны, как бы они никаковою закона святостию не были обязаны: те теряют и преимущество усыновления, и право наследия, и недостойными становятся любви того, который любящия его любит, и потому они всегда в страхе, чтоб не поразило их оное изречение: Не вем вас.11

В плотском рождении, сколькоб мы ни питали тело свое, сколькоб ни берегли оное: но всегда клонится оно к тлению, и всех частей разрушением должна пасть храмина наша. Рожденное от плоти, плоть есть.12 Но в духовном рождении, все есть не разрушаемо, все нетленно, все безсмертно. Возжженный духовным рождением свет не погасает никогда. Ибо он есть часть света присносущнаго. На сем-то основании и в сей жизни тело и порабощенно и изнеможенно, и терзаемо быть может: ибо существу его свойственно есть разрушение. Но дух непорочный, чистый, святый, есть всегда свободен, тверд, неприкосновен: ибо в нем есть семя безсмертия.

Из сего плотскаго с духовным рождением сравнения видите, возлюбленнии, какое есть одного пред другим преимущество. Почтите сей великий дар; мыслию своею почасту сходите в священную купель, и духовным в ней погружением очищайте себя. Се предстоит Христос. Празднование сие есть слава благодати Христовой, наша же душевная польза. Он крестился во Иорданских водах, не требуя для себя очищения, но для освящения нашего. Для того же творим мы и воспоминание сего благодатнаго действия, да святости его приимем участие. Погружается святый крест во образ крестившагося Господа. Погрузимся и мы духовно, и сим погружением очистим нечистоты свои. Спогребохомся Христу, по Павлову слову, крещением в смерть: да во обновлении убо жизни ходити начнем.13 Аминь.

Сказывано в Москве в Успенском соборе 1777 года.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.