На Новый 1777 год

СЛОВО

НА НОВЫЙ 1777 ГОД.

Вступили мы в течение новаго года. Принесем благодарность нашу управляющему временами, имеющему власть нашего живота и смерти, и весь, так сказать, безконечный тварей союз мудро преобращающему, Вседержителю Господу. Ибо естьли мы разсудим о времени, о различных онаго преобращениях, о союзе, которым все вещи связаны, и к одному непрестанно стремятся концу, о промысле Божием, все оное премудро располагающем, о нас, как мы в том же союзе обращаемся, о делах наших, какия из них естественно проистекают следствия; естьли все то примем в разсуждение, сколько слабое понятие наше дозволить может: то найдем мы множество неизчислимое случаев, коих причины от нашего любопытства скрыты, но погружены в судьбах Божиих неиспытанных: а сие заставит нас благоговеть пред величеством Бога непостижимаго: найдем мы множество таких приключений, которыя чрез все препятствия и затруднения Божиею рукою доведены до желаемаго конца: а сие заставит нас удивляться премудрости Божией и восклицать: Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа.1 Найдем премножество и таких случаев, которые удивительным образом послужили к нашему или исправлению, или избавлению, или побеждению препятствий, казавшихся непобедимыми: а сие заставить нас должно прославлять его благость, и положиться на его промысл с твердым упованием, что скорее мати забудет отроча, нежели чтоб забыть мог тот, который нам дает дыхание и жизнь, и котораго благость самое матернее сердце таким образом расположила.

И хотя сие разсуждение есть не токмо пространно, но едва совершенно и Ангельским умам вместимо: но мы, не забывая своей немощи и несовершенства, коснемся, яко перстом воскрилия риз его: хотя только изъясним кратко те случаи, которыя нам или слово Божие открывает, или мы сами из события некоторых вещей несколько усматриваем.

Помянули мы о бывающих в мире различных приключениях.

В числе сих первыя сретаются те, которых мы причин, от чего бывают, не узнаем, и на которыя взирая, приходим во удивление и изумление. Таковыя приключения мы обыкли называть судьбою или роком: да называем так, по разуму христианскому, а не языческому. Под именем судьбы не разумеем мы такое приключение, которое вышло по некоторому вечному определению, кое никакая сила, ни Божеская, отвратить не могла и не может. Сего христианская Богословия не приемлет. Ибо мы от власти Всемогущаго все зависящим почитаем: и былоб сие непонятно, чтоб быть какому-нибудь закону не зависящему от предвечнаго Законодателя, или бы Бог принужден был следовать некоторому уставу, котораго начала изобрести не возможно. Нет! Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори.2 А судьбу или рок берем мы за приключение, котораго причины ни премудрейшии, ни любопытнейшии найти не могут, хотя у Бога есть тому причина довольнейшая и справедливейшая, которая всегда от свободной его власти зависела и зависит: и мыб оную усмотрели, естьлиб на вышший степень совершенства были возведены, или бы открыта нам была вечная судеб его книга.

А когда сей причины мы не узнаем; то удивляемся, ужасаемся, и в восторге пад на землю вопием: удивися разум твой от мене: не возмогу к нему.3

Таковыя приключения, на пример, превращения городов, государств и народов: падение перваго человека, и в нем осуждение рода человеческаго: мучительное и наглое зла в мире действие: благопоспешество развратных людей: а презрение, а иногда и страдательное состояние мужей добродетельных: и прочия подобныя.

Что мы при усматривании таковых случаев должны делать? вопервых не быть излишно любопытными. Вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй.4 Аще едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом, а яже на небеси, кто изследи? волю же твою, Боже, кто позна?5 Ибо таковое любопытство происходит от гордости, и от забвения своея слабости: и может привести в заблуждение, в презрение вещей священных, следовательно к потерянию первыя нашея утехи, то есть, спокойствия душевнаго, котораго источник есть смиренное себя промыслу Божию препоручение.

Как-то в нынешния времена и самым делом открывается не мало таких любопытством подстрекаемых людей, которые отваживаются дерзостною рукою открывать вещи судьбами Божиими покрытыя, и которыя благоговейным молчанием почитаемы быть должны.

Второе уверить себя, что все таковыя приключения основаны на премудрости и правосудии. И потому, когдаб дух твой стал смущаться их необыкновенностию: признай свою немощь, и поклонись Всемогущему, со страхом и трепетом говоря: Праведен еси Господи, и прави суди твои:6 аз же пред тобою есмь земля и пепел.7

Другой род в мире бывающих приключений есть утешительнейший, которыя к нашему послужили или исправлению, или избавлению, или побеждению препятствий. Такия, на пример, Моисей брошенный в воду для погубления, но вместо того воспитанный в дому царском. Иосиф от братиев изгнанный, и чрез сей случай на престол Египетский возведенный. Впадший в разбойники нашедый милосердаго Самарянина. Каженику попадшийся Филипп: Самаряныне случившейся разговор с Спасителем. Марии Египетской счастливый, но внезапный приход в церковь: Августину проповедь Амвросиева, и прочия подобныя. Да и всяк из нас ближайшия тому примеры видел или на других, или на себе, естьли только с вниманием разсуждает о себе.

Иному послал Бог добрых воспитателей, другому хорошее дружество, третиему благоразумнаго начальника, сироте милосердаго покровителя: сему чтение полезной книги, тому страх примернаго других наказания, другому вкушение горестных следствий: тому в церкви падшее на сердце слово, иному несчастие: ибо счастие не редко в разслабление приводит.

Все сии и подобныя случаи не что иное суть, как разные способы, коими промысл Божий печется о нас. Сие заставить нас должно 1.) е: не пренебрегать таковые случаи: ибо иные очи имут, и не видят, уши имут, и не слышат.8 Для чего? для того что отдают себя разслаблению телесному и душевному: телесному, чрез роскош и сладострастие, душевному, чрез пренебрежение закона и опущение своей должности. 2.) е: прославлять благость Божию употреблением даров, которые способом от нея показанным получили мы. Верою стоиши, не высокомудрствуй, но бойся:9 мир наполнен соблазнами; искупуй время, яко дние лукави суть.10

Таковым образом, естьли поступки мы свои учредим: то всегда для нас будет новое время, новое лето благости Господни. Стареемся мы тогда, когда в новую добродетели ризу не облеченны носим ветхую страстей одежду. Не тогда ли мы для растений почитаем наступившее новое время, новый год, когда они листвием покрываются, украшаются цветами, плодами отягощаются? А естьлиб при наступлении весны, они такимиже пребыли, какими были зимою: то и не почли бы мы, что наступило для них новое время.

И для нас возможно ли будет почесть новый год наченшимся; когда мы стараго, то есть, ни худой привычки, ни застаревшей страсти, ни нравов переменных не отменили, да и отменить намерения не положили?

Чтож сие будет за торжество? Церковь Божия для того новый год праздновать уставила, дабы мы, что должны всякой размышлять день, хотяб в сей один новаго года день приняли в разсуждение прошедшаго года дела, и разсмотрели бы оныя, в таком ли состоят расположении, как требует закон, совесть, честность, должность: и естьлиб иначе нашли, положилиб с начала новаго сего года лучшее всему тому основание и обещание, которое всяк в мысли своей должен изобразить сими и подобными тому словами: я намереваю, я обещаюсь, я кленуся святейшим именем Вышняго, отселе, от сего дня, от сего часа жизнь свою препровождать по правилу вечнаго закона в сердце моем от Бога запечатленнаго: и столько сего искренно желаю и намереваю; сколько желаю, чтоб всегда возсиявало мне лето Господне приятно и день спасения.11

Ты же Боже! споспеши желаниям и намерениям нашим: благослови наши дела и предприятия: укрепи наши немощи: истреби соблазны, мир мирови твоему даруй: святыя твоя церкви исполни присутствием твоим Божественным: отечество наше огради миром и тишиною: подаждь изобилие плодов земных, и во всем благое поспешение. Аминь.

Сказывано в Москве в Успенском соборе.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.