На Рождество Христово

СЛОВО

НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Се паки вся устрояющая благость Божия сподобила мя узреть благочестивую паству царствующаго града сего. И может ли что быть благовременнее к сему взаимному по немаловременном разлучении приветствованию и облобызанию? Звезда, возсиявшая на востоке, привела днесь царей на поклонение явльшемуся во плоти Богу: тот же Божественный свет и нас совокупил на поклонение томужде, всегда таинственно на жертвеннике возлежащему, Божеству. Пастыри оставив стада, поспешили узреть Пастыреначальника: мы не отлучаясь, но вступив в духовное стадо, открываем вкупе благоговение наше Тому, Егоже жезл правости, жезл царствия Его.1 Ангели, привлеченны с небеси на землю блаженством человеческим, хвалами вышнему огласили воздух, и возвестили земле спасение: мы днесь едиными усты и единым сердцем песньми и пениями наполняем сей храм священный, и из вертепа и яслей призываем его в сердце свое.

Сей есть плод пришествия Спасителева в мир сей: ибо с тем Он благоволил явиться на земли, да разстоящая соединит, разлученная совокупит, и во всем да устроит мир и соединение.

Преклонив убо пред ним колена сердца моего, возсылаю благодарение благодетельствующему Его промыслу, принося жертву хвалы о себе и о спасении всех людей его.

Какое же слово в празднственный день сей предложу вам, благословенные христиане! слово, котороеб достойно было и величества дня сего, и благочестиваго вашего слуха.

Возмем мы в разсуждение ныне чтенныя сии Апостольския слова: Неси уже раб, но сын.2 Ибо ничто не может быть сладчае сего поздравления, которым нас приветствует Апостол: Неси уже раб, но сын.

Не разумеется здесь рабство, состоящее в подчинении законной власти: ибо, по учению христианскому, призванный раб свободник есть Христов: то есть, и в рабском и в подчиненном состоянии быв, нет препятствия, иметь свободность духа, и работать Христу добродетелию. Внешность не составляет прямо ни рабства, ни свободности человеческой: а по внутренности, кроме нас самих, никто поработить нас не может.

У Апостола же рабство разумеется, когда связана воля: когда человек не того желает и не то делает, что требует Божий закон, что требует совесть: но желает и делает то, к чему склоняет страсть, к чему влечет развращение, что приятно чувствам, а разум смущает, и огорчает совесть. Ничто не может быть тягостнее и мучительнее рабства сего. Ибо что за удовольствие, иметь свободныя руки, но связанный разум? иметь свободный язык, но говорить развращенная? иметь свободное хождение, но ходить по стезям стропотным и погибельным? В таком состоянии человек, хотяб он изобиловал всем, хотяб казался повелевать многими, хотяб власти и воли его никаких не было полагаемо пределов, но духом он связан, духом раб, и по наружности являя вид человека, по внутренности лишен главнейшаго преимущества человеческаго. Ибо человек не по виду прямо есть человек, но по образу Божию, впечатленному в сердце его. Когда же разум не действует, совесть усыпленна, склонность к добру истребленна: а на против когда действует одна страсть, когда порок взял правление над умом и совестию, то где образ Божий, где прямой вид человеческой, где естественная свободность? погибли. А вместо того наступили мрак, разстройство, рабство и тягость.

О сем то рабстве разумеет Апостол, когда говорит: Неси уже раб, но сын. И сия ученикова мысль сходна с наставлением учителя своего: Всяк, говорит Спаситель, творяй грех, раб есть греха.3 Раб есть: ибо не творит он то, чего требует воля Божия, но чего желает развратность сердца.

От сего рабства тяжчайшаго избавлены мы вожделенным Спасителевым пришествием: каким образом, вопросите вы?

Когда ученик по неведению что непорядочно делает, и учитель в том его наставит и вразумит, тогда отводит его от заблуждения: ибо отъемлет от очес его ту завесу, которая скрывала от него путь истинны. Великий небесный Учитель в священном законе своем представил пред самыя очи наши и заблуждения наши и прямый путь спасения, и тем направил ноги наша на стези мира. И разве бы тот по пути сем шествовать не возхотел, который бы закрывал очи свои при самом свете солнечном, и отрексяб принять руку хотящую извлечь его из ямы погибели.

Но еще каким образом?

Когдаб кто содержался в тяжчайшей неприятельской неволе, связан по рукам и ногам узами, и горестнейшую влек бы жизнь, и не мог бы избавлен быть, разве требуемым за то искуплением: тогда естьлиб кто сжалившись заплатил за него требуемый искуп, тот свободил бы его от рабства, и справедливо почтен бы был его избавителем. Для нашего нещастия не довольно было того, что мы учинилися рабами греха, но и рабами того, который есть предводитель греха, и радуется о погибели человеческой. Правосудие Божие, осудившее нас, требовало удовлетворено быть искуплением. Сын Божий взнес за нас цену крове своея, которыя драгоценность есть безконечная. И потому сила сея заплаты учинила нас свободными, и заставляет нас устами исповедовать, и сердцем признавать его своим Избавителем и Искупителем.

Но как же, скажет кто, и в самых христианах находятся, которые развратную ведут жизнь, не иначе, как бы и не христиане, и потому не меньше остаются в рабстве греховном, как и те, коих никогда не озарял свет Евангелия? О когдаб таковаго вопроса нам никто не мог предлагать! однако ответствовать надлежит. Христиане, и именем и вещию таковые, никогда сим вопросом отягощены быть не могут. Воин, когда есть прямый воин, всегда есть мужествен. Начальник, когда есть прямый начальник, всегда есть правосуден. Христианин, когда есть прямый христианин, всегда есть добродетелен. В нем сияет истинна: его душа привязана к закону: он охотно следует тому руководству, которым ведет его благодать. Ибо непреоборимой должно быть истинны оное Божие слово: Всяк рожденный от Бога, греха не творит.4 А те, которые имя христианина носят, но силы его не разумеют, которые больше внушают басням, нежели истинне веры, которые Духу святому, к добру зовущему, всегда противятся, те сами должны себя осуждать, что сидя при источнике, от жажды истаевают: следовательно таковые ни истинных христиан преимуществ не опорочивают, ни цены благодати Евангельския не уменшают.

И хотя таковые, в след похотей своих ходящие, и чувствительно опечаляют матернюю утробу церкве Христовы: но не находит ли она свое утешение и увеселение в вас, благословенные церкве Божия чада! Играл Исаак в лоне матери своея Сарры: вы радостно ликуйте в недрах матери своея церкве: вы в торжествах ея находите свою отраду: почитаете удовольствием своим, питать себя безсмертною пищею тела и крове Христовы: вы священный дом сей претворяете в новый Вифлеем. Ибо где есть сердце, любовию к Богу и ближнему украшенное, там есть приятнейшее Христу обиталище. Утвердите убо себя в подвиге благочестия: идите путем новым и живым, освященным кровию Христовою, и уверьте себя, что оныя, нами изъясненныя, слова произносит Апостол и каждому из вас: яко неси уже раб, но сын. Аминь.

Говорено в Кафедральном Чудове монастыре по возвращении своем из Санктпетербурга в Москву 1776 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.