На радостнейшее бракосочетание Их Императорских Высочеств

СЛОВО

НА РАДОСТНЕЙШЕЕ БРАКОСОЧЕТАНИЕ
ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ.

Уподобися царствие небесное человеку
царю, иже сотвори браки сыну своему.

Матф. гл. 22. ст. 2.

Блаженнейшее состояние сладчайшим изображается подобием; царствие, глаголю, небесное, браком сына царскаго. Ибо естьли блаженство оное вечное есть столь превосходно, что, по Апостольским словам, человеческое сердце ничего более того пожелать не может, то и брак должен быть радостнейшим состоянием, когда самое блаженство вечное уподобляет ему Евангелие. Истинна сего уподобления тем для нас есть яснее, что днесь очами своими созерцаем мы брак царский совершаемый. ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШАЯ России МОНАРХИНЯ, царскою от Бога диадимою увенчанная, се творит браки Возлюбленному и Единородному Сыну своему, и сих дражайших для нас Особ царскою десницею своею вводит в торжественный чертог брачныя радости. Что воздадим мы тебе, промыслителю наш Боже! наказав нас кратким бывшия печали посещением, се изобильно паки радости и веселия исполняеши сердца наша.

Но прежде, нежели о сей радости общей слово наше возлюбомудрствует, представим мы из слова Божия пристойное действию сему нравоучение. А для сего разсмотрим сходство уподобления Евангельскаго, чрез что откроются нам свойства и должности брака, и к достижению внити в чертог небесный тем более воспламенится сердце наше.

Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему.

Якоже царствие небесное есть состояние, которое предуставил Бог для избранных своих от самыя вечности. Приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие прежде сложения мира.1 Тако и брак есть состояние благословенное от Бога еще в раю при самых начатках мира для прародителей наших и всего их потомства. И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему, и благослови их Господь Бог.2 И потому брак есть честен, и ложе нескверно.3

Якоже царствие небесное уставлено есть, дабы собрати всех чад Авраамовых, и оными наполнити райския селения. Житие наше на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем.4 Тако брак уставлен от Бога для умножения рода человеческаго, и откровения на земли владычества Божия: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их: и благослови их Бог глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею.5

Якоже оный союз, которым праведнаго душа обручается Богу, и по силе сего обручения входит в чертог небесный, есть тайна, по оным Апостольским словам: Тайна супружества велика есть, аз же глаголю во Христа и во церковь.6 И потому радость от сего союза чувствуемая называется неизглаголанная: ибо она есть таинственная. Тако и брак есть таинство и союз священный. Ибо на являемое пред церковию мужа и жены взаимное согласие низпосылается невидимая благодать Божия, сей союз утверждающая, и располагающая их ко взаимному друг друга люблению. Яже Бог сочета, человек да не разлучает.7

Якоже удостоившиеся внити в царствие небесное, с Богом соединяются во единый и никогдаже разрушаемый любви союз, бывают обоженные, бывают яко боги, не естеством, но сообщением, по оному евангельскому блаженному обетованию: Аще кто любит мя, слово мое соблюдает, и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим:8 и тогда Бог будет всяческая во всех.9 Тако в брачное вступающии сочетание теснейшею друг со другом связуются любовию, и бывают едина душа в двух телах живущая. Должны суть мужие любити своя жены, якоже своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо плоть свою возненавиде.10

Якоже бо обручившии себе Господеви, обязаны хранить к нему единому любовь, отдать ему все сердце свое, и всю душу свою, и ничего из красот мира не любить паче его. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим.11 И потому святое слово тех, кои любви Божией что-нибудь предпочитают, называет прелюбодеющими. Погубил еси всякаго прелюбодеющаго от тебе.12 Тако и брачнии обязываются пред Богом и ангелы его взаимною друг ко другу верностию, и ложе свое благословенное хранить во всякой чистоте и непорочности. Ибо, по учению апостольскому, не владеет телом своим муж, но жена: и не владеет телом своим жена, но муж.13

Якоже соединенные с Богом любовию благочестия ревнуют, дабы слава и честь любимаго ими Бога никем тронута быть не могла. Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители.14 Тако вступившии в супружнее обязательство чувствуют в сердцах своих ревность, дабы взаимная их любовь и честь никем не могла быть нарушена. Крепка бо, яко смерть, любы.15

Якоже обручники царствия небеснаго входят в радость путем подвигов, и все между собою будучи соединены, друг другу вспомоществуют в подвиге сем. Возмите иго мое на себе: и обрящете покой душам вашим.16 Тако брачнии входят в сообщение, чтоб в жизненном подвиге делить им все трудности, и друг другу ко облегчению бремени споспешествовать взаимною помощию, советом и утешением. И потому называются супруги, яко едино тягости ярмо мужественно влекущие: и для тогоже при бракосочетании пиют из единыя общия чаши.

Якоже обручившие себе Господеви тщатся, да многих породят духом, и умножат духовное семя Авраамле. Таков был Павел, который Коринфяном пишет: Благовествованием аз вы родих.17 И о таковых духовных чадах евангелие гласит: Иже прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя его: Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася.18 Тако вступившии в супружество обязаны воспитовати детей своих, и учинить их достойными общества членами, то есть, истинными христианами, и честными гражданами, да наслаждаясь любезным правом родителей, узрят чад своих окрест трапезы своея, яко новосаждения масличная.

Якоже входящие в торжество небесное предносят огнь чистейшия к Богу любви. И потому мудрыя евангельския девы ожидая входа в чертог жениха, украсиша елей со светильники своими.19 Тако брачащиеся держат возженныя свещи: что означает их внутренний взаимный любви огнь, возженный огнем Божия любви. Да будут чресла ваша препоясаны, и светильницы горящии.20

Якоже входящии в чертог Господень от десницы Божией бывают увенчаваемы, яко победители страстей, по оным апостольским словам: Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается ми венец правды, егоже воздаст ми Господь в день оный праведный судия.21 Тако брачащиеся при священном бракосочетания действии носят на главах своих венцы: что есть знамением, по толкованию златоустову, что они возторжествовали над всяким от страсти искушением, и сохранили девство до благословения Божия.

Якоже Отец небесный обручая нас себе, знамением перстня изобразил то во евангелии: видя бо сына от заблуждения к себе притекающаго, рече к рабом своим: изнесите одежду первую, и облецыте его, и дадите перстень на руку его.22 И потому благодать, о любви Божией сердце наше уверяющая, называется обручение духа. Тако и брачащиеся взаимную верность свою пред церковию свидетельствуют перстней пременением.

Якоже хотящии внити на брак небесный украшают себя ризою благих дел. И потому неимеющим сего одеяния вход в чертог запрещается. Почто пришел еси, не имый одеяния брачна?23 И они принуждены, сетуя пред дверьми чертога, сию жалобную произносить песнь: Чертог твой вижу, спасе мой, украшенный, но одежды не имам, да вниду вонь. Тако и брачнии, дабы их супружеский союз навсегда пребыл тверд и ненарушим, должны украшать себя добродетелию. И для того верховный апостол от супружников не столько требует обложения злата, или одеяния риз красоты, сколько того, чтоб был потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно.24

Якоже вси на небеси ангели радуются, видя сынов человеческих входящих на брак агнчий, и единаго с ними блаженства сподобляющихся. Тако брак, особливо царский, творит общую радость: ибо от сего благополучие обществу проистекает.

Сие славное царствия небеснаго уподобление самым делом днесь совершается. Дражайшие для нас Особы, любезныя имена, ПАВЕЛ и МАРИЯ, в предводительстве Августейшия Всероссийския Матери, вступают в брачный союз, и сим действием утверждают вкупе и блаженство отечества нашего, и блаженнаго всех нас с Богом соединения, в лице своем Божественное носят изображение.

Возвеселись убо и возторжествуй, Россия, любезное отечество, во благознаменитый день праздника твоего. Ты на дражайшаго ПАВЛА от младенчества до сего дне взирала, яко на любезный предмет радости своея, яко на утеху свою. Ты в беседах своих, ты в своих обетах, ты в молитвах своих всегда включала: О да благословит Вышний дом ПЕТРОВ! да благословит любезное Великия ЕКАТЕРИНЫ рождение! Да возставит он семя Российскому Израилю, и плодородием да украсит дом царствующий! Се зриши жертвы твоея курение небес достигшее, и небеса к нам преклонившее. Се зриши исполнение желаний твоих. ПАВЕЛ и МАРИЯ торжественно входят в священный брака чертог. Ангел хранитель предходит Им, и десница Господня увенчавает Их.

Да возрадуется убо душа ваша о Господе, О любезнейшая и благословенная Чета. Внидите в радость Господа своего. Возженныя любви Вашея свещи да не погасают никогда. Путь Вам устлан цветами. Вам плещут горы и реки, древеса плодоносныя востают на сретение Ваше. Зефир благоприятный веет на Вас. Светила небесныя все свое сияние изливают на освещение Ваше, желая содействовать умножению радости Вашея. Се зима прейде, дождь отъиде, цвети явишася на земли: время обрезания приспе, глас горлицы слышан бысть в земли нашей. Востани севере, и гряди юже, повей в вертограде нашем, и да потекут ароматы его. Глава Высоких Супружников наших, яко злато избранно, очи Их яко голубицы, ланиты Их, яко фиалы аромат, прозябающия благовоние: устне Их яко крины, каплющии смирну полну: руце Их златыя, наполнены Фарсиса, гортань Их сладость и вси желание. Дщери Сиони, дщери Российстии! изыдите и видите в царе Соломоне, в венце, им же венча Его Мати Его, в день обручения Его, и в день веселия сердца Его. Небесные жители! оставте светлости своя, и сладость радости небесныя с нашею соедините. Дражайшие Супруги! предначните нам торжество сие. Возвеселите очеса отечества Вашего на Вас взирающаго. Святость обетов Ваших, пред олтарем засвидетельствованных, да утвердит Вышний печатию Святаго Духа своего; и ложе Ваше святое и непорочное да оградит на всегда всесильным благословением своим.

А твое, Священнейшая Главо, Августейшая Любезнаго Тебе ПАВЛА Матерь! Твое Матернее сердце, каким днесь восхищается радости восторгом! Верховный царь света, по уверению Евангелия, сотворил преславный брак единородному возлюбленному сыну своему, дабы обручить ему добродетельныя сердца и средством сего таинственнаго соединения, ввести их в небесный чертог вечныя радости. И Ты, Всеавгустейшая МОНАРХИНЯ, нося всегда, а особливо днесь восприяв на Себя подобие Божие, сотворила брак возлюбленному и Единородному Сыну Своему, дабы сопрящи Ему любезную, и всеми дарованиями украшенную, МАРИЮ: а посредством сего благословеннаго соединения устрояеши блаженство отечеству Твоему, и всех Твоих верноподданных твориши участниками радости царствия твоего. Трудов Твоих да будет ВЕЛИЧЕСТВУ Твоему некоторым утешением и возмездием, яко любезная сия Чета, и род от Них произойти имеющий, будут вечными проповедниками дел Твоих. Мы же духовнии и мирстии, всякаго чина, и состояния, и возраста, Твои верноподданные, не имея чем вознаградить заслуги Твои, оную песнь, которую Архангел воспел блаженной Деве, всегда Тебе воспевати будем: Радуйся благодатная, Господь с Тобою.25

Ты же, Боже благословивый союз брачный! ( ибо судьбою твоею вечною сочетавается мужу жена ) утверди оный твоею благодатию, да узрят Они плод чрева Своего, и да процветают пред тобою в добродетели, яко новосаждения масличная. Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорских Высочеств в Санктпетербурге в придворной церкве, 1776 года, Сентября 26 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.