При миропомазании Благоверныя Государыни Великия Княгини МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ

СЛОВО

ПРИ МИРОПОМАЗАНИИ БЛАГОВЕРНЫЯ
ГОСУДАРЫНИ ВЕЛИКИЯ КНЯГИНИ
МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ.

Церковь, сие святое общество Духом Святым управляемое, радостнейшее днесь составляет торжество. К таинственному телу ея новый присовокупился член благороднейший: Особа, воспитанная млеком веры евангельския, получила достойное место между избранными Божиими. Верою Иисуса Христа просвещенная душа взошла в святилище дому Господня, основаннаго на догматах и установлениях, сколько с словом Божиим сходственных, столько не меньше и самою древностию достопочтенных. За сие Богу промышляющему о нас во благое благодарными признать себя должны мы в час сей. Ибо не токмо чрез сие истинна веры нашея более восприемлет сияния: но и самое общественное сожительство чрез то более утверждается. Совесть то каждаго признает, что святая вера не токмо есть основанием всех дел наших, но и крепчайший союз, взаимно нас между собою соединяющий. Принося убо благодарения жертву Богу, о нас промышляющему, при сем благословенном случае воспомянем мы в краткости слова и о собственном нашем к церкви сопричислении, каким путем взошли мы в сей великаго Бога дом, и какия приняли обязательства, чтоб вести себя достойно святости места сего. Таковым образом благодарность наша не словом токмо откроется, но и делом утвердиться может.

Рожденное от плоти, плоть есть, а рожденное от духа, дух есть,1 говорит евангелие. Каково начало, таково и происхождение: каково семя, таковы и плоды. Естьлиб естество наше в том оставалось неповинности и непорочности состоянии, в каковом оно было, когда вышло из рук Создателевых: то бытие наше не требовало бы паки бытия, и наше рождение, не имело бы нужды во отрождении. Но, по слову святому, прилежит человеку помысл на злая от юности его.2 Да и печальным опытом всяк на себе дознает, что склонности наши всегдашним подлежат искушениям, и чувства более льстят, нежели действует сила разума. Таковый состав, яко испорченный, требует поправления: такое дело, яко себя разстроившее, паки требует рук мудраго Художника. Сказал Бог во гневе праведном своем: И помысли Бог, яко созда человека, и размысли.3 О страшное Господне прещение! Надобно же, чтоб благость его и утешила бедность нашу сими евангельскими словами. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в него не погибнет, но имать живот вечный.4 Сей божественный Посланник, яко великаго совета Ангел, пришел на землю, и благовестил мир. От востока и запада и севера и юга собрал избранных Божиих, и в сие святое общество открыл путь водою и Духом. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царство небесное.5

Все действие есть Духа Божия: вода есть токмо видимым того знамением. Естьли вода может омыть черноту тела нашего: не паче ли Дух Господень силен есть истребить тление души, и влиять во оную новыя совершенства? Он одушевлял все твари еще небывшия: его сила не истощилась, чтоб падший дом паки не возставить, и чтоб образ Божий помраченный в первое не привести сияние.

Но что потребно для сего с стороны человека, яко создания свободнаго? в мысли познание истинны: в сердце раскаяние. Покайтеся, и веруйте во Евангелие.6 И к тому и другому действительныя средства Божия изобрела премудрость. К истинны познанию отверзста книга Евангелия: к раскаянию ведет правосудие и благость. Правосудие нераскаянным грозящее мщением наказания неизбежнаго: благость обещавающая кающагося принять в милость и во усыновление. Чья мысль столь была бы помраченна, чтоб и сим светом не просветилася? Чие сердце столь было бы ожесточенно, чтоб действием правосудия, паче же любви Божия отеческия, не было до глубины тронуто? еще ли мысль твоя в том усумневается? взойди в священную купель, и посмотри, водою сею вещественною не омывается ли нечистота тела твоего? больше ли ты уверен о действии сея воды, нежели о действии Духа Божия? Ах! возможно ли, чтоб при твоем истинны познании и при раскаянии сердца, всемогущая Духа Господня сила не произвела в тебе чудную перемену; чтоб душа твоя не возобновилась, яко орля юность; чтоб не ощутил ты в себе неповинности младенца непорочнаго, и радости мужа праведнаго?

Сие действие есть святаго крещения: сии суть плоды его: Рожденное от плоти, плоть есть, а рожденное от духа, дух есть. Ежели раждаемое дитя от плотских родителей приемлет подобие и в челе и в очах, и в устах, и в лице и в протчем тела составе: не не паче ли семя слова Божия в себя восприявшая душа, и действием Духа Святаго раждаемая, будет носить на себе священныя черты предвечнаго родителя? Рожденное от плоти, плоть есть: а рожденное от духа, дух ест. Елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася.7 Какая красота! какое благообразие должно быть таковым образом рожденнаго! в след сим путем шествовати начинающаго чада Божия глас Господень вопиет: Красотою твоею, и добротою твоею наляцы, успевай и царствуй.8

И дабы душа, даров Духа Святаго исполненная, осталась всякой неприязненной силе неприступною: благоволил Бог оградить оную Святым Миропомазанием. Как к ковчегу с драгоценными вещами прилагается печать, и тем не только означается драгоценность сокровища, но и предохраняется от всякаго прикосновения руки неправедныя: тако творит и Дух Святый. Наполнив чрез крещение душу безценными дарами своими, прилагает ко оной печать Миропомазания, да всяк, узрев сие знамение, узнает избраннаго Божия, и враг да не прикасается ему. С каковым царским преимуществом приветствует нас святый Богослов: И вы помазание имате от Святаго.9

По мере таковых Божиих к нам благодеяний должно быть и наше обязательство. Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся.10 И не напрасно сказано, что имеем мы помазание, от кого? от Святаго. Отрицаемся мы в крещении всех злаго искусителя дел, всего служения его, и всея гордыни его. И таковым образом отрекшись сочетаваемся Христу.

Облекся ты христианин в чистейшую святости одежду: блюди, да не опорочиши чем оную. Всегда во устах твоих да будет сие святое слово: Омых нозе мои: како паки оскверню их?11 Святое помазание возлиянно на главу твою: силу благоухания сего да сохраниши благотворением: заслужи любовию к Богу и к ближнему, чтоб и тебе было сказано: Миро излиянное имя твое.12 Новый завет, в который ты вступил чрез принятие таинств христианских, утвержден на любви запечатленной кровию Сына Божия. Сохрани сей завет, любя всем сердцем любящаго тебя. Нет ничего труднаго плененному любовию. Вся препобеждаем, свидетель Павел, для возлюбльшаго ны.13 Сим священным союзом должны соединены быть чада церкве. Ея ко всем нам матерний глас сей есть: По звавшему вас святому, и сами святи во всем житии будите.14

Запечатлев сие Духа Святаго учение на сердце своем, и предстоя днесь пред лицем Господа Вседержителя в общем церкве его собрании, принесем усерднейшия молитвы о сопричисленном днесь к собору избранных Божиих члене благороднейшем, Благоверной Княжне МАРИИ ФЕОДОРОВНЕ. Да процветает Она яко финикс пред Господем, и да возрастает добродетелию в дому Божии яко маслина плодовита: благочестие да обитает в непорочной душе Ея: шествуя всегда путем правды и истинны, да будет утешением Августейшему Всероссийскому Дому, украшением церькви, увеселением отечеству.

Ты же, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир, всесильное благословение свое не отъемлемо от Нея сохрани, и тем удиви на нас древния милости твоя, Господи! Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА в Санктпетербурге в каменном зимнем дворце, Сентября 14 дня 1776 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.