В день рождения ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА

СЛОВО

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.

Препроводив благополучно духовное торжество воскресения Избавителя нашего, котораго Павел называет перворожденным из мертвых,1 се новый возсиял нам благословенный день, благословенныя чада церкве Божия, и верные отечества сыны! Ежели всяк оный день и час, в который всесильною рукою из небытия приведен в бытие, воспоминает, или воспоминать должен со особливым вниманием, и с усердным чувствованием излившияся на него благодати из источника благости Божия; ежели сие внимание, и сие признательное благости Божия чувствование должно быть еще большее, когдаб воспоминали мы первыя блаженныя жизни дни тех особ, которые своими талантами и благодетельством составляют счастие многих: то что надобно думать и говорить о сем благословенном дни, который нам, то есть, всей России, любезному отечеству нашему, даровал увидеть Августейшую Особу, к счастию России, и к благодетельству рода человеческаго предъопределенную?

Предъопределенную, говорю: ибо мы уважая истинну Божияго слова, веруем, яко Их же Бог предъустави, тех и призва, а их же призва, сих и оправда, а их же оправда, сих и прослави.2 Когда же по сим священным словам призвание, без сомнения, в каковуюлибо важную и отличную должность, есть следствием предвечнаго Божия предъуставления, то каковое же звание важнейшее быти может, якоже звание Царское? следовательно предъуставление на таковое звание, есть из первых, которое подписует нетленный перст Божий.

А таковое разсуждение и отверзает нам дверь взойти в пространнейшую материю: а имянно, не токмо о том, как прямо разуметь надлежит оное Духом святым чрез Павловы уста объявленное предъуставление, призывание, оправдание и прославление: но и каким образом всякаго рода звания верховному званию Царскому споспешествовать, и ко одному концу стремитися долженствуют?

ИХ ЖЕ ПРЕДЪУСТАВИ, ТЕХ И ПРИЗВА.

       Разумна от века суть Богови вся дела его, по словам писания святаго.3 Не тако зрит Бог, якоже зрит человек. Как он составляет сам собою вечность, то ничего прешедшаго, ни будущаго прямо ему присвоить не можно: вся пред ним суть настояща. Не токмо несть тварь неявленна пред ним: но и вся дела нага и объявленна пред очима его.4 Несоделанное мое, во ужасе вопиет к нему Пророк, видесте очи твои,5 в книзе же твоей и несодеянная моя написана у тебе суть. Сие существо вечное, есть притом благое и премудрое. Благость его есть источником совершенства тварей: а премудрость полагает всему приличнейший порядок. Тварь каждая в бытии своем и в действиях прямо зависит от сих двух великих начал: ибо иначе тварь ниже бы тварию быти могла.

Когда же сие таким образом есть, как в том нас уверяет и свет разума, возжженный от предвечнаго света, и самое слово Божие: то положим, что некто имеет родиться отселе после тысящи лет. Всевидящее око так на то взирает, как бы уже оно было в настоящем времени. Когда всеблагая воля хощет тому получить бытие: а премудрость в том не усматривает, как токмо клонящееся к совершенству и тоя производимыя твари и общаго союза: то и состоит в сем предъуставление вещи тоя: Их же предъустави, тех и призва.

Примечать при сем внимательно надлежит, что некоторые, при разсуждении о предъуставлении, неосновательно заключают, якобы предъуставлением подлежат все дела наши необходимости, и свободность человеческих действий более места иметь не может. Ибо, де, как чему быть предъуставлено, тому так должно быть необходимо.

Но таковое заключение само собою опровергается. Ибо оно из предъуставления не слепаго, но на безконечной премудрости основаннаго, никак следовать не может. Подлинно тому должно быть, как чему быть предъуставлено: но оно предъуставлено быть так, как сходственно с совершенством производимыя вещи, и общаго союза. Совершенство человека есть свободность действия: предъуставлением, яко на премудрости основанным, сие совершенство должно быть сохранено и сохраняется. Когдаб ты взирал на человека в настоящем его действии, надобно положить, что он тогда неотменно действует, естьли твое зрение тебя не обманывает: но сие твое зрение не наносит необходимости действию его, и свободности от его действия не отъемлет. Всевидящее око взирает на твои будущия действия, яко на настоящия: и сие Божие зрение есть истинно, и обманутися не может. Но как действие твое, по уставу премудрости Божия, должно выходить из начала дарованныя тебе свободности, то и предъуставляется, оному действию быть сходственным с тем Божественным началом. И так и предъуставление остается обманутися не могущим, и свободность ненарушимою. Бог на пример от самой вечности предвидел Петрово покаяние: но как же предвидел оное? что Петр по падении разсуждением своим поймет слабость падения своего, собственною совестию своею будет обличаемь, возчувствует стыд, и чрез то придет в прямое раскаяние прегрешения своего. Воля Божия не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему:6 премудрость в таковом Петровом расположении не видит, разве что клонится к совершенству его и общаго союза: из сего выходит предъуставление о покаянии Петровом: и как сие предъуставление есть неложно, так и Петр произвольно и свободно приносит покаяние.

Таковое о высоком предъуставления догмате разсуждение не утверждается на одних мыслях наших, но на учении православныя нашея церкви и на слове Божием. Богодухновенный Павел в том же самом, нами изъясняемом месте, где он сказал: Их же предъустави, тех и призва: не оставил сказать и сие: Любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предъуведению званным.7 И так по сему Павлову учению предъуставляются и призываются в славу те, которых предъусмотрена любовь к Богу: а любовь из действий есть свободнейшая, и принужденная любовь быть не может. Их же предъустави, тех и призва.

Из предъуставления выходит призывание. И сие призывание Божие должно относиться до какойлибо важной и отличной должности. Ибо по разуму Апостольскому, призываются токмо те, которых предъусмотрена отличная добродетель: Сущим по предъуведению званным.

Когдаб отверзста нам была вечная судеб Божиих книга, то увидели бы мы в ней, что прежде сложения мира предъусмотренныя Давидовы добродетели, благочестие, просвещение, великодушие, дух владычный, в ней записаны; и потому определено, чтоб Давиду во свое время призвану и помазану быть в Царя Исраилева.

О велие таинство! какое должно быть смертнаго преимущество, что все его добродетельныя дела, какия он во времени совершает, внесены в божественную судеб Господних книгу от самыя вечности! Какое сильное есть сие к добродетели побуждение! Ты проходишь звание свое, и в тоже время Отец веков взирает на план дел твоих, его очам всегда предлежащий. Какое должно быть твое усилие и ревнование, дабы тому точно соответствовать, и не впасть в сие несчастие, чтоб изглажену быть из книги живота! Ибо, по евангельскому же словеси, суть и званни, но не бывают избранни.8 Каковаго рода суть те, которые в благом добродетели подвиге ослабевают, и начав свято, безчестно окончевают. Но которые течение свое совершают без всякаго разслабления и превратности, те суть не токмо из числа предъуведенных, предъуставленных, и призванных, но и оправданных. Их же призва, сих и оправда.

Оправдание истекает из точнаго в звании своем поступания к тому концу, к которому кто призван. В Царское ли кто от Бога позван служение? да бдит о благополучии врученных попечению своему, и да тщится великое служение свое непорочным представить Царю царствующих. Вручены ли кому судейскаго правосудия весы? да тщится таковый быть покровителем неповинности, да судит прямо сиру и смиренну, и да боится, да не како поразят его сии Духа святаго слова: Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете.9 Принял ли кто на себя иго пастырства духовнаго? огнь справедливыя и святыя ревности да возжигает сердце его, да с непорочною душею стоя при святем жертвеннике, ходатайствует о себе и о людских невежествиях, и да страшится когдалибо услышать сии великаго Пастыря слова: Крове погибшия овцы от руки твоея взыщу.10 Воинствует ли кто под славным знаменем защиты отечества? да приносит священную жертву жизни своея за тот предмет, которому одолжен жизнию своею: и да ободряет себя тем, яко цена заслуг его единым нетленным венцем может достойно вознаграждена быть. Другое ли какое проходит кто во обществе звание? да прилагает таковый ко исполнению должности своея всякое рачение, безпристрастие, верность и честность. Одним словом: всяк, в нем же кто призван, в том да пребывает пред Богом.11

Естьли так призванные проходят должности свои, тогда они праведни пред Богом и пред человеки, и тогда на них исполняется оное Божественное изречение: Их же призва, сих и оправда.

Когда же человек достиг пред Богом и человеки быть оправданным, то из сего непосредственно и само собою выходит прославление, Их же оправда, сих и прослави.

Сие есть естественное устроение, чтоб добродетели никогда не остаться без награждения. Скорее быть может солнце без теплоты, нежели чтоб дело благое не было препровождаемо должным воздаянием. Сие удовольствие внутренее, какое чувствует человек, честность паче всякаго наблюдающий, сие спокойствие духа, котораго порочные не имеют и не знают, сия радость сердечная, которая только единым сынам Божиим предъоставлена, сей внутренний вопль: Авва Отче,12 которым они означают свое с Богом усыновление, сие сильное уверение, по которому почитают они себя быть под особливым покровительством Всемогущаго; все сие не есть ли довольное награждение и знаменитое прославление праведных Божиих? Их же оправда, сих и прослави.

Да умолчу уже о том, что сиеже добродетели естественное воздаяние, и временными наружными выгодами утешать не оставляет промысл Божий: яко то почтением от людей, награждением чинами и довольным содержанием, добрым добрых людей мнением и похвалою, безсмертием имени в роды родов: Их же бо оправда, сих и прослави.

Се видите священный союз путей Божиих. Дабы сей союз Божественный точно сохранен был, не довольно, чтоб всяк токмо взирал на частную должность свою, но чтоб умел и тщался оную соглашать со общим концем, дабы все звания между собою были соединены неразлучно, и все бы свое имели отношение к единому общему благу. Сего требует единость тела общества, дабы и единым духом было оживляемо. Сего нам у Отца небеснаго испрашивал ходатай Бога и человеков, когда в молитве своей со слезами и воплем крепким приносимой говорил: Отче! да будут сии едино, яко же мы едино есмы.13

И как всякий союз, чтоб был тверд и неразрушим, требует основания, дабы все союз составляющия части имели, к чему им присоединяться, и на чем утверждаться должно, то потому пекущееся о роде человеческом провидение и поставило во общественном союзе главою и основанием верьховнаго Правителя, власть Царскую. На сию Богом поставленную главу должны мы взирать, яко на фарос священный, дабы плавание общаго корабля было благопоспешно и спасительно.

Ежели какая страна на земли есть столь блаженна, что ея благосостояние мудро укреплено в священном узле Монаршия власти, то сим благословением Божиим особливо хвалиться может благословенная Россия, любезное отечество наше. О сей верьховной Государственнаго союза Главе весьма пристойно можем мы сказать, что Павел о таинственной главе церковнаго тела Христе Господе написал: яко из него все тело составляемо и счиневаемо приличне, всяким осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию.14 Да и самый опыт истории нашея доказывает, что с самаго того времени, как Богом поставленная Монаршая власть твердое у нас получила основание, священный дом России, якоже дом Давидов идяше и растяше и укрепляшеся зело зело.15

Сим неоцененным счастием наслаждается Россиа ныне, в Священной Особе Твоей, Августейшая Главо наша и МОНАРХИНЯ Просвещеннейшая и Человеколюбивейшая! Весть Господь сущыя своя.16 Сии великия дела, которыя ТЫ, проходя служение Свое, совершаеши в смиренномудрии духа, в вечной судеб Божиих книге были прежде век написаны; прежде, нежели горам быти, и земле создатися, всевидящее око взирало на Твою добродетель: и потому премудрость его предъуставила ТЕБЕ произойти на театр мира сего: предъуставив позвала на сие Царское служение: призвав оправдила: а оправдив и прославила: славу Твою проповедует свет. Усмиренная мужеством Твоим и мудростию презорливая гордыня бываго неприятеля, доставленный отечеству Твоему славный мир, заставляют все страны света обращать внимание свое на седящую на Российском Троне. Се слава твоя. Их же оправда, сих и прослави. И в сей славе Твоей соучаствуем и мы. Превозносимей бо ТЕБЕ Главе нашей, и мы, аще и недостойные управляемаго ТОБОЮ общественнаго тела члены, из сего сладчайшаго пием источника. Сии милости, выгоды и облегчения, оказанныя ТОБОЮ подданным Твоим, составляют свойство благодетельныя души Твоея. Да возчувствует сердце Твое все утешение, каким добродетель Бог награждать благоволит.

Мы же празднуя всерадостный день благословеннаго рождения Твоего, день виновный таковаго России счастия, падши пред престолом благоутробия Божия, молим его всею верою нашею, да ТЕБЕ, Любезную МАТЕРЬ отечества, и с Сим Благословенным и Августейшим Наследием Твоим укрепит к продолжению того славнаго течения, которое столь благопоспешно с помощию его святою совершаеши. Аминь.

Сказывано в Москве в придворной церкве, в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ, 1775 года, Апреля 21 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.