В день Сретения Господня

СЛОВО

В ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Естьли нынешнее празднование разсматривать по силе той, как оно в ныне читанном евангелии описано, то открылся бы нам неизчерпаемый источник нравоучения. Но мы приметим два только сии важныя обстоятельства: 1.) Что принесен был отрок Иисус по рождении своем в четыредесятый день во храм Господень, в воспоминание чего настоящее празднование уставлено. 2.) Что старец Симеон увидя совершение надежды Израилевой, возрадовался духом, что он из света сего отходит с миром: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко! с миром.1

Ежели сии только два великия обстоятельства внимательнее разсмотрим мы, то много можем возпользоваться, чтоб и жизнь свою вести нам исправнее, и спокойствие духа не потерять во время смертнаго часа.

Что надлежит до перваго: Блаженная Иисусова мать, тщательнейшая заповедей Господних исполнительница, зная, что закон повелевал рожденное дитя по четыредесятих днех принести в церковь пред лице Господне, в сей день над благодати исполненным младенцем своим сие священное действие совершила.

Но почто уставил сие закон Божий; почто? А.) Чтоб засвидетельствовать Творцу всякаго существа благодарность за дар, какова дражае ничто быть не может. Ибо что для родителей может быть дражае, как любезный плод чрева своего, в котором сияет естественное их изображение, и который и сам собою и продолжаемым родом вечно сохранит память и имя их?

В.) Чтоб посвятить новорожденное отроча на службу Божию: чтоб записать его в число верных рабов его, и чтоб он под священным его знамем воинствовал мужественно против всяких страстей и соблазнов мира сего.

Г.) Чтоб испросить и себе помощь и просвещение, уметь воспитать дарованное чадо во благонравии и честности, и предостеречь его от всякаго развращения: а притом чтоб и самому отрочати испросить всесильное благословение Божие, ко укреплению его слабостей, ко утверждению в истине, и к преплытию благополучно пространнаго жизни сея окияна, в которое бедственное плавание он уже вступает.

Вот для чего закон Божий уставил в четыредесятый день приносить новорожденное дитя во храм Господень.

Сие важное, чтоб приносить в четыредесятый день младенца во храм, действие церковию христианскою утверждено, и ныне у нас совершается: но совершается с малым вниманием, или, едва ли не можно сказать, и с пренебрежением.

Родители или не понимают силы действия сего, или оба лица, отец и мать, при сем священном обряде не присутствуют, или поверяют вместо себя другим неважным лицам младенцев приносить в церковь: а иные сей яко ненужный обряд и совсем оставляют.

Какая же наша благодарность пред Отцем веков за дражайший дар, которым он нас благоволил благословить, благополучным разрешением утробы матерния и дарованием сладчайшаго плода?

Какое малое внимание о том, чтоб торжественно посвятить младенца Богу на всегдашнее и безпорочное служение ему?

Какое нерадение о благовременном предуготовлении, чтоб положить твердое основание о добром воспитании сына или дщери, и о изыскании средств утвердить их мягкие члены во благонравии, и с младенчества привадить их к добродетели?

Ежели мы сего не исполняем, или еще о сем и нерадим, то почто же и празднуем день сей? почто, говорю, празднуем день сей? Но можно ли еще празднование таковое и почесть празднованием, когда мы силы празднования не разумеем, или ежели и разумеем, но на деле самом иное показываем: а тем самым и силу празднования разрушаем, и самое празднование пременяем в тщетный и безполезный обряд?

Нет! возлюбленнии! радости празднований церковных не пременяйте в плачь и сетование. Ибо когда дела наши не соответствуют тому намерению, для котораго празднования уставлены, тогда нам прилично не пениями и песньми радостными оглашать сии священныя собрания, но должно облещися во вретище, посыпать главу свою пеплом, и ударяя в перси проливать слез источники, принося покаяние о своих согрешениях, и прося благодати ко исправлению жизни нашея.

Таковое действие подлинно было бы печально: но оно обращается в радость: таковые слезы омывают наши грехи: таковое в перси ударение отверзает в нас вход Духу Святому: таковое сетование принесет праздникам нашим веселие, и возбудит глас наш и язык на слова и песни торжественныя.

Сей есть первый пункт, который примечание наше заслуживал, что принесен был отрок Иисус в четыредесятый по рождении своем день во храм Господень.

Теперь да предстанет нам и старец Симеон, и зело прилично ему предстать: ибо как жизнь нам начинать, представляет евангелие во образец младенствующаго Господа Иисуса, а как жизнь оканчивать, представляет старца Симеона.

Скажи нам, летами и добродетелию созревший муж! как нам оканчивать течение жизни, и входить в вечность? Он говорит, что надлежит жизни течение оканчивать и входить в вечность с миром:Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко! по глаголу твоему с миром.2

О блаженная кончина, когда кто к ней приближается в спокойствии духа, с миром.

А чтоб нам яснее выразуметь сию мирную кончину, к которой все мы приближаемся, то посмотрим на тех, которые те же с Симеоном могут сказать слова при последнем издыхании своем, и которые сего утешения участны быть не могут.

Добрый судия, который трепетал на одно воспоминание неправды, и который своим утешением поставлял доставить справедливости удовольствие, отходит от света сего с миром.

Трудолюбивый земледелец, который в поте лица своего снискивает себе и дому своему пропитание, удаляясь от лености, пиянства и обмана, отходит от света сего с миром.

Честный купец и художник, который прибытком своим то только почитает, что не нарушает честности, страшась что-нибудь приобретать ложью, неправдою, и обидою другаго, отходит от света сего с миром.

Мужественный воин, который служил Богу и Государю верою и правдою, принося кровь свою в жертву отечеству своему, отходит от света сего с миром.

Благословенные супружники муж и жена, которые хранят взаимную между собою верность и любовь, и воспитав чад во благонравии, промыслили им пристойныя и полезныя в обществе должности, отходят от света сего с миром.

Ревностный пастырь, который хранит таинство веры в чистоте совести, и предшествует стаду своему примером добрых дел, отходит от света сего с миром.

Монах, который данныя пред Богом и ангелы его обещания, чтоб препровождать жизнь свою в целомудрии, воздержании и послушании, сохраняет, всемерно убегая блудодеяния, пиянства, роптания, и праздности, отходит от света сего с миром.

Все таковые отходят с миром: а когда отсюду с миром, то есть, в спокойствии духа, без смущения совести отходят, то предстанут они пред суд Божий во уповании: и окиян вечныя радости излиется в исполненных миром душах их.

Сколь же напротив те несчастливы, которые отходят от сего света в смущении и безпокойствии: ибо сие есть знаком, что прежде нежели осудил их суд Божий, уже осуждены они от собственной совести своей.

Как например тот судия, при последнем дыхании своем, вообразив, что надобно ему в сей час предстать пред суд Бога нелицеприемнаго, не содрогнется весь, который судейство почитал для себя случаем, чтоб больше собрать имения, и туды весы свои наклонял, где усматривал больше злата и сребра?

Как тот земледелец при смерти своей не исполнится весь страха, который при случае исповеди подумает, что он всю свою жизнь прожил в лености, грабительстве, лже и обидах?

Какой при смерти покой тому купцу, и тому художнику, который числом и весом и мерою всегда обманывал, и думая о прибытках, и душу и совесть почитал заничто?

Какое утешение при часе смертном может иметь тот воин, который бегал от службы, или житие и руки имел нечистые?

Как не приведет в смущение и страх открывшаяся над главою смертная коса тех мужа и жену, которые и между собою жили нечисто и в сварах, а потому и детей своих примером своим развратили?

Какой ужас должен объять при входе в двери вечности того пастыря, который просвещением был самая тьма, а житием один соблазн?

Каким страхом и трепетом, видя предстоящую смерть, должна поражена быть душа того монаха, который блудодействием осквернил себя, или пианством помрачил мысль и совесть, или праздностию разслабил все силы свои?

Все таковые не могут при кончине жизни своея сказать с праведным Симеоном: Ныне отпущаеши раба твоего Владыко! по глаголу твоему с миром.3 Нет: но разве сии во устах их слышны будут печальнейшия слова: почто родился я? или почто скоро по рождении не обратился паки в пепел и в ничтожество? проклят буди час рождения моего. Куды ни обращу я очи и мысли свои, везде вижу уже написанное для меня определение осуждения. Нет надежды мне ко спасению, во страхе, ужасе и отчаянии оканчиваю окаянную жизнь свою, Яко несть мира в костех моих от лица грех моих.4

Но чтоб не постигла кого из нас сия ужасная судьба, к тебе обращаемся, мертвых воскресителю и грешных искупителю, Господи! мир твой подаждь нам, и сему морю страстей, мир наш возмущающему, всесильным словом твоим воспрети, да утихнет от волнения: чтоб могли и мы с праведным Симеоном, когда будем предавать дух наш в руце Твои, непостыдно сказать сии слова: Ныне отпущаеши раба твоего Владыко! по глаголу твоему с миром. Аминь.

Сказывано в Троицкой Лавре 1776 года, Февраля 2 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.