В неделю Мытаря и Фарисея

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ МЫТАРЯ и ФАРИСЕЯ.

При случае отъезда из Москвы
в Санктпетербург, 1776 года.

Когда мы собрались в сей священный храм, чтоб приношением усердных молитв и жертвы излиять сердца свои пред Господем: тогда, в сие самое время что нам благовествовало Евангелие?1 объявляло так же о двух человеках вшедших в церьковь помолитися: из коих, де, един Фарисей, а другий Мытарь. Фарисей, то есть, человек почитаемый за знающаго закон и волю Господню, и который и о себе мнил, что он вождь слепым, свет сущим во тьме, наказатель безумным, учитель младенцем: а Мытарь, то есть, который в мнении народном почитался не токмо невежею, но и думающим об одних, какиеб-то ни-были, способах, как корысть приобресть.

Не льзя, кажется, подумать, чтоб Фарисей пред Мытарем не оказался в богослужении исправнейшим, добродетельнейшим и богоугоднейшим: но иные суть суды Божия, иныя мнения человеческия. Мытарь, по свидетельству небесныя истинны, изыде из церькви оправдан в дом свой паче Фарисея. Оба они плыли: и у одного был нагружен корабль богатством добродетели, но в самом пристанище он корабль свой потопил: а другой привлек корабль праздный, или паче наполненный неправдою и мытарствами мирскими, но нагрузив он корабль свой безценным сокровищем благости Божия и милостиваго оправдания его, благополучно поплыл во свое отечество.

Примеру сему с великим прилежанием внимать мы должны. Ибо мы по долгу христианскому так же, особливо во дни воскресные и праздничные, приходим в церьковь помолитися. Какое же бы было несчастие наше, естьлиб в пристанище самом потопли мы: естьлиб пришед во врачебницу, во оной не исцеление, но больше болезни своей усиливание получили мы? Мир полн соблазнов: и что? естьлиб из самаго того места, где мы от мирских соблазнов убежище себе обрести надеемся, из самаго того места вышли, нося печальнейший знак гнева Господня! О страшный жребий, достойный пасть на одних токмо сосудов гнева!

А чтоб нам, возлюбленнии! исходить из святаго места сего с Божиим благословением, то надлежит в оное приходить с надлежащим приуготовлением. А к лучшему сего выразумению, разсмотрим мы следующее.

Сколько Мытарь ни-был занят мирскими суетами и корыстолюбием, но приходил в церьковь помолитися. Будучи он в прочем развращен, но сию нужную и спасительную для себя мысль не потерял, что надобно в церьковь приходить помолитися. Сия то мысль была для него дражайшею надеждою ко исправлению жизни своея: которая надежда его и не обманула. Он видно разсуждал в себе: пусть я много согрешил; пусть я отяготил совесть свою неправдою; пусть я заслужил гнев Божий: но при всем том буду я ходить в церьковь молитися. А восьлибо воззрит на меня человеколюбивое око Божие; а восьлибо благодать его коснется окаяннаго моего сердца; а восьлибо семя слова Божия падши на моей души произрастит некоторый благий плод. Поистинне так Мытарь в себе разсуждал. Ибо иначе не вздумал бы никогда он приити в церьковь помолитися. А естьлиб он от сего святаго места себя навсегда отдалил: в неисправности и в нераскаянии окончал бы свою окаянную жизнь: се бо, вопиет Давид, удаляющиися от тебе погибнут.2

Вот видимая польза, какую мы приобретать можем в сих храмах священных. Так что же мы думать должны о тех людях, которые подражают Мытарю, бегая за прибытками и муча душу свою алчбою корыстолюбия, но не подражают Мытарю хождением в церьковь помолитися: которые в самые те часы, когда мирная о всем мире приносится жертва, стоят праздны на торжищах, бегают по домам, ища в непостоянстве человеческом себе покрывательства, думают себе найти отраду в плотских увеселениях, которые обыкновенно оканчиваются горестию. Что о таких людях думать должны? по человечеству и единоверию сожалеть и воздыхать: тем паче, что они чрез то лучшую, или паче единственную ко исправлению своему теряют надежду.

А те не сожаления токмо и воздыхания, но и слез и рыдания достойны, которые, находясь в печальнейшей раскола тьме, совсем отторгаются от божественнаго христиан сословия. Боже мой! да пусть бы они хотя от любопытства пришли созерцать духовнаго таин святых совершения, и отправления священных церькве обрядов: мню, и уверен есмь, что самый сей их хотя любопытный в церьковь приход благодать Божия обратила бы им в случай, внимательнее вникнуть в свое заблуждение. Но удаляяся от церькви, подвергают себя оному страшному изречению: Ослепи очи их, и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем и обратятся и исцелю их.3

Почтимся убо, возлюбленнии! держатися олтаря Господня, не иначе, яко якоря священнаго. Здесь, естьлиб наши каждаго молитвы не достойны были воззрения Божия: то всея церкве молитвы много нам вспомоществовати могут.

Но не довольно токмо приходити в церьковь, но надобно и пристойное дому Господню иметь расположение. Видим мы пример самый несчастливый на ныне помянутом Фарисеи. Он и ходил в церьковь молитися, не был хищник, как Мытарь: постился два раза в неделю: десятую часть от своего имения отделял на содержание церькве, причта ея, и бедных: но понеже явился пред лицем Господним с видом самохвальным, и сам своим делам положил цену прежде суда Божия, то его не упользовало ни хождение в церьковь, ни пост, ни молитва.

Но чтоб нам отдать должную честь сим великим добродетелям, то есть, посту, молитве и милостыне, которыя всегда угодны Богу и безплодны быть не могут, то я думаю, что Фарисей оный не имел в сердце своем сих добродетелей. Он ежели ходил в церьковь, то по одному обыкновению, по благопристойности, а не по внутреннему сердца движению. Он ежели постился, то или от лицемерия, или по привычке, или в тоже время, в которое от ядения воздерживался, не воздерживался от страстей: ежели он давал милостыню, то или по самохвальству, или чтоб величавое от людей получить о щедроте своей мнение, а чрез тоб скорее достигнуть некоторых страстных своих намерений.

Понеже, подумайте прошу, можно ли, дабы тот человек, который приходит в церьковь, чтоб созерцать совершенства Божии, и в сравнении их узнать свои недостатки: который постится, чтоб смирив плоть свою, и укротив страсти, более дать силы действовать духу и разуму: который дает милостыню с тем, чтоб отпустил ему долги Вышний, яко же он отпущает должником своим: возможно ли, чтоб человек с таковым расположением пришедый в церьковь помолитися, возмог пред Всемогущим величаво исчислять свои дела? Нет! он возопиет с Мытарем: Боже милостив буди мне грешному:4 он скажет со Авраамом: Аз же есмь земля и пепел, и пад ниц поклонится Господеви.5

А из сего, благословении христиане! да заметим в нравоучение свое, что естьли мы ходим в церьковь с добрым расположением, ежели постимся постом истинным, ежели милостыню даем с благим намерением, то не можем опасаться Фарисеева осуждения. Не хождение в церьковь было ему причиною несчастия, но худое намерение: не пост, но лицемерие: не милостыня, но самолюбие и самохвальство.

Опять Мытаря оправдало не мытарство, но сокрушение: не корыстолюбие, но раскаяние.

Удалимся пороков Фарисеевых, да подражаем Мытареву смиреномудрию и раскаянию. Да будем прибежны к церьквам Божиим, и тщательны к выразумению закона его: да ходим правым путем Господним, и с восходящим олтаря фимиамом да возносятся вкупе молитвы наши к небу. Сохраним между собою любовь и согласие, и уверим сердце свое, яко един надежный путь к счастию, добродетель есть.

Сим пастырским моим к вам увещанием печатлею не токмо сие слово мое, но и все бывшия в прешедшее время скудныя мои к вам поучения. Ибо я, Богу тако изволившу, должен от вас возлюбленная паства! на время разлучитися: разлучитися телом, но не духом.

Ты же Боже! единый истинный пастырь, глашаяй овцы по имяни, сохрани любезную тебе паству сию в мире: да утешая себя верою во храмах сих, возвеселятся совершенно в небесном твоем храме, блаженным лицезрением твоим. Аминь.

Сказывано в Кафедральном Чудове монастыре 1776 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.