Слово сказыванное во граде Калуге при случае присутствия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА во оном граде

СЛОВО

Сказыванное во граде Калуге
при случае присутствия
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА
во оном граде, 1775 года, Декабря дня.

Не может для вас, счастливые обитатели града сего, большее быти торжество, как в сей день, в который обрадовал вас Бог посещением Августейшия своея Государыни, и Дражайшия Матери отечества. Вы, естьли воображением токмо единым ЕЯ священныя особы, и чувствуя плоды мудраго ЕЯ правления, веселием и радостию наполнялися: то какое должно быть удовольствие ваше, сподобившись днесь узреть и сладчайшее лице ЕЯ? Моисей удостоившись беседы с Богом на горе Синайстей в сени и гадании, когда после тоя чудныя беседы сходил с горы, то лице его просияло, и светозарные от себя испускало лучи. Подобною, вижу я, лица ваша сияют днесь радостию, и яко лучи испускают, видимые знаки внутренняго веселия вашего, когда взираете на Августейшую особу, носящую на себе образ Божий, и слышите сладчайший глас ЕЯ. Блаженным и себя почитаю я в час сей, что при первом, по долгу пастырства моего, града сего посещении, имею вожделеннейший случай, быть участником торжества вашего, и с радостными вашими восклицаниями соединить недостойныя молитвы мои о сохранении здравия Великия нашея Монархини, и о благостоянии благословенныя державы ЕЯ.

Но еще более увеличится радость наша и удовольствие, когда примем в разсуждение, какое есть намерение, что Монархиня наша столь трудныя предприемлет путешествия, истощавая силы свои, и оставляя покой свой.

Вообразим себе, что вся пространнейшая Россия есть яко священный вертоград, в котором Помазанница Господня Монаршею рукою своею сеет и насаждает различныя семена мудраго правления. Сей великий труд должен иметь успех свой и плод. И потому попечительный дух ЕЯ возбуждает преходить страны и места владения своего, да возвеселится о делех руку своею, и да благословит Господа труды ЕЯ благословляющаго. О намерение достойное попечительнаго сердца Матерняго! О подвиг воистинну мужественный и Царский!

В соответствие сему спасительному намерению должны мы так себя расположить на сей час и навсегда, чтоб Монаршее око ЕЯ с одной стороны взирало на нас, яко на истинных христиан, с другой, яко на честных граждан. Во усмотрении в нас сих двух великих свойств состоит совершенное удовольствие ЕЯ.

Исполнение сих двух должностей означает достойнаго члена общества. Недостаток в том или другом разрушает благополучие как общее, так и частное каждаго.

Разсуждение о сем по существу своему должно быть пространнейшее: но мы столько онаго коснемся, сколько обстоятельства времени дозволить могут.

Вера, и закон правительства столь между собою суть соединенны, что одно без другаго быть не может: и следовательно одно другому спомоществует. И потому как упражнение в одних действиях веры со оставлением исполнения обязательств гражданских быть недолжно: так и исполнение одних гражданских обязательств, с пренебрежением или оставлением действий веры есть недостаточно и опасно. Ибо в первом случае не-был бы истинный плод веры, но лицемерие: а во втором было бы действие по видимому удовлетворительное, но твердаго основания неимеющее, а потому и не надежное, яко только к одним случайным обстоятельствам себя принаравливающее.

Таковая мысль сама собою есть всякому ясна и основательна: но не тем ли должна быть для нас любезнее святость веры, когда она сама сию мысль нашу утверждает, и как бы отрицаясь своих преимуществ прямо открывается, что не довольна она, когда кто единственно к действиям ея себя привязывая, оставляет гражданина обязательство? Что бо значат оные Спасителя нашего слова: Воздадите убо яже Кесарева, Кесареви: и яже Божия, Богови?1 Что значат сии евангельския слова? Не прямо ли христианина с гражданином совокупляют нераздельно; и не ясно ли утверждают, что жертва возносимая Богу тогда ему есть приятна, когда возженна она усердием и повиновением к особам, представляющим на земли образ его? Так как и сим лицам воздаемое повиновение не может не быть сумнительно, естьлиб мысль не возносилась благочестием к той верховной власти, от которой они на земли поставлены. Воздадите убо яже Кесарева, Кесареви: и яже Божия, Богови.

Но почтоб нужно было сим двум великим должностям всегда быти совокупленным? почто? но их и предмет есть един, и конец един. Предмет, честность совести: конец, благополучие и временное и вечное.

Закон правительства повелевает всякому, проходить пристойную должность: вера и самую совесть к тому обязывает. Закон правительства представляет нерадивому и развратному безчестие в обществе и наказание: вера претит таковому Божиим неблагословением и гневом. Закон правительства уставляет прилежному и честному должности исполнителю временныя выгоды и награждения: вера обнадеживает таковаго, что и в самой вечности будет он наслаждаться плодами честности своея.

Естьлиб одного из сих в ком не доставало: без сумнения можно будет заключить, что в нем или вера лицемерная, или честность притворная. А потому муж двоедушен, и неисправен во всех путех своих:2 следовательно, ни к небу ни к земли прямаго отношения иметь не может, и есть некоторой урод в человечестве.

Но почто многими разсуждениями сию истинну утверждать, когда она во благоучрежденном и православием цветущем отечестве нашем самым делом исполняется? когда в нем и вера евангельская утверждает законы правительства, и законы гражданские признают оную за основание свое? Нет святее союза сего: но нет же ничего и действительнее: ибо всему тому Сама Монархиня наша священным примером своим предшествует. Мудрыми законами своими утверждает Она силу веры: а сия небесная дщерь охотно подает им руку помощи: так что радостно с Давидом, и хвал Божиих воспевателем, и Царем Израилевым, можем воскликнуть: Вера и истинна сретостеся, правда и мир облобызастася.3

Сие видя священное сочетание в подданных своих, Великая Монархиня веселится духом своим. Сие токмо в предприемлемых ЕЮ трудах и путешествиях может быть утешением и облегчением. Сколь убо усладительно должно быть зрение таковыя Матери чадолюбивыя всякому: но не паче ли днесь жителям града сего?

Никогда еще им не возсиявал столь радостный день: ибо Великая ЕКАТЕРИНА, первая из Монархов Российских, град сей присутствием своим удостоила. И потому они посещением ВЕЛИЧЕСТВА ЕЯ, а с ними и мы все вкупе, столь обрадованы, что кажется и зима пременилась для нас в краснейшую весну, и лето Господне приятное, пророком предсказанное, нам днесь открылося. Да низпослет Вышний на священную главу ЕЯ благословения свои, по мере наших желаний: ибо наши желания безпредельны, и усердие нелицемерно, аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.