Слово увещательное к жителям града Калуги

СЛОВО

Сказыванное при первом посещении
града Калуги, 1775 года, Декабря дня.

Уже зрю я и богоспасаемый град Калугу: и чувствую удовольствие, видя промысл Божий желанию моему споспешествующий. Да будет благословен Бог, вся строяй во благое! Когда же именую град Калугу, не разумею сии града здания, но живущих в нем; да не просто живущих, но живущих во благочестии и украшенных всякими добродетелями. Ибо что бы был град, естьлиб был он жилище развратных и нечестивых людей? Мы видим во Евангелии Спасителя нашего плачущаго над одним градом и приговаривающаго: Иудее, Иудее! се оставляется вам дом ваш пуст.1

Но могу сказать, что и самыя здания града сего приносят мне увеселение. Ибо как селения развратных и неблагочестивых людей называются селения грешнича: так и самыя те селения, где добродетельные и благочестивые живут, приносят увеселение и почтение заслуживают. Один в святом писании упоминаемый и руководствуемый Духом Божиим, увидев Израиля из Египта исходящаго стан в порядочном расположении, возопил: Коль красны кущы твои, Иакове, и скинии твои, Израилю!2 не для того, чтоб кущы или шатры, в которых жили Израильтяне, были красивее и великолепнее других, но что в них тогда жительствовали Израильтяне, то есть, люди Богом любимые, и в него единаго верующие: для того те кущы, те шатры, прозорливцу святому казались краснее всех в свете зданий.

Так на пример и доселе мы со благоговением почитаем те места, которыя стопами своими освятил Спаситель мира, или где жительствовала или млеком воспитовала превечнаго младенца пресвятая Богоматерь, или где какое место другой кто из святых потом своея добродетели, или кровию мученичества освятил: мы таковыя места и здания, хотяб они и очень не красными по наружному виду казались, почитаем, следы те целуем, и со благоговением на них взираем и прикасаемся за святость добродетели и веры живших на том месте.

Сказывают, что мучителями и развратнейшими Римскими царями, Нероном построены преогромныя бани, Калигулою преудивительныя столпы и пирамиды, Тиверием пространнейшия и преискусным художеством театры, или здания для зрения потех: но заслуживают ли сии здания каковое от нас почтение? никак. Они только возвещают безполезную пышность мысли их, и развратность сердца их: следовательно достойны одного только презрения.

Так то видите, что слава места и красота зданий всю силу свою заимствует от честности живущих.

На основании сего разсуждения и я удовольствие днесь чувствую, взирая не на жителей токмо града сего, но и на самыя града сего здания, яко вместилища христиан благочестивых, и граждан честных.

Чувствуя же удовольствие, почитаю за долг свой пастырский, при первом сем врученныя мне от Бога паствы посещении, от сердца пожелать вам продолжения вашего в добродетели успеха, и в вере паче и паче утверждатися.

Почто желать продолжения? для того, что мы не так еще в жизни сей утверждены, чтоб не могли всякой час подпасть искушениям, и потерять многими летами собранный плод. Почему Апостол увещавая нас говорит: Мняйся стояти, пусть блюдется, да не падет.3

Не спит в нас страсть, разум помрачить всегда силющаяся: не спит искуситель, завидуя нашему собранному богатству и оное окрасти тщася: нет недостатка и в развратных людях, в худых содружествах и беседах, с пути истиннаго нас свести стремящихся. И праведник седмижды на-день падает,4 но тем различествует от грешника, что праведник падает да и востает: а грешник пришед во глубину зол, нерадит.5

Таковую убо ведая общую нашу опасность, звания моего пастырскаго долгом почитаю, с Павлом вам восклицать: тоежде, что вы от Духа Святаго знаете, вам воспоминать, мне убо не леностно, а вам полезно.6

Приидите убо чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.7

Вопервых храните твердо сокровище веры: яко она есть источником благонравия: ибо естьли кто к закону почтение потерял, то чего добраго ожидать? Закон бо совесть нашу удерживает от всякаго на зло стремления. Естьли же кто сию узду с себя збросил, тот удобно впадает во всякое своевольство и становится игралищем плотских склонностей.

Храните соединение неразрывно с церковию Божиею. Ибо того небесный Отец не признает своим сыном, кто его церковь не почитает своею материю. И нет удобнее адскому волку поглотить, как естьли он кого прежде отвлечет от стада Христова.

Храмы же сии священные, сии домы молитвенные почитайте духовным училищем вашим, и школою Иисуса Христа. Ибо как ленивый ученик, удаляяйся учителя своего, остается в невежестве и заблуждении: так и неимеющий охоты притекать в сие духовное училище, пребудет конечно в неведении Бога, закона его, и спасения своего. И потому яко слепый удобно впадает в яму погибели. Да и гдеб нам притом найти утешение от различных житейских сует и бедствий, разве в сем тихом пристанище, при ногах святаго олтаря, где Дух утешитель присутствует, и пищею святаго причастия утверждает и веселит сердце наше? Вниду к жертвеннику Божию, вопиет Давид: вниду к Богу: какому? веселящему юность нашу,8 а кольми паче старость нашу.

Сохраните между собою мир и согласие. А сей мир взаимный ничем столько не нарушается, как тем, естьли честность почитается ниже, а прибыток выше. Ибо прибыток тогда благословен, когда чрез то нет обиды другому, когда общей пользе нет подрыву, и когда совесть не отягощается: иначе и прибыток не прочен, яко не благословен, и бывает причиною к ссорам, враждам и несогласию.

Имея же мир и согласие между собою, удобно и радостно всяк может проходить звание, в какое кто от Бога призван. Звания же особливо суть сия.

Родители обязаны пещися о добром детей своих воспитании, чтоб дав им жизнь, зделать их жизнь доброю и счастливою. А детей долг есть наставления родительския принимать, яко словеса из уст Божиих исходящая, и взаимным вспоможением свидетельствовать им свою благодарность.

Властелины своих подчиненных должны содержать человеколюбиво, оказывая им утробу отеческую. А подчиненных долг есть повиноватися власти от Бога поставленной не за страх, но за совесть.

Мужи и жены должны взаимную к себе иметь любовь, и хранить верность клятвою пред олтарем утвержденную. И тем давать детям своим богоугодный пример.

Купцы и художники силою веры обязаны не смотреть токмо прибытков телесных, но паче пещись о честности души и незазорной совести. Ибо Бог труды наши тогда благословляет, когда мы добродетелию своею его благословение на себя привлекаем.

А чтоб всяк свое звание проходил в надлежащей исправности, вам, О пастыри и учители духовные, наблюдение сего поручил Владыка Господь. О сколь великое звание!

Какой надобно просвещенной души, какой добродетели, какой бодрости, какого воздержания, какого некорыстолюбия?

Размышляйте почасту о великих своих обязательствах: просвещайте мысль свою знанием закона Божия: предшествуйте стаду вашему примером благия жизни: яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца небеснаго,9 достойно вас в звание сие призвавшаго.

Убойтеся судящаго праведно, да не кровь погибающих овец от рук ваших взыскана будет. Помогите мне несчастливому в ношении великаго бремени сего: споспешествуйте в делании винограда Господня, а благодать Божия всегда нам помогать готова: толькоб мы сами тому не препятствовали. Ибо кто ленив, невоздержен, развратен, тот сам действие благодати Божия до себя не допускает.

Но как благодати Божия, по словам Апостола Павла, дело есть, не токмо еже деяти, но и еже хотети,10 то есть, не токмо в делах наших нам споспешествует, но и самое хотение наше к доброму разполагает: то и призываю я днесь от всего сердца моего пред лицем олтаря Господня сего благаго Бога, да поможет всем и каждому из вас, проходити должности ваши со всяким успехом, да низпослет на вас, на ваши домы, на ваших детей, на ваши промыслы, на ваши слова, дела и намерения всесильное благословение свое, к славе имени святаго своего, и ко спасению всех нас, аминь.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.