В день святаго Иоанна Златоустаго

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТАГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

Хотя свойственно истинный пастырь есть един, оный великий совета Божия посланник, который с тем преклонил небеса и в нашу бренную облекся плоть, но и самую свою положил душу, да заблуждьшее овча на рамо восприим принесет Богу и Отцу: почему и мог он один пред лицем неба и земли свободно сказать: Аз есмь пастырь добрый:1 и притом он один мог возбранить всякой бренной твари присвоять себе имя учителя: Вы же не нарицайтеся учители: един бо есть ваш учитель Христос. 2

Хотя, говорю, един он свойственно есть истинный пастырь; но естьли же он сам по причине принятия им нашея плоти не стыдится братиею нарицати нас глаголя: Возвещу имя твое, Боже! посреде братии моей:3 то по тому же своему крайнему снисхождению и служителям церкве своея имя пастырей носити благоволит, по оному Апостольскому слову: Внимайте себе, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави Епископы, пасти церьковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею.4

Так естьли всех нас грешных, благодатию Духа Святаго в служение церкве рукоположенных, благость Божия именем пастырей почтить благоволила: то кольми паче заслуживают сие, честь ли, должность ли их означающее, наименование те церкве служители, которые все силы свои истощевают в пользу стада Христова, и добродетелию светят, яко град на горе поставленный.

Таковый пастырь был празднуемый нами днесь священный Иерарх Иоанн Златоуст.

Общая древних великих мужей была речь: дабы Златоуста похвалить, надобно, чтоб был другой Златоуст; и когда сей великий муж насильственною смертию преставился от земли, тогда вся подсолнечная возрыдав возопила: Лучше бы солнце угасло, нежели чтоб Иоанновы уста замолкли.

К тому морю похвал, которыя ему приписывает вся, по всему кругу земному сущая, Христова церьковь, к сему морю похвал приложим мы хотя едину каплю; не для того, чтоб тем возвеличить его заслуги: они безчисленны, и выше всяких похвал; но чтоб великий жизни его пример представить и пастырям и пасомым к возможному подражанию.

Когда бо праведников похваляем, а не подражаем святому житию их: что тогда пользуют нам таковыя похвалы? не пользуют они тогда, но вящшему подвергают нас осуждению, что и зная и видя добродетель прославляемую, но тем ни мало не исправляемся, а чрез то поступаем против совести своей: следовательно и памяти святых должной чести не воздаем, да и похвалы их помрачаем.

Возведем же очи наши, благословеннии христиане! на празднуемаго нами святителя, и внимательною мыслию разсмотрим житие праведнаго сего.

Он с самаго младенчества все свое прилежание обратил к снисканию наук, и странствуя по разным местам в разных училищах столько успел, что славный того времяни философ Ливаний не почел, чтоб мог кто кроме его достойнее быть преемником ему.

Но что нам до его философии, что до его наук? вся философия века сего, все мирския науки обыкли только надымать мысль, когда она непросвещенна законом Божиим, и страхом его святым не утверждена. Точно понимал сие святый Иоанн. Он все мирския науки для того только собирал, чтоб внести их во храм училища Христова, освятить их, и так их расположить, чтоб они пользою своею служили великой науке закона Господня.

И для того первое его и величайшее было тщание, чтоб испытать тайны Божия в законе его святом сокровенныя, и осветить мысль свою и сердце лучею света несозданнаго. Сколько в том споспешествовала ему благодать Божия, видим мы то из его писаний исполненных премудрости духовныя.

Что мы, слыша сие, чувствовать в себе должны? не покроется ли стыдом лице наше, когда подумаем о тщании, какое имеем мы к снисканию просвещения от закона Божия? Ах! всяк думает о житейском, но не равно о пользе душевной. Многих мысль занята страстьми; как бы изобрести новые, праведные ли, неправедные ли, способы умножить корысть; как бы разширить и украсить свой дом; как бы излишними брашнами отяготить трапезу и чрево; как бы роскошною одеждою бедных привести в стыд, как бы не думая о заслугах, достать высокий чин, и научиться презирать других, как бы другаго хитрым образом обнести, и удовольствовать свою зависть или мщение: как бы суд продать на мзде, и тем смешать небо с землею. В понятии таковых развратов излишно просвещенны.

Но каковы же в понятии таинств царствия Божия и правды его? но должно ли о том вопрошать? не лучше ли покрыть то молчанием, да не раскроется сия рана наша? Иные погружены в невежестве: другие по тому же пшеницу благочестия мешают с плевелами суеверия: а иные заражены и неверием. Да и как сему не быть? от младенчества обучаются с прилежанием телодвижениям, разным одной вещи на разных языках произношениям, всем возможным корысти своей изобретениям, а обучение закону Божию что? есть дело не нужное: есть дело поповское, а потому и уважения не стоящее: можно и без онаго честь и счастие себе достать. Так, де, ныне все в свете думают. Нам не делать собою для всех пример. О несчастия времен!

И потому не редко торжища бывают многонародны, а храмы Божия пусты: зрелища смехотворныя преисполненны, а святилища Господни почитаются местом скучным, и потому неприятным. Что? естьлиб в нынешнее время востал Златоуст: не возгремел ли бы он тем языком, которым развратников своего времени приводил в страх и раскаяние? но обратимся паки на зрелище святыя жизни его.

Он получив талант просвещения и сладкоглаголиваго языка, не скрыл их в земле нерадения, но несказанным трудом себя отягощал, проповедуя почти ежедневно слово Божие: что свидетельствуют трудов его премногия писания, и до наших времен благостию промысла Божия соблюденныя. И потому почитаем был яко богодухновенный орган всея, а особливо Антиохийския, а потом и Константинопольския церкве.

Сей великий труд истиннаго пастыря, нам всем грешным пастырям приводит на память неотрицаемый долг наш. Горе нам, аще не благовествуем!5 горе нам, естьли взяв ключь разумения, ни сами не входим, ни другим отверзаем врата царствия Христова! Горе нам, естьли востребуется от праведнаго судии ответ не о душе нашей токмо, но и о всех душах врученных попечению нашему. О! страшно есть впасти в руки Бога живаго!

Но как учение тогда имеет свое действие и успех, когда учителева жизнь тому соответствует; то сим то наипаче учительство и пастырство свое прославил святый Златоуст.

Кто исповесть добродетели его? между многими дарами, которыми исполнен был души его сосуд, сии были особливо свойственны ему, что он был свободен и нелицеприятен во обличении развращающих закон Божий, и обижающих других: был зело воздержен: был нищелюбив, зело был снисходителен к грешникам кающимся.

Нелицеприятная его свободность во обличениях, особливо видна в сильных выражениях противу Евдоксии, которая власть свою больше употребляла в грабительстве, нежели в благодетельстве. Не мог терпеть развращения сего ревностный муж, и почитал за долг свой, быть покровителем неповинности, не престал оную изобличать и исправлять, доколе за то не претерпел и самаго изгнания. Но слово Божие не вяжется.6 Оный обличающий язык и доселе в писаниях его чрез толико веков не умолк.

Был столь воздержен в пищи и питии, что тем себя изнурял до изнеможения, дабы чрез то смирить играющую плоть, и дать более силы действовать духу и разуму.

Был столь нищелюбив, что наиболее нравоучительные свои слова склонял к тому, дабы богатство не истощевать на лучшее употребление, как токмо на призрение бедных и неимущих. И как он, держась сего рода нравоучения, часто должен был опорочивать немилосердых богачев, а защищать бедных и нужных, то обыкновенно говаривал: скажете вы богачи: паки ты на богатых: а я вам скажу: паки вы на нищих. И таковыми поучениями своими до того привел град Антиохию, что мог уже он в одном слове своем сказать: другие грады пусть хвалятся высокими зданиями, и марморными столпами, и хитровыработанными купелями: а наш град тем красен, что нищих нет.

Был притом снисходителен к грешникам кающимся, изъясняя и возвеличивая Божие милосердие, чтоб кто сколько ни был отягощен тьмами пороков и беззаконий, но естьли в том истинно покается, от милосердия Божия отвержен быти не может. И потому обще от всех прозван покаяния проповедником.

Се, возлюбленнии! священная Икона жития празднуемаго нами праведника, Духом Святым начертанная! Се великий пример просвещения и добродетели! Отверзите недра внимания вашего к слышанию его полезных наставлений: не молчит бо и доселе его богоглаголивый язык. Составте ему истинный праздник подражанием его добродетелям. Сия есть благовонная жертва прославившему его Богу.

Ты же, святителю Божий! предстояй престолу владычню, испроси нам странствующим в пути жизни сея руководство всесильныя благодати его, да дух проповеданныя тобою истинны наставит нас на всяку истинну, аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в Златоустове монастыре 1775 года, Ноября 15 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.