На день Казанския Богородицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ КАЗАНСКИЯ БОГОРОДИЦЫ.

Ежели какой день, то сей поистинне должны мы праздновать с чувствительнейшим признанием Божияго к нам благодеяния, а притом и с усерднейшим молением, да и всегда благость Божия таяжде к нам пребудет. Ибо сей день на память приводит нам печальнейшия несчастия, которыми угодно было некогда посетить отечество наше Богу правосудному, а притом и чудесное и милостивое от оных избавление, и доселе продолжающееся его о нас благоволение: да и таковое благоволение, что как будто для того угодно было судьбе Божией, на время мрачнейшею покрыть нас нощию, дабы напоследок светило наше возсияло в большей славе и красоте.

Близ двух сот тому лет, как по блаженной смерти в Бозе опочивающаго Государя царя Феодора Иоанновича, Сына Государя Царя Иоанна Васильевича, и по убиении коварными злонамеренных людей хитростьми Царевича Димитрия, законнаго Российскаго престола Наследника, возстали смятения и разстройства невообразимыя с следствиями несчастливейшими.

Внезапу тогда открылся вепрь дивий из дубравы, или паче злейшее ада исчадие, Гришка Отрепьев, который присвоив себе имя блаженнаго Царевича Димитрия, яко пес безстыдный дерзнул вскочить на царский престол. О превращения ужаснаго!

Весь тогда отечества нашего и благоустройства союз прервался. Все пришло в смятение. Все поколебалось, и все подвержены стали крайнейшим злоключениям.

Иноплеменные соседные нам Ляхи, сие несчастие наше приняли для себя приятным случаем ко исполнению своих злых намерений!

Покрыты были все страны нашея места неприятельским оружием: везде проливалася кровь без всякаго пощаждения: едва который град и село остались, чтоб неприятельским оружием и огнем не были истреблены. И самый сей царствующий град, сие России око, столько был поражен, что текла кровь потоками, и самыя храм сей окружающия места столь покрыты были трупами, что не оставалось места, гдеб не попирать тела неповинно убиенных людей. И самое сердце града сего, самый Кремль, иноплеменными занят был. Храмы были осквернены, олтари раскопаны, вера потряслась: ибо уже проклятое вникло латынство, и их непотребные жертвенники уже были воздвигнуты. Правящий Российскою церковию Святейший Иов в заточение послан был, и место его заступил коварнейший изменник, неосвященный Игнатий. Все пришло до последней крайности, и едва надежда оставалась, востать отечеству нашему после таковаго падения.

Которые сохранились от огня и меча; те крылися в отдаленных местах и лесах; все были в унынии или и в отчаянии; только в горести духа и в потоках слез вопили пред Управляющим светом: Боже! приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой, положиша Иерусалим, яко овощное хранилище, положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным, пролияша кровь их, яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас. Доколе Господи прогневаешися до конца, разжжется, яко огонь, рвение твое?1

Таковые вопли и слезы токмо везде слышаны были. Ко умножению несчастия не соединены были все единым духом согласия и любви. На разные развлечены были стороны. Иные попустили себе отторженым быть предательством: иные в сем общем смятении собственную свою наблюдали корысть: иных к общей пользе удерживала пристать зависть: другие поражены были страхом, робостию и отчаянием.

В таковом бедственном состоянии любезнаго отечества нашего, когда вся к лучшему надежда казалась быть отъятою, суд Божий, восхотевый наказуя наказати нас, но конечной смерти не предати, оттуду благоволил открыть нам ведро радости, откуду меньше всего можно было надеятися.

Нижняго Новагорода незнатный купец, Кузма Минин, егоже память во благословении, и вечным прославлением почитаема быти заслуживает, Божиим вдохновением возревновал, видя общее отечества своего несчастие. Доколе, сказал он сотоварищам своим, доколе ослабелым духом взирать будем на сие общее всех злоключение? доколе не употребим все силы наши к поданию помощи страждущему отечеству, или умрем славною смертию, яко мученики? ежели на сие общеполезное дело потребно каковое иждивение: истощим на то все имение наше, или, естьли доставать не будет, заложим жен и детей. О глас достойный сына отечества! О честность души поистинне мужественныя!

К сему благому совету пристали другие: и сия славная дружина прозьбою своею склонили почтеннейшаго и избраннейшаго мужа Князя Пожарскаго, емуже да будет память вечная, чтоб принял предводительство над всеми теми, кои возъусердствуют итти на помощь пораженному отечеству.

Скоро многие узнав предводителя добродетель и дарования, пристали к сему святому предприятию: пошли, призвав Бога на помощь, на избавление страждущия Москвы.

Возбуждением, советами и наставлениями словесными и писменными, дабы соединяться всем к сему полку Господню, много споспешествовал Троицкий Архимандрит Дионисий, егоже имя да будет во веки благословенно. А когда воинство наше, быв уже близ стен града сего, некоторыми внутренними несогласиями начало раздираться; а потому и весь чаемый успех приходил в опасность: то имел счастие, их соединить и примирить Троицкий Келарь Аврамий Палицын, к памяти котораго благодарность наша должна быть усерднейшая.

Сие благое предприятие удостоил праведный Бог благословения своего.

В сей самый день, который мы празднуем, из неприятельских рук изторгнуто и очищено место сие, в котором стоит сей священный храм, град Китай: а потом скоро и самый Кремль из под ига иноплеменнича освобожден.

И так прешло то несчастие, о котором все летописцы наши свидетельствуют, что Россия никогда больше онаго не видала. По ужаснейшей буре возсияло ведро радости: возведен на престол Благоверный и Благочестивый Государь Царь Михаил Феодоровичь.

И от того времени и доселе столь видимо благословением Божиим покровительствуемо есть отечество наше, что не токмо оно и доселе осталося непоколебимым в состоянии своем; но и до толикой достигло ныне славы, что никогда, от самаго основания своего, в большей славе и совершенстве не было. Все страны света на державу нашу с отменным ныне взирают уважением, а многих мужество ея и в страхе содержит.

Все сказанное нами воображая, не есть ли достойно, день сей отменным означать празднованием? день, который положил конец неслыханным несчастиям, да положил же и начало величайшему России благополучию и славе.

А чтоб празднование наше было не безплодно, и достойно таковой Божеской излиянной на нас благости: должно нам богоугодною украшать себя жизнию, и из вышепомянутых обстоятельств к наставлению нашему примечать следующее.

А) Общее добро почитать паче собственнаго своего. Ибо мы все союзом общества связаны, и на сем основано благополучие наше: почему когда общую пользу не сохраним, то и свою потеряем. Ибо когда все тело во изнеможении: может ли тогда один того тела член быть здрав и цел? А кто свою пользу почитает паче общей? тот, который ищет своей корысти, или чести, с обидою другаго; кто не прямою ищет дорогою, но хитростию, и с нарушением совести своея; тот, который щадит свое имение и в тех случаях, в которых нужно и похвально оное употребить к подкреплению пользы общественной; тот, который, по зависти или по злости к чьемунибудь лицу, удерживает себя, дать полезный совет и наставление, лучше по страсти своей почитая пропасть общей пользе, нежели чтоб чрез то зделать честь тому, котораго он ненавидит.

В) Быть обще всем в согласии и любви. Древнее есть присловие: согласием малыя вещи возрастают, а несогласием и большия разрушаются: а паче важно есть евангельское слово: царство на ся раздельшееся не постоит.2 И естьли во управлении малаго дома, когда взойдет несогласие, все бывает разстройно, безуспешно и разорительно: то кольми паче во общественном управлении, естьли несогласие, раздор, несходственныя мнения, высокомерныя мысли и упрямство вмешаются, нельзя сказать, колико могут причинить несчастливых следствий, как из вышесказанных отечества нашего злоключений видеть было можно: так как оттудуже и сие усмотреть было удобно, что согласие падшия вещи паки возставило.

Г) Вышепомянутая же История открыла нам, что к возвращению общаго покоя нашего славно и к безсмертной памяти послужили некоторые из купечества, дворянства, и духовенства: и когда сии три состояния были в согласии и соединении, тогда все их предприятия благополучным успехом увенчанны были. Сие должно для нас служить величайшим и сильнейшим примером, чтоб всем родам Государственным быть всегда в согласии и соединении. А для сего надобно, чтоб один чин другаго не презирал, не угнетал; но так бы наблюдал пользу свою, чтоб чрез то не причинить подрыву пользе другаго чина. Ибо естьли в едином отечестве один чин другаго пренебрегает, презирает, притесняет, и только свою наблюдает пользу: от того столь же мало добра можно надеяться, как естьлиб в едином теле один член против другаго вооружался.

Все сие утвердив в мысли и сердце нашем, поживем так, как единаго небеснаго Отца дети, как единыя церкве чада, как единаго отечества сограждане, любовию друг друга больше творяще. Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе!3 В чем да споспешит нам Бог мира, молитвами и предстательством преблагословенныя Девы Марии, и всех святых, за любовь к Богу и ближнему прославившихся, аминь.

Сказывано в Москве в Казанском соборе 1775, Октября 22 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.