В неделю 22 ю о богатом и убозем Лазаре

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ 22Ю.

О богатом и убозем Лазаре.

Нынешнее Евангелие есть важнаго содержания. Оно изъясняя притчу ли, историю ли, о богатом и убогом Лазаре, велит нам разсуждать о последнем конце дел наших. Ибо очень часто случается по невежеству ли, или по страсти человеческой, что худыя дела приемлются, как добрыя: а добрыя пренебрегаются, как худыя. А как счастие человеческое основано на делах добрых; а несчастие на делах худых: то и весьма есть нужно, знать как различать сии два рода дел? и разве бы тот о сем пренебрегать захотел, которой бы себе благополучным быти не пожелал: но кто есть столь ненавидящий себя самаго?

Ныне от евангельския книги предложенное наставление велит нам взирать на конец дел наших, и естьли из которых выходят следствия радостныя, покой наш навсегда утверждающия; те дела почитать добрыми: а от которых дел следствия выходят печальныя, навсегда нас безпокойству и мучению подвергающия; те дела почитать худыми.

И как Бог правосуден есть: не в жизни токмо будущей воздает всякому по делам его; но и в сей жизни есть он праведный и мудрый всего мира правитель: то и конец, или следствия добрых и худых дел, не в жизни токмо будущей прямо откроются, но и в сей жизни добрыя и худыя дела, по праведным его судьбам, надлежащими следствиями всегда бывают препровождаемы.

Разсмотрим мы, сколько время дозволит нам, на основании божественнаго закона, какия суть следствия и конец добрых, и какия худых дел в жизни сей и в будущей?

А) Следствия добрых дел есть спокойствие духа. Кто содержит себя в порядке, то есть, кто боится что-нибудь предпринимать против совести, и правила ей от Бога предписаннаго: тот не имеет, о чем смущаться, не имеет в чем себя попрекать и обличать. Он всегда спокоен и радостен, все приемлет великодушно, и судьбе Божией повинуется без смущения и роптания.

А как мир сей наполнен соблазнами, и развратные люди покой его нарушить не редко устремляются: то что делает в таковых случаях муж добродетельный? На все взирает не иначе, как бы кто, стоя на высоком каменном острове, взирал на волнящееся море, не бояся потопления. Ибо он уверен в сердце своем, что все в свете управляется праведною Вышняго судьбою: а потому и не думает, чтоб он попустил быть такому, котороеб могло взять победу над добродетелию. А хотя наружныя обстоятельства его и трогают: но честность совести его довольное ему подает подкрепление и утешение.

Ибо неложно должно быть Духа Святаго слово: яко плод духовный есть что? радость, мир.1 И потому то великаго духа Павел, быв окружаемь бедствиями, не ослабевал: для того, что все они могли его трогать одну наружность; но внутренность оставалась неподвижною. Похваление наше сие есть, пишет он к Коринфяном, свидетельство совести нашея.2 Да и святый Златоуст во многих своих мудрых поучениях разсуждает, что никто нас по внутренности смутить не может, разве мы сами себя ослабим: ибо никто над нашим духом, кроме единаго Бога, никто силы иметь не может.

Но дух, де, бодр, да плоть немощна: но пусть бы плоть немощна была, толькоб дух был крепок, ибо крепость духа и слабость плоти укрепить может: а духу ослабшу, нельзя и плоти не ослабеть.

Таковое учение, может быть, покажется вам странным и невместительным: но не случается ли видеть и вам самим и зело не редко, что одним случаем и в одних обстоятельствах один смущается, другой тоже самое великодушно сносит? От чего сие? от того, что один больше себя утвердил в познании и хранении добродетели: другой меньше стяжал просвещения, и больше дает воли страстям своим. Нет, возлюбленнии! всех мирских возражений должно быть сильнее оное Божие слово: Плод Духа святаго живущаго в добродетельном сердце есть радость, мир.

Вот следствия и конец добрых дел! а худых какое?

Безпокойствие и терзание духа. Ибо кто поступает по страстям, а не по правилу Божияго закона: тот всегда смущен и уныл. Ибо его уличает совесть, и мучит: приводит его в страх, представляя, что он когда нибудь тенетами своих пороков будет связан, и сила праведнаго суда его постигнет. И потому трепещет он самаго себя, воображая, что суд везде за ним ходит. Не льзя грешнику сей избежать необходимости. Так судьбами от века определено.

Почему, хотя нынешнее Евангелие и говорит о роскошном и немилосердом человеке, что он, де, веселился на всяк день светло:3 но надобно знать, что есть веселие? ежели веселие его состояло в одних богатых уборах и во всегдашних пированиях: о сколь таковое веселие далеко отстоит от веселия истиннаго!

Скажите пожалуйте, можно ли почитать такова человека веселым, который блещет златом, но помрачен умом: котораго тело отягощено пищею и питием; но притом совесть в страстях погружена: который днем весел; а нощию страждет телом от пиянства разслабленным: который днем спокоен, а нощию мучится мыслями, что имение все уже истощевается; а которое истощено, и то было пограблено, или за то с должниками расплачиваться надобно, а нечем: что скоро не останется и нужнаго к содержанию: что он препровождая время в праздности, от всех добрых людей презирается, и почитается вредным общества членом, и безполезным бременем земли: котораго за столом ласкатели хвалят: а заочно ему ругаются: скажите, можно ли такова человека веселие почитать истинным веселием?

А хотяб и подлинно, чему быть не надеюся, таковой человек так был весел, что никогда бы он ни о чем не смущался: положим так: но не тем ли более его несчастливым почитать должно? Естьлиб кто был в опасной болезни, однако бы то пренебрегал, и о исцелении своем ни мало бы не думал: не более ли таковаго человека почтете вы несчастливым, что он чрез то сам себя подвергает неминуемому бедствию? или младенец, когда видит умерших своих родителей, а однако несчастливым сим для себя случаем по младенчеству своему не трогается: не естьли таковой младенец паче сожаления достоин, что не понимает своего несчастия? так и тот человек, который, не понимая следствий своея развратности, оставался бы совсем тем спокойным, тем паче сожаления и оплакивания достоин. Ибо кто хотя днем роскошествует и безчинствует, но нощию приходит в размышление и смущается; тот некоторую о исправлении своем подает надежду: а который так страстям себя поработил, что о том нимало и не смущается; тот остается в неисправлении, следовательно в отчаянии своего спасения. Нет! братие мои, несть радости нечестивым, по глаголу пророчу:4 а глас радости и веселия в селениях токмо праведных.

Но хотяб, по неиспытанным судьбам Божиим, и подлинно некоторые развратные в жизни сей были счастливы; а праведные и честные люди несчастливы: но мы не язычники, неимущии упования; не находимся в сем заблуждении, что жизнию сею окончится все, что все добрыя и худыя дела останутся без разбору; мы христиане; мы ожидаем праведнаго суда и жизни будущаго века. Нам благовествовало нынешнее евангелие, что во грядущем веце между праведными и неправедными пропасть велика утвердися, и что там сказано сластолюбивому богачу: помяни, яко восприял еси благая в животе твоем: и Лазарь такожде злая: ныне же Лазарь зде утешается, ты же страждеши. 5

Естьли кто сему учению истинно верует: может ли он и в самых жизни сея несчастиях не увеселять себя таковым блаженным упованием? так как развратный и нераскаянный грешник не содрогнет ли, и не вострепещет ли, воображая руку Бога живаго, беззакония наказующую? Есть, по истинне есть, чем себя укреплять и утешать праведнику: есть же чего и грешнику страшитися.

Таковое полезное наставление да положим мы в сокровище сердца своего, и изшед из сего храма, да напишем в домех наших на стенах и вратах: да не изгладится сие никогда из памяти нашей, яко ярость и гнев и скорбь и теснота на всякую душу человека творящаго злое.6 а слава и честь и мир всякому делающему благое. Аминь.

Сказывано в Москве в Никитской церкви, что в Басманной, 1775 года.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.