Слово, при случае перваго вступления в паству Московския епархии, в день Сретения Господня

СЛОВО

ПРИ СЛУЧАЕ ПЕРВАГО ВСТУПЛЕНИЯ
В ПАСТВУ МОСКОВСКИЯ ЕПАРХИИ.

В ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Какое очам моим представляется зрелище, когда благость Божия сподобила меня узреть Богохранимую и благочестивую царствующаго града сего паству; да не узреть токмо, но и слабым силам моим поручить духовное кормило великаго и священнаго корабля сего! Разныя при сем случае в сердце моем ощущаю я чувствования, которыя и радости и боязни наполняют дух мой.

Радуюсь, что промысл Божий сподобил меня узреть тот град, который сколько древнейшим престолом Государей Российских, столько не меньше и благочестием знаменит есть; град, мне особливо любезный, яко есть место воспитания моего, где я первое какоелибо получил просвещение, и где первый имел случай отверзсти уста мои в проповедании Божия слова. Но когда разсматриваю силы мои, и важность возложеннаго на меня бремени, прихожу в недоумение, смущение и справедливую боязнь. Ежели страшно есть впасть в руки Бога живаго, и естьли в собственных всякому делах дать отчет пред судом Божиим нелицеприемным, есть дело великия важности: то не устрашит ли оный глас, который уши пастырей паче всего грома оглашает: Сыне человечь!крове погибших овец от руки твоея взыщу?1 Но о судяй всей земли! воли твоей кто противитися может?

Укрепляяся силою веры, предлагаю себе в пример великаго мужа, в вере свидетельствованнаго, иже, по словам Апостольским, не изнемог верою, во обетовании же Божии не усумнеся неверованием, но возможе верою, дав славу Богови, известен быв, яко, еже обеща, силен есть и сотворити.2 Великое бо благодати своея сокровище полагает иногда он в скудельных сосудех, да премножество благости будет Божия, а не от нас.

Но притом не малое приносит духу моему подкрепление известное ваше, Богохранимая града сего паства! ваше к Богу и к церкви его святей усердие. Я не послан к людям, к которым пророк Божий некогда итти отрицался, к людям жестоковыйным: но к людям воспитанным млеком православныя веры, в крови родителей своих почерпнувшим дух благочестия, к людям, которые святость закона почитают основанием блаженства своего, и все то доказывают самым делом, имея горячее усердие к слушанию слова Божия, поставляя первым увеселением своим, чтоб быть при собраниях церковных, и всем яко едиными усты прославлять общаго Владыку.

Таковое о благочестии вашем несуетное мое уверение великое приносит подкрепление духу моему, и благими наполняет меня надеждами.

И так возложив все упование на Бога, призвавшаго нас званием святым, за первый долг служения моего почитаю в торжественный для нас день сей представить вам духовную трапезу, где молю взирать не на скудость учредителя, но на предлагаемое брашно, котораго Давид вкусив, в восторге радостном возопил: Коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим.3

О чем же приличнее можем мы теперь предложить свою беседу? не мню приличнее быть, как разсуждение о церкви. Ибо вы оную составляете, и духовное правление ея поручил Пастыреначальник Христос пастырям своим.

Что убо есть церковь?

Не состоит она прямо в вещественном здании. Ибо сии молитвенные домы, сии из камня или из древа воздвиженные храмы все свое сияние, красоту и святость заимствуют от благоговейнаго Богу служения Христиан, в чистоте совести ему приносящих жертвенныя свои молитвы: так как напротив теряют они сияние свое и красоту, а иногда Божий суд и разрушаемым им быть допущает, когда собираемые в них Христиане, имея отягощенную пороками совесть, дерзают являться пред лице его в нераскаянии и неисправлении. И потому Спаситель иногда видя таковыми безчествуемую святость места сего, бичем изгнал их из храма, приговаривая сии слова: Дом мой, дом молитвы: вы же сотвористе его вертеп разбойником.4

Истинная убо церковь, яко из драгоценных и одушевленных камней, состоит из Христиан, искупленных дражайшею кровию, яко агнца непорочна и пречиста Христа, по оным великаго учителя словам: Вы есте церкви Бога жива, и дух Божий живет в вас.5

И как не один, но многие составляют сей нерукотворенный Божий храм, то потому церковь и есть собрание или общество.

А когда есть общество, то все потому Христиане суть единаго тела члены, и между собою братия. Почему не только нет тут места несогласиям, враждам и раздорам: но напротив как члены единаго тела един другому состраждут, так и Христиане, между собою священным союзом церковнаго общества соединенные, обязаны друг друга любить, и о других, не иначе, как о себе, взаимное иметь попечение. Церковь есть имя согласия и соединения. И естьли в ковчеге Ноеве, который был образом церкве, звери неукротимыя, как бы позабыв свое естество, кротко с другими животными в нем пребывали: то может ли быть непосрамительно для человеческаго естества, чтоб Христиане, во единое церкве тело духом Божиим сочетанные, возставали друг на друга, и тем бы разрушали сей Божественный состав?

Церковь же не есть просто какоелибо общество, но общество правоверующих: то есть, которые свое Богослужение утверждают не на слабом основании человеческаго умствования, но на твердом камени Божияго слова, и на просвещении проистекшем из сего святаго источника.

Почему все те, которые противным Божию слову идут путем, или заражены нещастливою раскола болезнию, в блаженном церкве обществе участия иметь не могут. Всяк сад, по словам евангельским, егоже не насади Отец небесный, искоренится.6 Нет опаснее, как в важнейшем Богослужения пункте, единым собственным своим поверять себя мыслям. Известна слабость человеческих разсуждений: нечувствительным образом вкрадываются пристрастия, и играют сердцем нашим. Сия слабость тем опаснее, что разрушает спокойствие человеческаго духа. Ибо что уже может успокоить тебя, когда мысль твоя не утверждена в том, что должно быть основанием всех дел твоих? Иди благословенным и Богом утвержденным путем: и во искушении разтроенных мыслей твоих призывай помощь небесную с сим евангельским гласом: Верую Господи, помози моему неверию.7

Догмат веры тем есть уважительнее, что он есть основанием добродетели. Не льзя, потеряв веру, не потерять благой совести. Не льзя худо верить, а делать хорошо. Древо доброе плоды добры творит, и человек от благаго сокровища сердца своего износит благая. В чией душе утвержден благословенный корень нелицемерныя и просвещенныя веры, тот сладчайшими добродетели плодами питает свою душу.

А из сего прямо следует, что развратнаго жития люди и нераскаянные грешники хотя почитаются быть в церкви, но не суть в церкви. Сии-то суть оныя заблуждшия овцы, о которых Евангелие говорит, яко не суть от двора сего.8 Ежели Христос предаде себе с тем, да представит церковь не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна:9 то как могут иметь участие в сем священном обществе те, которые пиют беззаконие яко воду, и пришед во глубину зол нерадят?

Естьли же церковь есть общество просвещенных верою и украшенных добродетелию людей: то какое должно быть ея преимущество и слава?

Естьлиб вы нашли два или три человека прямо добродетельных: не сочли ли бы вы их Ангелами, и то место, где обитало бы такое сокровище, не почли ли бы раем земным? то какое почтенное и высокое иметь должно нам о церкви понятие, когда в себе заключает всех тех, по всему кругу земному разсеянных, людей, единому сердцеведцу известных, которые служат ему в непорочности совести своея день и нощь?

И потому не без основания слово святое столь превосходными церковь превозносит титлами, когда называет ее Царским священием, языком святым, людьми обновления, дверию царствия, храмом Духа святаго, Иерусалимом небесным, обителию вечною, местом, на которое всегда бдит недремлющее Божие око, и прочими тому подобными именами.

Таковое видя преимущество и славу церкве Божия, мы чрез дверь крещения в нее вшедшие, потщимся, да будем всегда достойными ея членами.

А для сего всяк в своем звании, в неже призван, да пребывает со всяким тщанием и усердием.

Пастырь духовный да предходит пастве благим жизни своея примером, и да возжигает сердце свое ревностию Божественною.

Судия да хранит правосудие, и тем Бога, егоже лице носит, да прославляет.

Воин да служит отечеству, принося за него Богу неоцененную жертву жизни своея.

Купец благословенным промыслом своим служа нуждам общества, в верности и честности да поставляет главнейший прибыток свой.

Земледелец труды свои и поты да укрепляет благочестием и добросердечием.

И естьли на сем основании все дела наши расположены будут: то увеселим мы очи небеснаго Отца; составим рай на земли, дверию церкве Божия взойдем и во врата селений небесных.

Ты же, пастыреначальниче Христе! собравы нас во едино стадо, соедини навсегда святым союзом Духа твоего: укрепивый старческия руки к ношению тебе, носящаго вся, подаждь немощи моей силу, да возмогу безпреткновенно послужити Евангелию твоему: благоустрой путь мой пред тобою. Подаждь же и всем людям твоим, Богохранимей града сего пастве во всем благопоспешение, да всяк из нас при последнем издыхании жизни своея, чувствуя по возможности исполнение своего звания, и воображая праведное мздовоздаяние твое, с радостию тогда воспел бы пред тобою: Ныне отпущаеши раба твоего Владыко! по глаголу твоему с миром, яко видесте очи мои спасение твое.10 Аминь.

Сказывано в Катедральном Архангельском Соборе, 1775 года февраля 2 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.