В неделю пятую великаго поста

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА.

При всех усильных стараниях, чтоб добродетель насадить в человеческих сердцах, страсть и порок вкрадываться не перестают: так как при насеянии нивы плодоносною пшеницею, плевелы возрастать обыкли. Сему пример видим мы в нынешнем Евангелии.1 Когда ученики небеснаго Учителя находились в духовном его училище; когда из уст его питались словом живота; когда всегда слышали наставление, чтоб спокойствие духа, смирение пред Богом и человеки, попечение о душе и приобретении царствия Божия предпочитать всему, что ни имеет мир лестнаго; когда притом и взирали всегда на образ смирения в лице своего Учителя: однако со всем тем мудрование плотское возимело случай овладеть их мыслию. В самое то время, когда повествовал Спаситель о приближающихся часах страдания его и поносной смерти, и следовательно, когдаб наиболее ученикам его был случай, узнать непостоянство света, и возненавидеть его прелести: но в самое сие время они воображали чести и пышности мирския. Да не воображали токмо: но некоторые из них и самым делом осмелились приступить ко Иисусу Христу, и его просить, чтоб им, когда Он, как великий Государь, будет повелевать всем светом: [как неосновательно они думали] тогдаб им быть первыми при нем людьми. Истинна с небес сшедшая тотчас узнала сию человеческаго сердца слабость. В постыждение им сказано: не знаете вы сами, чего просите. Вы воображаете, что я сяду на престоле. Но мне готовится крест: и руки, в которыя вы своим воображением влагаете скипетр, пригвождены будут к поносному древу: вместо же всех царских пиршеств и увеселений кровь моя пролиется источниками. А хотяб вам и получить желаемое при мне первенство: то надобно сие заслужить таким же подвигом, таким же страданием, к какому видите меня приготовляющася. Можете ли пити чашу, юже аз пию, и крещением, им же аз крещаюся, креститися?не весте, чесо просите.2

И так прозьба сих учеников Спасителевым изречением опровержена: да и по нашему разсуждению была она низкая и неполезная. Ибо они искали чести, а не должности: величания, а не труда: суетной славы, а не истинных заслуг: искали наслаждения мирскаго, а не спокойствия душевнаго.

Нам таковой случай в пользу свою заметить надлежит: в каком и мы должны быть расположении, когда ищем себе какой либо должности. Первый бо пункт в жизни, каким либо званием быть обязану: ибо праздный человек есть вреден и себе и обществу. И так, ищущему, или хотящему принять на себя какую либо должность, надобно за основание положить, 1 е: Прилежно взойти в самаго себя, и узнать, способен ли он к тому. Есть ли достоинство, котороеб свободную к тому отворяло дорогу? есть ли дарования, которыяб облегчали носить возлагаемое бремя? есть ли ревность, котораяб благоразумною наполняла дух заботою, чтоб не сделать в чем нибудь упущения? есть ли великодушие, чтоб сретающияся трудности и противности одолеть без разслабления? есть ли безпристрастие, чтоб истинну и правду ни на что лестное не променять? Сии свойства, чтоб должность достойно принять, и щастливо отправлять, суть необходимо нужны.

Хочет на пример кто быть судиею; надобно знать законы; уметь благоразумно всякие случаи решить; знать расположить, чтоб человеколюбие не нарушало правосудия, и правосудие основаноб было на человеколюбии: предостерегать сердце свое, чтоб в оное не вкрались мщение, или корысть, и представлять себя в непостыдном лице верховнаго Судии Бога. Хочет ли кто быть начальником, и управлять подчиненными себе? надобно иметь душевное и всегдашнее уверение, что они подобны ему, что они дети его, что он поставлен умножить и утвердить их покой и щастие: надобно оттрясти сон, бросить негу, оставить излишния гуляния, быть терпеливу в выслушании прозьб и докук: уметь добраго наградить, а худаго исправить. Хочет ли кто быть пастырем? светом истинны святыя просвещена ли его мысль? чувствует ли благодать исполняющую его ревностию о церкви Божией? находит ли сосуд свой душевный и телесный чист от порока и беззакония? почитает ли себя способным, чтоб умыть в неповинных руце свои,3 и тогда предстоять жертвеннику Господню? Хочет ли кто быть художником? надобно иметь к тому охоту, приготовить себя на труд, и ни на какую корысть не прельститься, когда то противно честности и совести.

Естьли кто таковыми от Бога благословен дарованиями: ступай, садись за стол судейский: бери в руки весы правосудия: возвещай людям законы и суд: принимай любезное имя отца и благодетеля: приступай ко олтарю: входи во святая святых: буди ходатай между Богом и человеки: на глас Божий взывающий: Кого послю к людем сим? отвещай свободно с Исаиею: Се аз есмь: посли мя.4 Да и погрешил бы, естьлиб кто, имея таковую способность, от звания Божия отрекался: погрешил бы, яко талантов Божиих скрыватель; погрешил бы, яко нерадящий о общей пользе: и мог бы почтен быть, яко подлый или завистливый, столь благородным путем итти отрицающийся.

Но напротив, естьлиб кто сознавая сам в себе скудныя силы, недостаточныя дарования, малыя заслуги; однако со всем тем не убегал бы от важных должностей, или бы еще и искал их: тот погрешит противу совести, оскорбит звание Божие, превратит изряднейший вещей порядок, будет в тягость и во вред и себе и другим. От сего-то и церковь, и гражданское правительство много страждет, что во определении к должностям мало разсматриваются заслуги и способности. Сей разбор есть весьма нужен. Нет тут места ни случаю, ни щастию, ни дружбе, ни ласкательству: тем меньше проискам и подкупам. Хотяб законы и не весьма были совершенны: но естьли управляющие оными суть благоразумны и честны; все недостатки или удобно будут поправлены, или на лучшую сторону обращены. Но сколькоб законы ни были правосудны и совершенны; да естьли правление их поручено будет в руки людей, ни основательнаго просвещения, ни душевной честности не имеющих: все превратятся, или без исполнения останутся. Нужны хорошие законы: но едва ли еще не нужнее определяемых к должностям людей благоразумный выбор.

И для того-то Спаситель в нынешнем Евангелии ученикам сказал: Можете ли пити чашу, юже аз пию, и крещением, им же аз крещаюся, креститися?5 то есть, когда быть в великом чину, в важной должности, надобно до сего достигать не только способностию к тому, но и многими трудами и заслугами: так как и я ко открытию славы моея, юже имех прежде, даже мир не бысть,6 видите, иду путем тесным, по стремнинам Голгофским, нося крест: пию чашу смерти, и крещаюся в погружении крове моея. Так и вам питием горькия чаши сея надлежит достигать до сладости.

А из сего разсуждения выходит второе: хотящему принять на себя какую либо должность, не надобно смотреть на чести и прибытки, а единственно иметь в намерении, чтоб зделать пользу другим, и снискать себе то удовольствие, что я не безполезный общества член. Аще кто хощет из вас быти старей, да будет всем слуга.7

Знаю, что многие обыкли говорить: я служу из чести. Но сие слово надобно раскусить с солию. Естьли служить из чести значит то, что я буду стараться худыми поступками не опорочить чести звания моего, сана моего, и заслужить доброе у добрых людей о себе мнение: сие есть похвально. А естьли служить из чести, разумеется, что все со страхом предо мною будут предстоять, до земли кланяться, стречать, назначать первое место; что блистанием одежд, выезда, множеством титл, буду всех простых во удивление приводить: сие есть суета. Не состоит в сем существо должности, а только одна тень и обман самаго себя и других.

Но чтоб в уныние не привести слабыя сердца, говорю, что простительно почтение по достоинству принимать, но не искать: ищи честности, а честь сама собою последует. Ищи прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам.8 Не льзя, не льзя, чтоб добродетель когда нибудь обидела своего рачителя.

Не должно же в звание входить и по корыстолюбию. Самая большая твоя польза, когда ты хранитель общия пользы. Не унывай, естьли ты заслужишь сие славное титло: полезный гражданин и добрый человек: ты заслужишь у всех любовь и доверенность. А при сем промысл Божий открыет тебе тысячу способов к благополучию твоему. Когда же ты в обществе возъимел бы нещастие прослыть худым, или еще и вредным человеком: все твои, к приобретению корысти, способы будут не надежны, или и снисканное не прочно.

Третие, кто хочет вступить в должность, надобно от младых лет привыкать к трудам, и почитать тот день, тот час напрасно потерянным, в которой что нибудь доброе не былоб зделано. Ибо естьли кто привык к праздности, к лености, к гулянию, к одним суетным веселостям, и позван будет таковой к какой-либо должности: вдруг ему откроется множество дел, или и не многия дела великими и тяжкими покажутся; то естьли он имеет совесть, впадет в уныние; а естьли не имеет, будет развратник и зараза общества.

Все сие да содержим всегда в мысли и сердце нашем, возлюбленнии! ибо все мы промыслом Господним в какую-либо должность призваны, или призываемся. Предуготовим путь наш употреблением даров Божиих во благое, ревностию к общей пользе и трудолюбием. Расположим себя на глас Господень зовущий нас: Уготовайте пути Господни: правы творите стези его.9 Вступим в звание, какоеб оно ни было, яко в храм священный, с душею непорочною, держа в руках жертву добродетели. А паче всего да молим от чиста сердца Промыслителя Бога, да подаст нам силы, и подкрепит наши немощи, чтоб мы, претекши благополучно течение жизни сея, достигли и к тихому пристанищу вечнаго по трудех покоя. Аминь.

Сказывано в Москве в чудове монастыре 1777 года, Апреля 2 дня.



Оглавление

Богослужения

9 мая 2021 г. (26 апреля ст. ст.)

Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Акафист Воскресшему Спасителю
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.