СЛОВО на освящение храма

стр.[429]СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

   

   Дому твоему подобает святыня, Господи!

       ………………………………………………………Псалом 92, ст. 6

       Много есть в свете зданий, и приватных и публичных; из них не малое число есть великолепных, величественных, и богатою рукою устроенных. Но всех их несравненно превосходит здание храмов, в честь Божию и в служение Его воздвиженных. Святыня, которая свойственно принадлежит храмам Божиим, есть то, что выше всякаго благолепия, выше всякаго богатства. Мы сравним одни с другими, и узрим сию истину.

       Все прочия здания устрояются для человеков, или для человеческих дел: но храм устрояется единственно в честь Божию, и в священное Ему служение. Самое сие столько храм Божий возвышает выше всех прочих зданий, сколько есть возвышеннее вечный и безсмертный Бог паче человека смертнаго и тленнаго.

       Все мирские домы устрояются, чтоб от воздушных перемен сокрыть и охранить себя, и телу доставить здравие и спокойствие. Но храмы Божии устрояются, чтоб в них сокрыть себя от бури житейских попечений, и предохранить себя от соблазнов мира, а чрез то соблюсти дух от заразы греховной, и душе тишину доставить.

       Ежели мирские домы, сверх нужды, еще иногда со излишеством убираются великолепно; сие ни к чему в пользу не служит, как только к одному суетной мечты любованию, а иногда и к предосуждению, что вся та на великолепие издержка моглаб на что нибудь полезнейшее обращена быть. Не редко же таковое великолепие возбуждает в одних зависть, других бедных заставляет роптать, что они едва себе находят приют; а сей возвышает и разширяет здания, и не только в бедности им не спомоществует, но еще как бы над их бедностию насмехается, или по крайней мере побуждает их бедность свою и унижение более чувствовать.

       Но храмы Божии требуют ли таковаго мирскаго великолепия? Конечно лучшее и святое их украшение, когда в них совершается служба Божия со благоговением, и собирающиеся в них Христиане украшены благочестием и благонравием. От сего стены храма возблистают паче злата и сребра, сколькоб здание храма само по себе ни было малоценно.

       Однако и внешния украшения храмов служат к истинной пользе и к созиданию. Ибо все они относятся не к суете человеческой и тщеславию, но единственно к чести и славе Божией. Ибо кому здесь приносится злато и сребро, и всякая драгоценность, как не Тому, от Коего все сие даровано, и который всего того есть полный Владыка? Всяк устрояяй сие, не может не сказать, что приношу Тебе, Господи! Твоя от твоих. При том самыя чувства, быв поражены великолепием храма, возвышают мысль к отличному о величестве Божием понятию, и сердце пленяют страхом к Нему и любовию.

       Но и куда же употребить богатство, которое Бог кому даровал? Вы скажете, на бедных и неимущих. Конечно, сие употребление есть самое святое и богоугодное. Но положив, что и бедные не остаются в забвении, и по возможности снабжаются, храмы Божии не устрояются ли и для бедных и неимущих? Ибо они суть общий дом для всех, и для богатых и для бедных. Ктоб ни был велик и богат, и сколькоб кто ни был самый низкий, равно имеют право в храм входить, в нем стоять, в нем к общему Отцу приносить свое моление, и возвещать Ему печаль свою, на Него оную возвергать, равно со всеми приступать к священной трапезе, равно со всеми пировать, насыщаться безсмертною пищею тела Господня, и упоеваться животворящею Его кровию. Сие не облегчает ли бедность, и не почитается ли устроивый дом Господу, что тем он снабдил и неимущих, или подал им наилучший способ к облегчению и к великодушному сношению их бедности?

       Сравните вы теперь сии священныя здания с богатыми и великолепными домами мирскими. Допускают ли туда бедных и неимущих? Бедный Лазарь лежит при вратах богатаго. Един гордый богатством напыщаяся в нем обитает, и не возмогши всю его обширность собою занять, единым зрением свое мечтание насыщает. А ежели кто в таковый дом и входит, то разве подобные ему, и вкупе с ним, облекшись в порфиру и виссон, веселятся на всяк день светло: а бедный обходя его, и обзирая его обширность и великолепие, только что робщет, и окаевая свою бедность и низкость, ничего добраго тому дому владыке не желает; по крайней мере ничем от того великолепнаго дому не пользуется ни по душе, ни по телу.

       Сие одно, храм Божий, яко дом для всех общий, творит сколь драгоценным и любезным! Бедный взошед в великолепный таковый храм, и в нем свободно пребывая, может возгордиться безгрешною гордостию, и в мысли своей сказать: не гордись богатый! и я теперь не хуже твоего в великолепном доме пребываю. Господь сего дома дал мне сию власть, чтоб почитать его яко своим. Ибо им сказано, что елика сотвористе единому из братий моих меньших, мне сотвористе (Матф. гл. 25, ст. 40). Когда Он удостоил меня наименовать своим братом, то я по тому дому Его или сообитатель, или наследник. Он говорит каждому из верных: Вся моя, твоя суть (Лук. гл. 15, ст. 31).

       Но не только Он творит его своего дома участником, но чрез сие его со всеми богатыми и могущественными мира сравнивает. По судьбам Божиим не испытанным, но праведным, различныя суть в мире состояния; одни очень возвышенны, другие весьма униженны: первые последних почитают презренными, и яко своим подножием; и потому никакова с ними нигде сообщения не имеют. Не льзя, чтоб презренный, сколькоб ни был смирен и терпелив, не возчувствовал в себе таковаго унижения и оскорбления. Что же Бог творит, да сих презренных утешит? Устрояет общие для всех молитвенные домы. Здесь все соединены, здесь все равны: ибо все единаго Отца дети, все между собою братия; и можно, услаждаясь таковым зрелищем, со Пророком воскликнуть: Здесь лев и агнец вкупе пасутся (Исаии гл. 11, ст. 6); вкупе в крове Бога небеснаго водворяются (Псал. 90, ст. 1).

       Но не забудем же и того, что в начале слова сказали мы: яко дому Господню подобает святыня. Сие-то едино храмы Божии безконечно возвышает паче всех мирских домов огромных, величественных и великолепных. Ибо какия дела в домах мирских производятся? Ядят, пьют, опочивают, о различных своих пользах и нуждах и сами между собою, и с знакомцами и приятелями своими разсуждают и разговаривают. Сие все еще непредосудительно. Ибо хотя оно только до одних мирских забот и сует относится, и все только хотя до земли одной принадлежит, до тленности; однако по крайней мере не вредно, и человеку в мире живущему свойственно. Но что еще в тех же домах творится? Разныя несогласия, ссоры, драки, сквернословия, пиянства, скачки, пляски, любодеяния и прелюбодеяния, и прочия безчиния, о коих Павел постыдился и говорить, а только сказал: что-де бывает у них в домах тайно, срамно есть и глаголати (Ефес. гл. 5, ст. 12). В таковых же нечистых жилищах производятся злобные противу других замыслы, клеветы, зависти, хитрые и беззаконные для корыстолюбия вымыслы, и все злое, что ни творится в мире сем, все то происходит из домов и в них зачинается.

       Но таков ли есть дом Божий? Ему подобает святыня. Что ты в нем узришь, кроме святости? Совершаются в нем великия тайны: святыня. Проповедуются в нем Божия чудеса и благодеяния: святыня. Признает в нем всяк свои грехи, и в них раскаевается, и просит от милосердаго Бога прощения: святыня. Преподаются в нем правила, как нам благочестиво жить на земли, и как богоугодно преселиться на небеса: святыня. Как нам между собою жить в согласии и любви, и моления приносить со всеми в мире: святыня. Как повиноваться вышшим, любить равных, миловать бедных и несчастливых: святыня. Словом: нет ничего во храмах, кроме святости. Всякое упражнение, есть полезное: всякое движение клонится к исправности нравов и к честности. Нет ничего непристойнаго, постыднаго, соблазнительнаго. Даже в них не дозволяются и те дела, кои в домах совершаются, и кои хотя не предосудительны и безвредны, но кои более относятся к земной пользе, а не к небесной.

       Видите, любезныя братия и чада о Христе, какое есть храмов Божиих пред всякими мирскими преимущество! Ведая сие первые Христиане, столь свято почитали храмы, что на пол церковный плевать не дерзали. А некоторые благочестивые неисцелимыя свои телесныя раны исцеляли пылью с пола церковнаго, делая из нея масть, слезами своими растворенную.

       Теперь скажем хотя кратко о тех, кои таковые храмы созидают. Сколько они таковым созиданием одолжают всех Христиан, о том несколько выше объяснили мы.

       Но что скажем о их щедром на таковыя здании своего имения истощании? Сколь оно есть велико и похвально, и редко, лучше то понимают и чувствуют, кои пороком скупости и сребролюбия заражены, или свое богатство на одну роскош и мотовство расточают. Я должен итти далее, итти к самому источнику. Храм внутренний души требует прежде всего устроен и украшен быть благочестием и святостию. Кто не имеет сего, на созидание вещественнаго храма имения своего истощавать никогда не будет. Возможно ли, чтоб не помышляющий о Боге, не имея возженнаго к вере и благочестию духа, возможно ли, чтоб он подумал устроить дом Богу вышнему, и не пожалел бы все почти свое имение истощавать, единственно в честь и славу Бога и святыя Церкви Его? Никак не возможно. А паче от противнаго сему расположения ожидать, что он таковое благочестивое дело предосуждать, да еще и устроенные храмы дерзнет желать, чтоб видеть разрушенными.

       Ежелиб в ком при устроении таковых храмов вкралась и страсть собственнаго тщеславия, но сию слабость таковая великая принесенная им Богу жертва удобно загладить может; в чем и все Христиане, пользующиеся его устроением, да и самая святая Церковь, всегдашними об нем молитвами, ему содействовать будет.

       Таковую-то пользу и честь приобрел себе сим великолепным, и едва ли в царствующем граде сем не первым храмом сооружитель его раб Божий Василий! При неожидаемой его кончине, конечно смущала его сия святая мысль, что он сей храм совершить и освятить не удостоился; но Бог его благое намерение и предприятие осчастливил тем, что оставил по нем наследие, кое его духом быв оживленно, не оставило сего святаго дела, но совершили, и освятили, и весь собор Христиан на сие торжество собрали, и очи всех и душевные и телесные красотою и отличным великолепием увеселили. Мы же сим одолженные помолимся об нем, да вместо сего храма рукотвореннаго, вселит его Господь во храм нерукотворенный вечный на небесех; а наследие его да благословит миром, здравием и долгоденствием, и всеми благими телесными и душевными. Аминь.

       Говорено 1806 года, Октября 7го дня при освящении великолепнаго храма Мартыновскаго, что за Яузою.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.