СЛОВО на день святыя Троицы

стр.[214]СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ

       Все твари составлены из тела и духа. Тело травы, или древа, или животнаго есть то, что видим мы и осязать можем; а дух есть то, что приводит тело в движение, и различныя в нем производит действия, по свойству природы каждой вещи. Тело каждой твари, трава ли то, или древо, или животное, остаются без движения и без действия, ежели лишатся духа; трава тогда увядает, древо изсыхает, а животное изтлевает.

       Вы подумаете, какой бы был тот дух в каждой и малейшей твари, которая кажется нам быть неодушевленною? Сие решит тот, коему открыты были тайны Божия, Пророк Моисей. Он, описывая создание мира, и сказав, яко сначала все, что составляло материал тварей, было смешано, без всякаго распоряжения, и все казалось быть бездною, густейшим мраком покрытою, сказав сие, приложил: И Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. гл. 1, ст. 2). Сей Дух Божий, по толкованию стр.215всех премудрых учителей, есть животворная сила, которую вливал Бог во всякую тварь, чтоб она имела движение, и производила бы действие, сходственное с природою своею; и сия животворная в каждой твари сила есть ея дух, произшедший от Духа Божия. О коликое есть всемогущество Духа Господня! единожды влиял дух Свой в каждую тварь, единожды изрек: Да будет свет, да будут светила и звезды, да прорастит земля, да изведут воды, и проч. (Быт. гл. 1). И сие един раз тварями восприятое влияние, един раз услышанное ими Божие повелительное изречение и доселе, чрез толикое множество веков, действует и продолжается без всякой и малейшей измены или остановки. Так воскликнем же мы со Пророком: Глас Господень в силе, глас Господень в великолепии! (Псал. 28, ст. 4). Велий еси, Господи! и чудна дела Твоя, и не едино же слово довольно к пению чудес Твоих!

       При сем общем всех тварей созидании и при влиянии в них Духа Божия, заключался ли и человек? Нет! было об нем особенное, отличное от всех, предвечное определение, было особенное Его устроение. Не сказано, чтоб земля, или вода, или воздух его произвели, или произрастили: но взяв Творец Своими стр.216Божественными руками чистейшую и тончайшую часть земли, составил его тело, и потом вдуну в лице его дыхание жизни; и бысть человек в душу живу (Быт. гл. 2, ст. 7). Преимущество пред всеми тварями превосходнейшее!

       Теперь не говорю о том, что, приступая Бог к творению человека, не рек: сотворю, но сотворим, и что сотворил его по образу Своему и по подобию. Теперь не говорю о сем; ибо сие, яко испытание великое и зело важное, требует особаго времени. А теперь только сих слов вкратце коснемся: Вдуну Бог в лице человека дыхание жизни; и бысть человек в душу живу.

       По сему благоволительному Божию о человеке действию, человек стал человек, стал одушевлен, стал душевный, то есть, одаренный душею; а потому не только способен производить различныя движения в теле, но и в самой душе, яко то: понимать, воображать, умствовать, и, соединяя различныя понятия в уме, разсуждать, то есть надлежащия делать из них заключения, и выводить следствия, даже, по сим различным следствий сопряжениям сделаться дальновидным и яко пророком: а при том из многих вещей, понимаемых приятстр.217ными, или полезными, или нужными, избирать лучшее, и то делать по своей полной свободе, без всякаго от кого либо принуждения, так что, ежелиб он в выборе и ошибся, должен обвинять только себя, а не благодетельную и премудрую Вышняго десницу. Сие есть свойство, сия природа человека душевнаго, то есть, разумною душею одареннаго! Сей-то есть человек, так называемый, естественный, или в естественном его положении!

       Теперь на сем остановимся и послушаем, что о том премудрый и богодухновенный Павел богословствует: Душевный человек не приемлет, яже Духа Божия; юродство бо ему есть, и не может разумети (1 Кор. гл. 2, ст. 14). О Павле! великое ты нам и печальное представляешь затруднение! Мы из слова Божия описали, как человек отлично Богом сотворен, и удостоился особеннаго вдохновения Божия; так кому же дела Божия разуметь, и принимать, и удивляться премудрости их, как не таковому человеку? Но Павел совсем противно тому утверждает, что человек душевный не приемлет откровения таин Божиих, но и не может их разуметь; даже они ему не премудростию, но буйством, безумием быть кажутся.

       стр.218Ах! должно быть неожиданное и странное превращение. Разве для того Бог создал человека? разве для того вдыхал в него дух жизни? разве для того даровал ему душу, одаренную разумом и свободою? разве для того впечатлел в нем образ Свой и подобие? Для того ли, говорю, чтоб он не только не принимал дел и таин Божиих, но и не разумел бы, да еще почитал бы их буйством и безумием? Никак! премудрый и преблагий Творец не имел и не мог иметь столь вреднаго для человека намерения; но человек сам собою есть в том виновен. Он превратил дарованную ему свободу, столь превосходное и драгоценное преимущество, коим его Творец почтить благоволил. Он ее употребил во зло. Избрал хуждшее и вредное, а оставил доброе и полезное. Пренебрег заповедь Божию, чтоб следовать чистому разсудку и доброте совести; а прельщен чувствами тела и выгодами наружными.

       Когда же един раз чрез сие нарушен порядок, Богом устроенный; тотчас потекли из того сильные и пагубные потоки страстей, пороков и беззаконий, и развратили до крайности жизнь человека. Я не хочу теперь описывать, в каком разстройстве и развращении был и есть род человеческий. Вам самим по опыту известно, что все дела человеческия основаны на сладострастии, стр.219корыстолюбии, и честолюбии. Оттуду произошли блуды и прелюбодействы; оттуду обманы, хитрости и лукавства; оттуду насилия, грабежи и убийства; оттуду порабощения других подобных себе, и мучительная и неограниченная над ними власть, и прочая и прочая. Ежели читать историю рода человеческаго всех веков; ничто другое не усмотришь, как только насилия, искание корысти и возвышения, ни мало не уважая ни честности, ни совести, ни веры. Редко, редко где найдешь пример добродетели чистыя и совестныя. Вот, что стал человек в естественном, или натуральном его положении! вот человек душевный!

       Когда он столько развращен пороками и беззакониями; может ли в нем остаться какое либо просвещение, какой либо чистый разсудок? Может ли в нем иметь место Философия, которую столь превозносят, и которая в самой вещи ничто иное есть, как хитростное страстей мудрование? Так может ли таковый человек принять дела и тайны Божия, да и может ли их понять? Нет! самую истину Апостол Павел произнес, что человек душевный, в нынешнем его поврежденном природы состоянии, не приемлет, яже Духа Божия, и не может разумети; юродство ему есть (1 Кор. гл. 2, ст. 14), оно ему безумием кажется.

       стр.210Слышите вы мудрецы, так называемые натуралисты! видите, на каком песочном основании утверждаетесь! Вы следуете одной природе, или натуре; конечно ничего бы не было святее, как природе следовать, ежели бы она была не поврежденна, и в первобытном своем состоянии, как вышла она из святейших рук Создателя. Но се, до какого несчастливаго положения дошла она развратом нашим! так как же ей последовать, и на ней еще основывать, неизвестно, какую, так ими называемую натуральную веру или религию? Основание слабое и гнилое! уразумейте убо, о вы! свое заблуждение, и буи некогда умудритеся!

       Так уже ли остаться в сем несчастливом положении? Нет! Божия премудрость и благость быть сему не терпит. Вышний и таинственный промысл изобрел, представил нам способ к нашему поправлению и обновлению.

       Павел о сем таинственном нашем обновлении быв сведущь, представляет нам другаго человека, кроме онаго душевнаго. Он его называет человеком духовным. Он, сказав, что человек душевный не приемлет, яже Духа Божия, тотчас прибавляет: Духовный же человек востязует убо вся, а сам той ни от единаго же востязуется (1 Кор. гл. 2, ст. 15). То есть, духовный человек все дела и тайны стр.221 BORDER=Божия проницает, и понимает и чувствует; и в том никаким ни от кого сумнением, или противоречием, или прением не колеблется; тверд в познанной истине, яко уверен от Бога и умом и совестию.

       А кто и каков есть духовный человек; сей же Апостол объясняет, что он имеет ум Христов, и есть сын Божий, управляемый Духом Божиим. Мы же, говорит, ум Христов имамы (1 Кор. гл. 2, ст. 16); и елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим. гл. 8, ст. 14).

       Кто же сии суть блаженные, отличные от душевных, духовные человеки, кто сии чада Божия? Суть те, кои поступают не по правилам мирским, но по правилам Христовым, по правилам Евангелия. Ибо совсем противны между собою правила мирския и правила Христовы. Я кратко их объясню, дабы вы могли отличать человека душевнаго от человека духовнаго; то есть человека по натуре живущаго, от человека истиннаго Христианина.

       Человек душевный привержен к миру сему, а духовный все свои мысли всегда обращает к небу и к вечности. Человек душевный столь пристрастен к сему миру, что всегда желал бы в нем остаться, и от него не хотя, а необходимостию только смерти отторгается; но стр.222 BORDER=духовный почитает себя здесь странствующим и пришельцем, и с радостию поспешает к вечному отечеству. Душевный человек алчет корысти без меры и конца; а духовный и вся своя раздает бедным, да нетленное сокровище приобрящет на небесех. Душевный человек жаждет сластей и увеселений и выгод плоти; но духовный единственно удовольствий духа и непорочныя совести, а плоть умерщвляет и порабощает. Душевный человек горит честолюбием, чтоб возвыситься над другими, и подобных себе под свою высокомерную власть поработить; но духовный не помышляет о сей суетной и пагубной гордости, а только ищет чести и славы не от человек, но от Бога, в кротости и тишине проходя от Бога назначенное ему звание. Душевный человек нетерпелив и к малейшей обиде, но всячески старается оную отмстить или сам собою, или приказными тяжбами; а духовный любит и врагов своих, и молится за творящих ему напасть: в терпении без роптания несет крест Христов, лобызая его. Человек душевный в счастии превознослив, в несчастии унывает, ропщет, скорбит, сокрушается, отчаявается; а духовный и в тех и в других приключениях равнодушен: ибо уверен о промысле Вышняго, яко Он более печется о нас, нежели мы сами о себе.

       стр.223 BORDER=Се вам краткое изображение человека душевнаго и человека духовнаго! Видите, сколь велико есть различие между одним и другим, между правилами одного и другаго. И ежели человек и душевный действий своих не может производить без духа, живущаго в нем; кольми паче духовный человек не может действий своих, столь для плоти и мира многотрудных и несносных, производить без Духа Божия, живущаго в нем.

       Сей Дух Божий действием Своим есть совсем отличный от духа, коим человек только одушевляется. Сей Дух есть и называется Дух Святый, Дух святыни (2 Сол. гл. 2, ст. 13); поелику человека Он обновляет, и творит его святым и непорочным пред Богом: называется и Дух животворящий, поелику и самую душу человека, умерщвленнаго грехом, оживляет. Сей Дух не вселяется в душу гордую и высокомудренную, разве в душу кающуюся, признающую свои немощи, и ищущую с верою соединения с Богом.

       Сей Святый Дух не требует ни учености, ни знания разных языков, ни чтения многих книг; а требует доброй души и чистой совести. Не сказал небесный Учитель: блажени ученые, но блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Матф. гл. 5, ст. 8); а в сем пресветлом Божества зерцале узрят они и всякую истину.

       стр.224 BORDER=Сей-то Святый Дух в сей ныне празднуемый нами день сошел на Апостолов; и они, удостоившись Его принять, вдруг изменились, и стали из человеков душевных человеками духовными. И что мы сказали о свойстве и поступках человека духовнаго, то Апостолы жизнию своею, подвигами, страданиями и смертию утвердили, и нам к подражанию пример оставили. Человеки душевные на сии дела Божия смотрели, но они их не принимали и не разумели. Они их почитали буйством, они говорили: Сии пияни суть (Деян. гл. 2, ст. 15).

       К кому же я простираю слово мое? к душевным ли человекам, или духовным? Ежели к духовным; они возрадуются, слыша должную им похвалу, и возблагодарят Духу Святому, их освящающему. А ежели к душевным, то да потщатся они стать духовными, и да помолятся Духу Святому с полною верою, да сердце чисто созиждет в них и дух прав (Псал. 50, ст. 12) да обновит во утробах их! Аминь.

       Говорено в Троицкой Лавре 1805 года, Маия 28 дня.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.