СЛОВО на день рождества Христова

стр.[359]СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

       На сей праздника нашего день, Павлова Апостольская труба велегласно вопиет: Велия благочестия тайна! Бог явися во плоти (1 Тим. гл. 3, ст. 16). Радуйся земля! яко посетил тебя, сотворивый тя. Веселися человеческий род, яко явился Он тебе в самом человечества твоего виде, и твое тленное и ничтожное естество столь тесно соединил с Собою, что стал в Божественном и человеческом естестве едино лице, един Бого-человек.

       Являлся Он многократно человеку в человеческом виде, яко-то скоро по падении, искал в раю согрешшаго человека, и вопиял: Адаме где еси? (Быт. гл. 3, ст. 9). И потом являлся в различных видах, яко-то в лице, или человека, или Ангела, или и в неодушевленных вещах; яко-то в купине, в столпе облачном и огненном, и в прочих подобных многих, стр.360 BORDER=как-то видно из слова Божия. Но все сии явления были временныя, по случаям устроенным Его премудростию, и о нашем спасении благоволительным промышлениям. А потому они, по исполнении Его святейшей воли и намерения, проходили, и с Ним во един неразлучный союз навсегда соединенны не были.

       Но какое в нынешний день празднуем мы явление Божие во плоти, столь Бог благоволил чрез Него соединиться с нашим естеством, что оное присвоил Себе навсегда; облекся в него приискренне, как Апостол говорит: облекся в него, яко в ризу, для него драгую; облекся, и в сей одежде седит на престоле славы, и седети будет; доколе всех избранных своих не совокупит с Собою, яко главою их, и будет с ними царствовати во веки, услаждаясь соединением с Собою членов своих, а члены веселиться будут о главе своей, став причастниками Его Божества.

       Но сие Божие во плоти нашей явление, может неутвержденной истинным просвещением мысли причинить некоторое сумнение, и подать случай к неосновательному мудрованию. Какая нужда являться Ему во плоти нашей, и открываться Ему во внешности, пред телесные очи наши? Бог есть Дух чистейстр.361 BORDER=ший и святейший. От сего святейшаго Духа возжег Он дух и в нас; сей дух оживляющий нашу плоть, который есть преимущественная состава нашего часть, или паче составляет существо человека; а плоть только есть орудие, оживляемое и движимое сим духом. Все Божие премудрое намерение и преблагое промышление клонится к тому, дабы возродить и освятить дух. Сие и свойственнее Духу Божию, дабы как во всех тварях, так наипаче в человеке, всю благодатную работу свою обратить на дух. Что нужды до внешней и видимой плоти, когда возродится и освятится дух? следствие сего излиется и на плоть. Уже ли не возможно было Богу Духом своим везде сущим, и вседействующим устроить возрождение и освящение духа нашего, не являясь во плоти нашей? Вся сила во внутренности: внешность или не столько нужна, или и излишна. Чтоб сие сумнение решить, неутвержденныя мысли утвердить, и смелую их вольность удержать, призвав Духа Святаго, по возможности нашей взойдем в сие разсуждение.

       Бог составил человека из души и тела. Сии суть его части существенныя. Ни душа без тела, ни тело без души в человеке быть не могут; и хотя душа есть превосходнейшая человека часть, стр.362 BORDER=нежели тело, однако человек не может состоять из одной без тела души. Тело есть орудием души, орудием, но столь нужным, что и самая душа никаких почти своих действий открыть и произвести без тела не может. Сие особенно видим во младенце. Когда укрепляются его члены телесные, тогда и душа более открывает свои разумения и душевныя чувствия. Пришедши и в возраст человек, ежели болезни его поразят, особливо в мозгу, яко седалище разума, тогда душа, как бы скрывается, и свои разумения как бы теряет, или по крайней мере открыть и изъявить их, бывает не в силах.

       По таковому тесному между духом и телом союзу, дух распоряжает, или распоряжать должен действиями телесными; однако и тело своими чувствами и своими внешними прелестями может духа распоряжение остановить и разстроить, и с высоты престола его свергнув, привлечь к своей низкости.

       Заглянем мы только в рай. Может ли человек быть просвещеннее и духом непорочнее, как были Адам и Ева, когда только, что они вышли из рук премудраго и преблагаго Создателя: но что тотчас воспоследовало? Телесныя чувства преодолели силу разума, и внешность разстроила внутренность. Свет разума помрачился, и сердца непорочность разврастр.363 BORDER=тилась так, что уже в них дух как бы совсем изчез, и обратились в одну плоть по свидетельству самого их Творца; Он даже размыслил, яко сотвори человека, не имать, говорит, дух мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. гл. 6, ст. 7 и 3). Столько-то сильно есть действие плоти над духом! и не дух, как должно было, покорил себе плоть: но плоть взяла верх над духом так, что самого его почти обратила в плоть. Сие видимо нам, ибо всегда и самым опытом видим мы. Не еже хощу, сие творю; но, еже ненавижу злое, то содеваю (Рим. гл. 7, ст. 19). Хощу доброе духом, но творю злое плотию; ненавижу духом злое, но плотию злое содеваю.

       Сие видимо и ощутительно нам. Но как же то не видел всевидящий и всеведущий Бог? Видел, и видит и ведает. Чтоб возставить тако падшаго человека, возобновить его, и привести в совершенство, благоволил явиться во плоти нашей, чтоб не только возродить дух, но и самое тело исправить, дабы оно не столь враждовало противу духа, и пагубную его силу ослабить. Не было, и быть не может Его святейшей воли, чтоб токмо все свое промышление обратить на дух; а плоть оставить в прежстр.364 BORDER=нем ея состоянии, и ее пренебречь. Сиеб не было врачевать всего человека. Мудрость Его благая простиралась к обеим существенным человека частям. Он их обеих освятил, и соединил в создании; Он же и в их возсоздании, или обновлении обеих освятить и соединить благоизволил, дабы одна другой части не была противною, а одна другой содействовала бы во благое. И для того-то благоволил Он явиться нам, не единою невидимою силою Духа своего: но благоволил явиться и во плоти. Да и родиться благоволил от пречистыя и неискусобрачныя Девы, дабы освятить нашу плоть, и оную учинить сообразною духу.

       Благое Его промышление падает на всего человека, и на дух, и на плоть его. Внутреннее нераздельно соединил Он и со внешним. Одно без другова быть не может. От духа требует он внутренняго Себе богослужения: но чтоб оно и со внешним было неразлучно соединенно. Да не будет праздно тело, когда действует дух. Прославлять мы Бога должны, по обязательству Апостольскому, не только в душах, но и в телех наших (1 Кор. гл. 6, ст. 20).

       стр.365 BORDER=Да и не возможно их разлучить. Действие тела имеет влияние на дух, и дух свои действия являет телом. Не возможно, чтоб сокрушенное сердце не излило слез; не возможно, чтоб полное воли Божией духа покорение не опровергло и тело, и не преклонило его колен на землю; не возможно, чтоб любовь между братиями Христовыми, и священный союз между ими могли быть, когда телесными, духу сообразными, внешностями к тому не привлекаются; не возможно, чтоб я не охотно бежал в те священные храмы, где братия мои по духу собираются на славословие Божие. Внутреннее богослужение со внешним суть совокупны. Конечно одно другаго превосходнее, но одно без другаго быть не могут, доколе мы в сем теле. Внешнее тела богослужение без внутренняго есть лицемерие; а одно внутреннее со отвержением наружнаго есть мечтание.

       Иной бы из сего подумал, что суть две церкви, одна внешняя, другая внутренняя: но сего здравый Христов разум не приемлет. Един Бог, едина вера, едино крещение, едина и церковь (Ефес. гл. 4, ст. 5), едина состоящая из двух существенных частей, внутренней и внешней. Не возможно ее разделить; а разделяют ее, стр.366 BORDER=или паче уничтожают, которые ее разделять отваживаются. Все разстроится в церкви Христовой, ежели таковое допустить разделение. Ибо Апостол предписывает: Вся вам благообразно и по чину да бывают (1 Кор. гл. 14, ст. 40). Сие несумненно относит он до внешности, дабы все по внешности было устроено сообразно служению духа. Хотя Апостол Христианам говорит: Вы есте церкви Бога живаго (2 Кор. гл. 6, ст. 16), и Дух Божий живет в вас (Рим. гл. 8, ст. 9); но сие писал он к Коринфяном, к видимой Коринфской Церкви, в видимом Коринфа граде состоявшей.

       Сие же все не только Бог утвердил Своим во плоти явлением, но и самым таинств своих учреждением. Первыя и вящшия уставлены им для отрождения и укрепления нашего тайны: крещение и причащение. В первой отрождение духа соединил Он с водою; во второй, ядение Своея плоти и крови, с видами хлеба и вина. Почто вода? почто хлеб и вино? Все сие есть внешность. Можно бы отродиться духом без воды? Можноб причащаться духом тела и крове Господни, без хлеба и вина? Но не так благоугодно было вышней и безконечной премудрости. Она Павловыми устами точно говорит: стр.367 BORDER=Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю: но как? банею водною в глаголе (Ефес. гл. 5, ст. 25 и 26). Тоже и сам Учредитель подтверждает: Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие небесное (Иоан. гл. 3, ст. 5). И подавая не тело и кровь свою невидимо единому духу, но подавая хлеб, изрек: Приимите, ядите, сие есть тело мое (Матф. гл. 26, ст. 26). Тоже и о чаше реченно.

       К чему сия внешность? Не можно ли было одним духом без воды возродиться, и одним духом тела и крови Господни без хлеба и вина причащаться? Я на сие ответствовать не могу, имея все благоговение к премудрости Учредителя. Не хощу я Его быть мудрее, да и не могу. Наблюдая свято Его святейшее учреждение, и не дерзаю мудрствовати паче, нежели подобает мудрствовати (Рим. гл. 12, ст. 3). Опасаюсь, дабы и самому не впасть в заблуждение, и других во оное не привлечь. Опасаюсь: ибо я ведаю, что ежели служение Богу утверждать на единой внутренности, на едином духе, то может из того выйти столько мудрований, сколько у кого духов, или умов, или внутренностей. Человек самолюбив, а притом стр.368 BORDER=удобопоползновенен. Всякое свое мудрование почтет основательным, и с духом Божиим сообразным, хотя оно будет здание, не на твердом камени, но на песке устроенное. А между тем видимая опасность настоит, что таковый человек, не почитая внешнее богослужение нужным, и внутреннее ослабит. А потому какой истинной Церкви есть он истинный член, отгадать будет трудно.

       Боже, явивыйся во плоти на земли, и сим видимым во плоти явлением устроивый видимую Церковь на земли, сотвори, молим, да прославляем Тя не только единым сердцем и духом, но едиными усты; не едиными только душами, но и телами нашими. Аминь.

       Говорено в Троицкой Лавре 1805 года.



Оглавление

Богослужения

28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.