СЛОВО на день преподобнаго Сергия о нищете духа

стр.[225]СЛОВО

НА ДЕНЬ ПРЕПОДОБНАГО СЕРГИЯ, О НИЩЕТЕ ДУХА

       Приидите, благочестивые празднователи! восхвалим приснопамятнаго мужа; нищаго духом, но богатаго верою, нищаго по низкому мудрованию мира, но богатаго по высокой богословии Христианской.

       Преподобный Сергий был из числа тех нищих, о коих Апостол говорит: Яко нищи, а многих богатяще (2 Кор. гл. 6, ст. 10). Как он нищ, когда Евангелие о таковых нищих засвидетельствовало: Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное (Матф. гл. 5, ст. 3)? Изрядный и чудный нищий, который обладает царством небесным! А по сему он есть царь и всея земли, или, обладая царством небесным, сие земное царство ему очень низким кажется, и пренебрежения достойным. Так почему же толико богатый называется нищим? Сие-то требует особаго разсуждения нашего, и вашего внимательнаго слушания.

       стр.226 BORDER=Любимцы Божии, каков был преподобный Сергий, суть нищи вопервых по мнению мирскому, а вовторых по самой истине Божией. Разсмотрим мы и то и другое.

       Почитаются они нищими по мнению мира. Ибо мудрецы мира сего, но впрочем жития нечестиваго, когда слышат, что Евангелие почитает блаженными нищих духом, думают и говорят, что нищие духом, суть низкаго и подлаго духа, а не такова благороднаго, какой они себе присвояют.

       Нищие духом, так они мудрствуют, должны быть люди малодушные, боязливые, люди пред всеми ползающие и всем ласкательствующие, от всех всякия ругательства, и поношения и обиды терпящие; а за то благородно против таковых возстать, и небоязненно им отмстить не дерзающие. Вот каковы, по мнению их, суть нищии духом! так почему же их почитать блаженными? почему таковых подлецов удостоивать царства небеснаго? Они суть люди несчастливые и презренные; и не только в царстве небесном, но и в земном быть недостойные.

       Ежелиб подлинно нищие духом были таковы, то ни Евангелие, ни мы сей высокой чести никак бы их не удостоили. Но ошибаются мудрецы мира сего, не стр.2217BORDER=разумея ни силы, ни писания Божия, и глаголюще себе быти мудрых, объюродеша (Рим. гл. 1, ст. 22).

       Нищие духом, Евангелием ублажаемые, суть совсем инаго свойства, нежели как их мудрецы мира сего описывают. Так что же они суть по истине Божией? сравним мы обеих, и сие ясно узнаем.

       Нищий духом есть смирен; а богатый или великий духом есть горд. Нищий духом всем человекам себя равным почитает, и всем доброжелательствует; а богатый духом возносит себя выше других, презирает всех, и никому не приступен.

       Нищий духом есть человеколюбив, и свое последнее всем раздает; а богатый духом всех разоряет и грабит, и грабительством свою роскош питает.

       Нищий духом, кого либо обидеть, оскорбить и опечалить страшится, а служит всем ко утешению; а богатый духом других, кои ниже его, осмеять почитает шуткою, оскорбить маловажностию, а пересудить любимою разума своего остротою.

       Нищий духом других оскорбления, и даже гонения сносит терпеливо, и никак за то отмщать не расположен, и врага своего кровь пролить ужасается; ибо увестр.228 BORDER=рен в душе своей, что Бог есть судяй всей земли, и Он за него может отмстить безошибочнее и правосуднее; а духом богатый скор и стремителен ко отмщению, и за малейшее словом оскорбление рад изъять душу, и тем еще любуется и хвалится.

       Нищий духом не ищет мирских честей и достоинств. Приемлет он их, когда Бог его к тому призывает, но не яко чести и достоинства, отличающия его от других человек; но яко звания и должности, могущия воспользовать и его и других. Но богатый духом о том только и помышляет, и никаких самых низких и безчестных способов не оставляет употреблять, чтоб вознестись над другими подобными, или и лучшими себя, чтоб все ему повиновалось, и все бы пред ним ползало.

       Нищий духом к богатству мира сего не пристрастен. Он доволен, как Апостол говорит, когда имеет пищу и питие и одежду, каковы бы ни были. Ежели же Бог его благословит и богатством, оное употребляет на помощь ближнему; а при том всегда готов его оставить без оскорбления, ежелиб на то была воля Божия: но богатый духом единственно помышляет о приумножении имения, и мнит, что без того жизнь его есть несчастлива. Приобретши же стр.229 BORDER=имение, употребляет оное на излишнее великолепие, на роскош и мотовство.

       Нищий духом почитает себя здесь на земли странствующим и пришельцем, а отечество его есть на небеси, куда всеми своими мыслями и желаниями всегда стремится: но богатый духом привержен к земле; а о будущей жизни или не помышляет, или, когда то на мысль придет, содрогает и трепещет. Таковы-то суть нищие духом, или, по мнению мира, подлые, таковы-то суть богатые духом, или, по мнению мирскому, благородные!

       Но наипаче, по точному смыслу Евангелия, нищие духом суть те, кои смиренны пред Богом, признают себя быть грешниками, да и грешнее всех, о своих и добрых делах не высокомудрствуют, а почитают их плодом не своего усилия, но благодати Божия; а потому никак не дерзают думать, чтоб они могли пред Богом оправдиться своими делами; но единственно полагаются на милосердие Божие, которое присвояют себе верою во Иисуса Христа, удовлетворившаго за них правосудию Божию великою смерти своея жертвою. Но богатые духом, будучи несравненно грешнее, но дерзают гордиться пред самим Богом; они стыдятся, чтоб со избранным сосудом Божиим Павлом захотели стр.230 BORDER=сказать: Христос пришел грешные спасти, от них же первый есмь аз. Они о своих делах высоко думают, и едва ли не говорят: почто нас Богу осуждать? Мы люди честные и ни в чем непорочные. Ежели какия и есть слабости, они только суть слабости, и человечеству свойственныя, и таковыя слабости под строгость суда Божия подводить, есть дело людей малодушных и суеверных. Кого же осталось из сих Богу оправдать, кого из них осуждать? Почти не остается уже Богу судить. Богатые духом предвосхитили Его суд, и сами о себе оправдательный учинили приговор.

       Но подождем исполнения Апостольских слов; он о себе говорит: Ничтоже себе свем, но ни о сем оправдаюся (1 Кор. гл. 4, ст. 4). То есть, хотя совесть моя меня ни в чем не зазирает, однако еще себя оправданным я не считаю: ибо и совесть наша по самолюбию весьма часто заблуждает. Так увещавает, говоря: Прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господь, иже во свете приведет тайная тьмы, и откроет советы сердечные; и тогда каждому похвала будет не от человек, но от Бога (Тамже ст. 5). В сей великий и светлый суда стр.231 BORDER=Божия день уже видно, кто тогда оправдится, и кто осудится. Конечно тогда оправдится не Фарисей, но Мытарь.

       Фарисей хвалился пред Богом своими добрыми делами: а Мытарь признавая себя грешнее всех на свете, не дерзал на небо воззреть; а преклонив главу, и разбивая грудь, только искал единой милости Божия: Боже! милостив буди мне грешному (Лук. гл. 18, ст. 13). И истина Евангелия тотчас открыла таковый Вышняго Судии приговор: Аминь, аминь глаголю вам: яко сниде сей, то есть Мытарь, оправдан в дом свой, паче онаго (Тамже ст. 14), то есть Фарисея.

       Но нищие духом, говорят высокомудренные, бывают низки, и малодушны, и ни к каким великим по миру предприятиям не способны. Сие может принято быть за истину, ежели полагать дела, до сего мира относящияся; не для того, чтоб они были малодушны, или боязливы, совсем нет! но для того, что они к миру не привержены, и единственно зрят к небесам. Но где идет дело до совести, до истины и правды, до веры и Бога; о! они совсем не таковы. Нет их мужественнее, нет небоязненнее, нет непобедимее. Вообразите себе святых мучеников, сих преславных героев Христианства.

       стр.232 BORDER=Вы сколько нибудь о их великих подвигах или читали, или слышали. Страшно изглаголать все те мучения, какия они претерпели от мучителей, чтоб отрещися истины веры. Но убоялись ли они сего, упали ли духом, уступили ли страшным прещениям, ослабли ли, взирая на самую мучительную смерть? Нет! они в пламени, яко во цветнике, ликующе пояху. А что пели? то, чему их научил великий герой Павел: Кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? якоже есть писано. Яко тебе ради умерщвляемы есмы весь день, вменихомся, яко овцы заколения: но сия вся препобеждаем за возлюбившаго нас. Известихомся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. гл. 8, ст. 35 и след.). Вот каковы суть нищие духом! Вот каковы суть те, коих мир почитает боязливыми малодушными и подлыми!

       Но не могу удержаться, чтоб при сем не привести един пример славнаго героя Христианскаго. Василий Великий, сей нищий духом, приведен был пред стр.233 BORDER=наместника царскаго Модеста, который принуждал его отрещись истины веры, объявляя на то изволение и повеление царево. Царь так повелевает, и должно ему повиноваться. Василий на то: но Царь мой делать то воспрещает. Властелин: да разве ты не ведаешь, что за упорство твое лишен будешь всего имения, и сослан во изгнание, или и смертию умреши. Василий на то: тот не боится лишения имения, который его не имеет, кроме сей худой одежды, и некотораго числа в доме книг. Тот не боится изгнания, который верует, яко Господня земля и исполнение ея. А смерть мне вожделенна; поелику скорее меня на веки соединит с Тем, к Коему и теперь горит все сердце мое и душа и дух. Но говорили мне, сказал на то Модест, что Епископы Христианские суть смиренны и кротки; а я в тебе все противное вижу. Не лгали тебе, ответствует на то Василий, кои о Епископах Христианских сие говорили: они подлинно таковы, где дело идет о благах мира сего, яко-то о имении, о месте пребывания на земли, и о самой сей кратковременной жизни. Все сие мы за уметы, за сор вменяем, да единаго Христа приобрящем (Филип. гл. 3, ст. 8). Но где идет дело до совести, о истине, о вере, о Боге стр.234 BORDER=и о вечном спасении, ведай, господине, что нет безбоязненнее и мужественнее и непоколебимее, как Епископ Христианский.

       В таковом нищем духе, не признаете ли вы великаго героя, пред коим все мира сего герои должны пасть и посрамиться?

       Но святые мученики, скажет кто, преклоняя свои главы пред мучителями, а не возстая противу их вооруженною рукою, не давали ли случай более неистовствовать тираннам, и неповинную кровь проливать? Но мученики свято хранили небесное правило своего Учителя: Любите враги ваша, и молитеся за творящих вам напасть (Матф. гл. 5, ст. 44). А при том были уверены, что смирением и нищетою духовною гораздо удобнее укротить ярость мучителя, нежели вооружением; огнь огнем усиливается, да не только удобнее, но и для Христианства полезнее. Ибо видя другие таковое великодушное и безроптательное Христиан терпение, тем более ко Христу обращалися. И для того един Христианин всему Римскому сенату, Христианство гонящему, не обинуяся написал: Чем более вы Христиан пожинаете, тем более они возрастают; семя есть кровь Христианская.

       стр.235 BORDER=К сим мученикам, к сим нищим духом, но богатым верою, самая справедливость велит нам причислить и празднуемаго нами преподобнаго Сергия, яко нищаго духом. Ибо древняя святая Церковь таковых подвижников причисляла к светлому воинству мучеников.

       Не проливали они крови, не были мучимы от мучителей, не лишались жизни насильственною смертию; но подвиг их не меньший был, как и мученический, или некоторым образом и превосходнее. Ибо мученики в краткости времени совершали свои страдания; а подвижники, подобные Сергию, чрез множество лет, чрез всю жизнь несли страдания. Во всю жизнь, по Апостольскому слову, были лишени, то есть, скудны, скорбящи, озлоблены (Евр. гл. 11, ст. 37). Чрез всю жизнь умерщвляли тело свое и порабощали (1 Кор. гл. 9, ст. 27), чтоб над страстьми одержать победу, и восторжествовать духом; и мог из них каждый со Апостолом сказать: По всяк день умираю (Тамже гл. 15, ст. 31).

       Таков был святый Сергий: нищ телом, как-то доселе доказывают бедные имущества его остатки, паче всякаго сокровища нами хранимые. Но паче стр.238 BORDER=был нищ духом, смирением и кротостию пред Богом и человеки. И потому заслужил, что на нем исполнилось Апостольское слово: Яко нищи, а многих богатяще (2 Кор. гл. 6, ст. 10). В жизни своей обогащал он всех своим святым примером, советом и наставлением. А ныне, чрез толико веков составляет для нас праздники, учреждает пиры духовные, ими насыщает наши души и веселит дух; силою чудотворений своих подает нам исцеления, а молитвами своими ходатайствует о нас к Богу. Аминь.

       Говорено в Троицкой Лавре 1805 года, Июля 5 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.