СЛОВО на день Архангела Михаила

стр.[130]СЛОВО

НА ДЕНЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

       Нынешний день, можно сказать, что есть праздник Церкви не толико земныя, колико небесныя, или паче, Церковь земная берет участие в торжестве небесныя Церкве. По разсуждению Богословов, есть Церковь земная, и есть Церковь небесная: ибо вообще Церковь есть собор избранных Божиих.

       А сии Божии угодники разделяются на два рода. Одни на земли подвизаются; другие, по совершении своего подвига, на небеси уже увенчанны. Одни воюют на земли противу мира, плоти и диавола; другие с высоты небес на сию славную борьбу взирают, и своими молитвами и содействием им вспомоществуют. Земные еще воюют, но разным образом: одни из них мужественнее, другие слабее; одни неутомленно, а другие изнемогают. Одни иногда под сим тяжким подвигом и упадают, но паки возстают; другие, яко исполины крепкие, текут путь, ни мало не ослабевая, и каждый день, по Пророку, возхождения полагают в сердце своем (Псал. 83, ст. 6), и приближаются стр.131к небесам, приближаются к Церкви небесной. В сие подвига Церкви земныя время, небесные победоносцы не остаются праздны. Они по благоволению подвигоположника Бога, к сим земным своим собратиям снисходят; слабых подкрепляют, изнемогающих ободряют, падших возставляют, и паки на борьбу вооружают. Ибо, по слову ныне чтеннаго Апостола, вси служебнии духи в служение посылаются, для хотящих наследовати спасение (Евр. гл. 1, ст. 14).

       И сему должно быть: ибо Церковь земная и небесная суть единаго существа, единаго состава; различествуют они токмо степенями. Одни возвышенны и победу свою уже совершили; другие стремятся к возвышению, и ревнуют стать победителями. Они между собою суть собратия: оба они суть в числе Богом избранных, с тем различием, что одни уже совершили подвиг и опочивают в недрах Божиих; другие их братия к тому же поспешают, с содействием Бога, и с предстательством небожителей, тоя же славы участны быть желают и надеются.

       Так не основательно ли Церковь определила, чтоб под именем Архангела Михаила и всех безплотных сил, стр.132в торжестве Церкви небесныя взять и нам некоторое участие? Сие для Церкви земныя есть зело полезно. Я ведаю, что воинам, здесь на земли воюющим, ко ободрению их духа, весьма много содействует, когда они или взирают, или хотя воображают и воспоминают тех храбрых героев, кои славныя над неприятелями победы одержали, и содержатся у всех во удивлении, и устами всех прославляются. И для того же, как негде я читал у древних храбрых Римлян, во обыкновении было, что они у себя в домах, и приватных и публичных выставляли славных победоносцев изображения и статуи, дабы тем младых воинов, на сие взирающих, возбудить и воспламенить к подобному мужеству и славе.

       Церковь земная имеет свой подвиг, своего рода войну, да и воюют противу неприятелей самых сильных, и самых страшных. Ибо несть наша брань противу плоти и крови, то есть, противу неприятелей плотских, коих победить, есть лишить их тоя жизни, которая не редко одним ударом может отъята быть; но наша брань есть противу начал, и властей, противу миродержителей тьмы века сего, противу духов злобы поднебесных (Ефес. гл. 6, ст. 12). Наша брань есть противу мира, плоти и диавола: стр.133чтоб все прелести мирския преодолеть, чтоб все плотския страсти укротить, чтоб все козни диавольския посрамить.

       Ни копие, ни мечь, ни всякое оружие, ни огнь, ни крепость телесная, ни хитрость военная противу сего нимало не сильны. Потребны, инаго рода мужество, иное искусство, иные обороты, иныя оружия, иный дух.

       Воина Церкви земныя великий и искуснейший ея военачальник Павел вооружает к сей брани следующими оружиями: вместо меча дает ему глагол Божий (Ефес. гл. 6, ст. 17): вместо военнаго пояса, или шарфа, опоясует его истиною: вместо грудной брани, укрепляет его перси правдою: вместо щита, ограждает его верою, дабы не быть уязвленным стрелами ядовитыми: вместо шлема на защиту главы возлагает спасение, то есть просвещенное знание своего истиннаго блаженства. Самыя ноги его обувает благовествованием мира; то есть, быть не утружденну, дабы всех примиряти с Богом. Что же остается или тако вооруженному воину, чтоб не мог он одержать победу; или неприятелю, чтоб дерзнуть выступить противу таковаго воина? Оружия воинства нашего, восклицает духовный герой Павел, суть не плотская; во плоти бо ходяще, не по стр.134плоти воинствуем: но сильны Богом на разорение твердей, помышления низлагающе, и всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово, и в готовости имуще отмстити всяко преслушание (2 Кор. гл. 10, ст. 3 и след.).

       Конечно изведав самым опытом силу сих оружий великий Павел, с таковою свободностию выхваляет сии оружия, и в войне сей обнадеживает победою несумнительною.

       А мы что на сие скажем. Скажем, что и самое действительное оружие бывает не сильно, когда оно попадается в руки неискуснаго, слабаго и малодушнаго воина. И для того мудрый Апостол, выхвалив силу оных оружий, и сказав, что готовы мы отмстить всяко преслушание, не оставил тотчас приложить: аще исполнится ваше послушание; то есть, ежели так себя расположите, чтоб уметь управлять сими оружиями, и будите поступать точно по определенному правилу, или дисциплине духовной. Ежели же должнаго к сему расположения не будет, и дисциплина духовная не будет наблюдаема; то и самыя те оружия, сколь они ни укреплены силою Божиею, не будут действовать в руках слабаго воина. Ибо сколько с Своей стороны Бог укрепляет стр.135подвижника своего, столько же противник и искуситель, мир, плоть и диавол, усиливаются ослабить силу оружий Божиих. А как, посмотрим.

       Остроту меча глагола Божия притупляет он мудрованиями века, или правилами мирскими, которыя правила называет Павел стихиями или началами мира, противными стихиям Христовым. Препоясание истиною развязывает ложью, лестию, лукавством. Грудную броню правды ослабляет неправдою, корыстолюбием, хищением и алчбою богатства. Щит веры разстроивает неверием, маловерием, суеверием, и излишним о своем разуме мечтанием. Шлем спасения с главы свергает невежеством, заблуждением и безпечностию. Самыя ноги, обутыя благовествованием мира, творит поспешными на ссоры, на брани, на вражды и несогласия. Вот вооруженный оружиями Божиими воин Христов; вот он же и обезоруживаемый, или по крайней мере ослабеваемый кознями диавольскими! С одной стороны зрелище прекрасное и боголюбезное, с другой печальное и пагубное.

       Чем же пособить ослабевающему воину Христову? особливо, что мы здесь представляем сего воина, уже в воинство Христово записавшагося, уже вкусившаго сладость грядущаго века, уже подвизавшагося, уже до венца достигающаго, но при всем том ослабевающаго. Не льзя стр.136смотреть на таковаго воина без жалости и без желания, чтоб ему как нибудь помочь. Много слово Божие открывает пособий в таковом случае.

       Но оставив за краткостию времяни все их изчислять, се видим, что в сие вступается самая Церковь Божия. Она подъемлет таковаго ослабевающаго воина, и велит ему взирать на Церковь небесную, на тех его собратий, которые уже подвиг совершили, победу одержали, и венцами победоносными увенчалися. Зри, говорит она ему, зри подвижниче! и не ослабевай. Зри: се! святии вси победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша в немощи; быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих (Евр. гл. 11, ст. 33 и след.), и прочия славныя дела. Как же они сей великий подвиг проходили? А вот как! Руганием и ранами искушения прияша, еще и узами и темницею. Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени всего, скорбяще, озлоблени (Тамже ст. 36 и 37). Не смутися, что я таковый трудный путь, в течении твоего подвига, тебе предлагаю. Точно, слово в слово, и в мире сем воинов к мужеству и храбростр.137сти возбуждают, напоминая какие труды, бедствия, страдания претерпели те, кои наконец победителями стали, и в роды прославились. Зри, что те, коих трудный подвиг тебя устрашает, ныне составляют они Церковь небесную, победоносные на главах их венцы, и прославленны славою Божиею, яко другие боги. Ибо побеждающему, глаголет Бог, дам сести на престоле Моем (Апок. гл. 3, ст. 21). Не сильно ли все сие ободрить тебя, дабы проходить подвиг без ослабления?

       Ты скажешь, что представляешь ты мне в небесной Церкви Ангелов, кои, быв безплотны, не были подвержены тем искушениям, коим мы, будучи в немощной плоти. Однако они тебе предстатели, помощники и о тебе молитвенники. Но пусть так: се в Церкви небесной суть и человеки! Тамо Авраам, тамо Павел, тамо Петр, тамо Антоний, тамо Сергий, тамо безчисленные святые. Они все были в подобной тебе плоти, тем же немощам, тем же страстям подлежали. Но сие в подвиге богоугодном их не удержало, не ослабило; вознеслися выше плоти, выше человечества, над всеми вражиими силами восторжествовали. Они и в жизни сей за сие почтены были от Бога силою чудотворений; но о сем не радовалися, яко дуси им повинуются; стр.138а радовались, яко имяна их написаны на небесех (Лук. гл. 10, ст. 20). И се зриши, яко не только имяна их написана в книге животной, но и сами они наслаждаются жизнию блаженною и некончаемою. Что убо остается тебе ко извинению? или паче, чего уже не достает ко ободрению твоему? Иди, иди: подвизайся, побеждай, увенчавайся, и царствуй во царствии Божием.

       Таковое Церковь дает наставление воину Христову; так его вооружает и ободряет; так его напутствует к славе небесной. Всяк Христианин есть воин Христов, всякому говорит слово Божие: Толик имея облак увенчанных подвижников, терпением теки на предлежащий тебе подвиг, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, иже вместо предлежащия радости претерпе крест (Евр. гл. 12, ст. 1 и след.); и сим путем вниде в славу Свою.

       Благодарим убо тебе, Церковь Божия! яко учреждением сего Церкви небесныя празднования толико нам подала ты побуждения и ободрения. Молим же тя, или паче главу твою, Христа, да пошлет Он всем нам, а паче нашему Тезоименитому, младому Князю Михаилу, военачальника Михаила, ко обучению Его в воинстве духовном, дабы Он, обучившись в славном сем училище, от таковаго великаго стр.139Учителя стал храбрым воином Иисуса Христа, к чести Церкви, и мужественным поборником Отечества нашего. Аминь.

       Говорено в Москве, в Архангельском Соборе 1804 года, Ноября 8 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.