О содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом

СЛОВО

О содеявших в 1754 году убийство
над материю и сестрою своими,
а ныне преданных церковному покаянию
пред народом.

ПРАВОСЛАВНЫЯ ЦЕРКВИ ЧАДА!

Церковь Божия видит теперь пред очами своими печальное зрелище, которым матернее ея сердце внутренно прободается. Се вам предстоят два злодея к тяжчайшей смерти осужденные. Убийцы, муж и жена, матери и сестры своей. О страшнаго злодеяния! о зверскаго терзания! таковою едва слыханною дерзостию возстали они против самаго естества. Внутреннее совести чувствие погасили. Попрали кровь Новаго Завета, обезчестили Евангелие, оскорбили Духа Божия, от тела церкви Христовой самовольно себя оторвали. О какая лютая для церкви язва! Ведаете вы, что церковь есть священное духовных овец стадо: но се ея козлища. Церковь есть тихое спасения пристанище: но се ея буря и волны. Церковь есть мать в недрах своих согревающая чад своих: но се ея изверги. Кто даст главе нашей воду и очам нашим источник слез, да возможем оплакать бедное сих преступников состояние?

Известно вам, православные Христиане! сколь страшное закон Божий издает на человекоубийцев определение. В слове Божием написано тако: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется, яко во образ Божий сотворих человека, глаголет Господь Саваоф.1 А сих слов сила есть та, что человекоубийца согрешает против самого величества Божия, и власть, которую Бог над жизнию человеческою имеет, злодерзский сей у него похищает.

Но что можем мы сказать о отцеубийстве? какую заслуживает оно казнь? Божественный законодатель о отцеубийце ничего и не помянул; как будто не надеялся он, чтоб такое могло быть чудовище, которое бы против давших ему жизнь вооружилося. Ибо в законе гласит тако: иже злословит отца своего, или матерь свою, смертию да умрет, и иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет.2 Видите, что закон тому, кто злословит или биет родителей, определяет смерть: а о тех, которые родителей убивают, ничего не упоминает: не для того, аки бы они недостойны были всякия казни, но для того, что будто не вероятно казалось быть такой ехидне, котораяб утробу своея матери растерзала. И ежели тот, кто злословит своих родителей: подлежит смерти и временной и вечной, то какой уже казни повинен есть, который свои нещастливыя руки омочил в крови своея матери и сродства своего? в такой грешной душе самая совесть есть жесточайшим и не престанным мучением. И сей совести суд тем страшнее, что он есть некоторым преддверием будущаго праведнаго суда. О коль страшно есть впасть в руки Бога жива! ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое.3

Но о Боже праведный! аще беззакония назриши, кто постоит?4 Твое есть оное оживляющее нас слово: яко нехощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.5 Подлинно закон представляет нам Бога праведнейшим и нелицеприятным судиею: но Евангелие егож нам проповедует благоутробным отцем. Закон преступникам своим отворяет ад: но Евангелие отверзает кающимся рай. Закон вопиет: проклят всяк, иже не пребудет во всем писанном в книге закона.6 Но благодать с кротостию призывает и говорит: обратитеся и обращуся к вам. Измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших пред очима моима. И аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю.7 О крайняго снисхождения! Сам Бог неизглаголанным милосердием будучи подвижен, принял на себя нашу тленную плоть! все естества нашего немощи на себе понес, пострадал и умер, с тем единственно, чтоб грешнаго человека спасти, падшаго возставить, немощнаго изцелить, беззакониями умершаго воскресить. И для того сам он себя уподобляет доброму пастырю погибшей и на горах заблуждающей овцы ищущему.8

Таковаго милосердия своего яснейшия оставил нам примеры. Он Давида, неповинно Урию убившаго, но покаявшагося помиловал. Он Мытаря грехами отягченнаго оправдил. Он Петра отвергшагося его, но обратившагося не презрел, но горькия принял его слезы. Он Савла, бывшаго гонителя своего и многих святых убийцу, но обратившагося не только не осудил, но еще устроил его своим избранным сосудом, и причел его к Апостольскому лику. Он разбойника, который многих людей неповинно умертвил, разбойника, говорю, не отверг, но принял его истинное покаяние краткими словами изясненное, и двери царствия ему отверз. Да почто многия примеры приводить? Мы сами, благословеннии Христиане! мы сами живым свидетельством сея великия благодати. Послушайте, что Апостол ко всем нам вопиет: Бог богат сый в милости, за премногую любовь свою, еюже возлюби нас, сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом. Благодатию есте спасени чрез веру. И сие не от вас: Божий дар. Не от дел, да никтоже похвалится.9 Кто слыша сии великия человеколюбия Господня примеры, не утвердит сердце свое, чтоб грехами не оскорблять сего милосердаго благодетеля? И кто чувствуя совесть свою, беззакониями отягощенную, не отвергнет отчаяние, и к милосердию Господню не прибегнет?

Сия благодетельная Божия десница касается и вас, злощастные убийцы! сей благости источник и вам отворен, ежели только чувствуете раскаяние в злодействе своем. Не слышите ли, как благодать ударяет в двери вашего сердца, и сладчайший глас нашего Спасителя во уши ваши вопиет: приидите ко мне, вы обремененнии грехами! Я ваших беззаконий отвращаюсь; но ваше покаяние не отвергаю.10 Мне ненавистно ваше сердце, но когда оно есть нераскаянно. Ваше от зла на добро обращение, мой суд на милость претворяет. Ваши слезы огнь моея ярости погашают. На ваше исправления обещание, мои руки к объятию вашему простираются. Страшит вас мое правосудие: подлинно онаго стрелы уже на вас напряженны. Но милосердие мое превозмогает. Посмотрите на мои раны, которыми я за грехи ваши уязвлен. Посмотрите сквозь прободенное копием ребро на сердце мое, и видите, коликою оно пылает к человечеству любовию. Сими, и каменную душу умягчить могущими, словами подвигнувшись, соберите вы свой смущенный дух, слезами сокрушите сердце свое, и тяжкими воздыханиями внутренность свою врачу душ и телес откройте. А церковь Христова имея себе порученную власть вязать и решить, уверяет вас именем Господним, что ваше покаяние не отвергнуто, но принято будет, яко драгий залог вашего от зла к добру обращения. Да и самым делом вы в том уже уверены. Ибо видите, что святая церковь вас, яко недостойных, от себя не отогнала, но открыла свои недра, и, яко чадолюбивая мать, попечение свое о вас приложить одолжена. Налагает на вас сии легкия раны, да исцелит вашу болезненную душу. Сим временным наказанием предвосхищает вас от адскаго вечнаго мучения.

А нам, православныя церкви чада! попечительный Божий промысл чрез сей печальный случай великое подает наставление. Ибо все сие сказали мы не с тем, чтоб падшим ругаться; но чтоб тех, которые стоят, осторожнейшими зделать: не с тем, чтоб раны уязвленным приумножить, но паче, чтоб не уязвленных еще, не вредными соблюсти: не с тем, чтоб волнующихся погрузить, но чтоб тех, которые благополучно плывут, предохранить. Теперь мы очами своими видим действия правосудия и милосердия Божия. Правосудие в наказании грешников: милосердие в призывании их к покаянию. Побоимся убо Божия правосудия, чтоб оное нашими грехами на себя не привлечь. А милосердием его да утвердим себя, на прежния не возвращаться пороки. Щастлив тот, кто других бедствиями осторожнейшим делается!

За все сие благодарение приносим человеколюбивому Богу, удивляяся премудрости его. Сею благодарностию обязана ему церковь и мы. Церковь по тому, что прославляет он ея силу в наказании порока, и святость в различении овцы от козлища. А мы для того, что сей случай дает нам наставление.

Достойно же по Бозе прославлять и благочестие верныя Божия служительницы, Великия и милосердыя Самодержицы Нашея ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ. Чем ужаснейшим видит Она преступление, тем усерднее о спасении души преступника к церкви прибегает. Ею души сих оскверненных к Божию милосердию приводятся. Ею и мечь правосудия над оскверненным их телом для того самаго удерживается. Не се ли, Христова церковь! прямое тебе утверждение? Не се ли древних твоих и святых установлений исполнение?

Но обратимся уже мы, кротчайшаго Спасителя ученики, к сим злощастным, подвигнемся об них сожалением, поболим сердцем, покажем силу Христианския любви. Много бо поразить их может сей всенародный позор, да не опровергнет их великая сия скорбь в отчаяние. Помолимся об них со всею церковию.

Боже милосердия, и отче щедрот! воспламени сердца сих грешников к покаянию: приими их к тебе припадающих обычным Твоим благоутробием; трепещущую от суда Твоего совесть их ободри Евангельским Твоим благословенным гласом, и аще приидут в прямое злодеяния своего раскаяние; причти их избранному Твоему стаду.

А вы, бедствующия души! милосердое благаго Бога снисхождение, общия церкви всея молитвы, и благочестивое Монархини о вас попечение к исцелению ваших греховных ран употребите, да не како сие пренебрегше и временному тяжчайшему и будущему безконечному наказанию неизбежно себя подвергнете. Аминь.

Сказывано в Москве в притворах церквей, куда преступники приводимы были, 1766 года, в месяце Маие.



Оглавление

Богослужения

15 апреля 2024 г. (2 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.